С приветственным словом к участникам мероприятия обратился министр транспорта Роман Старовойт. По его словам, во все времена флот решал задачи государственного значения и продолжает это делать сейчас, в условиях современных вызовов.
"Сегодня за счет морского флота обеспечивается международная торговля с дружественными странами Российской Федерации. И, конечно, наша задача — обеспечить бесперебойную, безаварийную и, самое главное, безопасную работу флота на благо экономики нашей страны", — заявил глава Минтранса.
В новый национальный проект "Эффективная транспортная система" входят два федеральных проекта развития водного транспорта. В рамках федпроекта "Развитие опорной сети морских портов" предстоит реализовать комплекс мероприятий по развитию 15 морских портов. Модернизация и реконструкция затронет не только порты, ориентированные на обслуживание внешнеторговой деятельности, но и социально значимые объекты.
Кроме того, продолжится работа по обеспечению стабильного транспортного сообщения между регионами Российской Федерации. Это не только экономически эффективное сообщение с Калининградской областью, но и бесперебойное паромное сообщение с Республикой Крым, а также интеграция исторических регионов. Отдельный федеральный проект посвящен развитию опорной сети внутренних водных путей. Существенным толчком для расширения логистики российских грузов должна стать координация между речным, морским и железнодорожным транспортом.
Министр напомнил, что ликвидация последствий чрезвычайной ситуации, вызванной крушением танкеров в Керченском проливе в декабре 2024 года, находится на особом контроле президента и правительства Российской Федерации. В настоящее время ведется проверка судов танкерного флота, усилен контроль за их техническим состоянием, а также принимаются меры, направленные на повышение безопасности их эксплуатации.
"Нам необходимо провести работу над ошибками и сделать все возможное для предотвращения подобных происшествий в будущем. Сегодня мы находимся в стадии ликвидации последствий. И, конечно, для нас первоочередная задача, над которой мы сейчас работаем, это обеспечение удаления мазута из оставшихся частей затонувших танкеров и подъем останков судов", — подчеркнул глава транспортного ведомства.
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Андрей Тарасенко доложил о эффективности морских грузоперевозок.
"По итогам прошлого года общая перевалка грузов в морских портах не критически снизилась на 2,3 %. Если говорить о причинах, то это внешние, вызванные санкциями и ситуацией на международных рынках, и внутренние, связанные с "узкими местами" в логистических маршрутах. При этом идет изменение структуры: на фоне сокращения перевалки угля стабильно растет контейнерооборот, а также экспорт зерна и минеральных удобрений", — проинформировал он.
Перераспределение номенклатуры грузов наглядно демонстрирует Балтийский бассейн. На фоне снижения наливных грузов идет увеличение перевалки сухих грузов: грузооборот сохранился на уровне 2023 года с небольшой динамикой роста и составил свыше 249 млн тонн. Грузооборот морских портов Каспийского бассейна достиг 9,1 млн тонн, прирост составил 16,8 % за счет увеличения перевалки сухих грузов.
Говорилось и о модернизации внутренних водных путей. Для увеличения грузопотоков на внутренних водных путях в направлении устьевых морских портов и в международном сообщении совместно с регионами ведется работа по созданию транспортно-перегрузочных комплексов для интеграции водного и наземных видов транспорта. Особое внимание уделяется созданию таких ТПК на базе действующих речных портов. В настоящее время с регионами и потенциальными инвесторами созданы рабочие группы, продолжается согласование "дорожных карт" развития перегрузочных комплексов в Амурской, Московской и Омской областях, Пермском крае и Якутии, сообщает Министерство транспорта Российской Федерации.
"Формирование опорной сети внутренних водных путей и увеличение грузопотока находятся на контроле Минтранса России и руководства страны. Для достижения поставленных целей важна каждодневная работа всех администраций бассейнов. Не только по содержанию водных путей, но и по формированию грузовой базы и наращиванию объемов перевозок", — рассказал глава Росморречфлота.