На площадке строящегося Багаевского гидроузла в Ростовской области началось строительство уникального рыбоходно-нерестового канала.
Искусственное защищенное нерестилище, совмещенное с 5-километровым рыбоходным каналом, позволяющим рыбе при миграции преодолевать зону плотины гидроузла, позволит увеличить нагульные возможности для молоди и взрослых рыб.
Производительность канала будет превышать современные показатели существующих в в этом районе традиционных нерестовых участков в 2,5-3 раза. По оценке профессора, начальника отдела рыбоводной мелиорации и аквакультуры Российского научно-исследовательского института проблем мелиорации Виктора Шкура, площадь искусственного нерестилища вместе с рыбоходным каналом вдвое больше того, чем в этом районе располагает Дон сейчас. Объект с подобными характеристиками впервые включен в состав гидротехнического сооружения, имеющего, в основном, судоходное предназначение.
Кроме того, режим работы гидроузла продуман таким образом, что его влияние на нерестовый ход рыбы будет минимальным.
В настоящее время на площадке РНК ведутся работы по возведению дамбы обвалования ‒ сооружения для защиты от размыва территории канала рекой Дон во время паводков. Используемый грунт был разработан при дноуглублении на территории строительства БГУ. Объем грунта превысит 480 тыс. куб. м.
Оба откоса дамбы будут укреплены: внутренний посевом травы, внешний откос вдоль реки Дон дополнительно к посеву травы укрепят геоматом ‒ рулонным полотном из полимеров, заполненным щебнем.
По всему периметру дамбы шириной 10 м предусмотрено устройство технологического проезда. Параллельно строители выполняют разработку грунта под непосредственно канал и нерестилища. Протяженность канала составит более 5 км. Планируется переработать почти 1,8 млн куб. м грунта.
В целом по проекту на Багаевском гидроузле предусмотрено строительство более 30 дамб различного назначения, в том числе для защиты населенных пунктов от затопления в период паводков.
Багаевский гидроузел ‒ крупнейший современный инфраструктурный проект на внутренних водныхъ путях РФ. В состав строящегося гидроузла входят: судоходный шлюз с центральным пунктом управления, верхним и нижним подходными каналами с причально-направляющими сооружениями, водосбросная и земляная плотины, рыбоходно-нерестовый канал меандрирующей формы и рыбопропускной шлюз, объекты производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения, поселок для эксплуатирующего персонала. Для обеспечения безопасности судоходства устраиваются руслорегулирующие дамбы, для предотвращения развития эрозионных процессов (размыв и обрушение) берегов, от воздействия судовой волны и снижению негативного воздействия вод на население, проживающее в данных районах – дамбы берегоукрепления.
Завершение проекта намечено на конец 2024 год.
В целях обеспечения гарантированных габаритов пути (глубина ‒ 4 м, ширина ‒ 80 м, радиус закругления ‒ 500 м) на участке от створа Кочетовского гидроузла на 3004,5 км судового хода Единой глубоководной системы (ЕГС) до створа Багаевского гидроузла на 3089 км судового хода ЕГС предусмотрены дноуглубительные работы и спрямление русла реки. Об этом сообщается на сайте генподрядчика - Группы компаний "Стройтрансгаз", передает Федеральное агентство морского и речного транспорта.