- Андрей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, с чего началась история завода?
- История завода как приборостроительного, производящего штурманские приборы, началась с эвакуации в наш город Ленинградского завода штурманских приборов в 1941 году. Уже через месяц после начала ВОВ начали готовить производственную базу на Урале. Это показывает уровень компетентности руководства тех времен и значение, какое тогда придавалось обеспечению флота навигацией. Можно позавидовать такой оперативности и ответственности при принятии решений важных решений.
Таким образом на Урале, вдали от морей, океанов, и вообще большой воды оказался наш завод, флагом и гербом которого до сих пор является морской магнитный компас.
Завод штурманских приборов начал быстро выпускать продукцию на базе местных весовых мастерских. И сохранил свою морскую специализацию до настоящего времени. В послевоенные годы большая часть ленинградцев вернулась из эвакуации домой, а завод остался в качестве основного серийного завода для производства отечественных магнитных компасов, лагов и иного штурманского оборудования".
|
Катав-Ивановский приборостроительный завод, АО / Катав-Ивановский приборостроительный завод, АО |
- На чем сейчас сосредоточено производство?
- Основным направлением работы предприятия сейчас остается производство морских магнитных компасов. Можно с уверенностью утверждать, что наш завод не имеет равных в мире по широте ассортимента выпускаемых магнитных компасов. Мы выпускаем практически все возможные классы магнитных компасов от специальных наручных до самых больших отечественных изделий.
Последние – семейство КМ145 благодаря разумным идеям, заложенным в основу модульной конструкции компаса еще в советские времена и постоянному совершенствованию, по нашему мнению, уже лет 30 держит мировое первенство по возможностям и техническим характеристикам.
Более компактный бюджетный ряд магнитных компасов, тем не менее также соответствующий требованиям отечественных Морского и Речного регистров, как и международных правил – УКПМ-М ("ударопрочный компас пятидюймовый магнитный модернизированный"). Является наследником знаменитого пятидюймового компаса УКП-М, который несколько десятилетий служил в отечественном флоте. УКПМ-М при тех же технических характеристиках существенно компактнее и конструктивно проще, совершеннее.
Магнитные компасы семейств КМ69-М, КМС90, КМС55, КМ40 закрывают практически все потребности более мелких (менее 500 тонн) судов, катеров, яхт. Под любую задачу мы можем предложить решение.
Индукционные лаги производства
КИПЗ моделей ИЭЛ-2М, ИЭЛ-2М2, ИЭЛ-3 серийно производятся и пользуются заслуженной популярностью у потребителей. Среди отечественных лагов это одно из самых бюджетных решений, но не в ущерб качеству. Эти приборы лага выросли из глубокой модернизации еще советского лага ИЭЛ-2М. Который массово применялся на гражданских и вспомогательных судах. И много где служит до сих пор. При смене поколений лагов было принято неочевидное тогда решение – сохранить совместимость лага с серийными полноразмерными датчиками ("прибор 9Д" или "прибор 9"). Эти датчики широко распространены, обладают очень высокой надежностью, и служат десятилетиями. Годы показали продуктивность такого подхода. Все наши современные лаги работают как с новыми, так и старыми датчиками. По этой причине наши современные лаги – идеальное решение для замены старого лага ИЭЛ-2М и ИЭЛ-1 практически "на ходу". Новый лаг можно поставить на старые кабельные трассы и без докования.
КИПЗ – единственный производитель таких нужных в навигационной практике мелочей как штурманские параллельные линейки (настоящие!), штурманский транспортир, морские грузики для карт и пр. Поэтому Катав-Ивановский приборостроительный завод присутствует без исключения на всех судах.
- С какими проблемами сейчас может сталкиваться рынок приборостроения и КИПЗ в частности?
- Завод по-прежнему ориентируется на рынки морского и речного флотов. К сожалению, в последние десятилетия рынок гражданского флота в значительной степени утрачен. Это связано со многими причинами. Резкое сокращение гражданского судостроения привело к снижению серийности производства и увеличению себестоимости. По части позиций продукции мы оказались неконкурентоспособны по сравнению с зарубежными поставщиками с их громадными сериями. Кроме того, гражданские судостроители зачастую сказываются несвободны перед иностранным инвестором в выборе оборудования для своего судна. Даже за счет снижения качества.
Качество магнитных компасов на гражданском флоте – отдельная тема для разговора. Зачастую единственным критерием для выбора магнитного компаса, который по требованиям безопасности должен быть на каждом борту становится цена. И появляются на наших новых судах жестяные (без кавычек) магнитные компасы с фанерными (тоже без кавычек) деталями под красивой крышкой с международным лейблом. Как мне лично сказал руководитель одной из крупнейших на нашем рынке иностранных производителей магнитных компасов: "ваше мнение по качеству нашей продукции может быть интересно когда цена вашего компаса будет как у нас".
|
УКПМ-М1 и УКПМ-М2 от АО "КИПЗ" |
Кроме того, на флоте в последние десятилетия отношение к магнитному компасу сильно поменялось в худшую сторону. Появились навигационные приборы, которые требуют гораздо меньшего уровня знаний и умений для их использования. А магнитный компас требует специфических знаний и постоянного внимания. Только в этом случае он выдает показания той точности, на которую рассчитан. Отсутствие минимального технического обслуживания в течение десятилетий, девиационные работы, проведенные "на бумаге и без выхода в море" человеком, не умеющим их выполнять, все это приводит к тому, что зачастую создается впечатление, что "все эти ваши магнитные компасы врут".
Наше предприятие уже много сделало для того, чтобы поменять ситуацию на флоте, которая безусловно отражается на безопасности судоходства. Работа ведется начиная от проектных организаций, которым часто требуется помощь в принятии верного решения по выбору и размещению магнитного компаса. Судостроительным заводам приходится помогать в первичной пусконаладке магнитных компасов, от которой зависит вся дальнейшая судьба прибора. Зачатую неотрегулированный на заводе компас навсегда теряет у штурмана доверие.
- Кто сейчас Ваш основной заказчик? На какие направления в этом плане ориентируетесь по большей части?
- Наши основные потребители сегодня – Военно-морской флот и морские части ФСБ. Хотелось бы больше работать с гражданскими потребителями. Хотя тут наблюдается подвижка, пресловутые санкции и изменение курса доллара помогли нам вернуть часть потребителей. По малым компасам для катеров и шлюпок это особенно заметно – потребителям стало сложно и дорого приобретать эту технику за рубежом.
По заказу ВМФ мы уже несколько лет выполняем заказы по модернизации навигационного оборудования, выслужившего положенные сроки и неремонтопригодного. Модернизированы уже несколько десятков кораблей и судов. Меняются лаги и магнитные компасы, причем в основном без отрыва от службы, во время стоянок в базе. Отзывы по модернизированным изделиям положительные.
Пограничная охрана вообще применяет наши лаги и компасы на большинстве вновь строящихся кораблей. Так как техника КИПЗ выигрывает у конкурентов по цене и комплексу технических и эксплуатационных характеристик.
На протяжении многих лет наш завод поставляет навигационное оборудование практически всем судостроительным и судоремонтным российским предприятиям. Среди традиционных потребителей Прибалтийский завод "Янтарь", ПО "СЕВМАШ", ЦС "Звездочка", Зеленодольский завод им. А.М.горького, Адмиралтейские верфи, ССЗ "Вымпел", ССЗ "Восточная верфь", Ленинградский ССЗ "Пелла", ССЗ им. Октябрьской революции, Окская судоверфь, судостроительная фирма "Алмаз", Ярославский судостроительный завод.
- Ведутся ли новые разработки?
- Интересное направление нашей работы с партнерами – интеграция нашей техники в навигационные комплексы. Подобный проект глубокой интеграции индукционного лага и магнитного компаса в навигационный комплекс "Мателот-22100" выполнен совместно АО "Кронштадт технологии". В рамках этого проекта фактически разработана новая концепция прибора, имеющего полное дистанционное управление. С любого рабочего места штурмана он имеет доступ ко всем функциям наших приборов. Теперь не обязательно покидать свое рабочее место, чтобы произвести изменение в настройках лага или компаса. Наработанная в рамках этого проекта аппаратная база стала основой для дальнейшей автоматизации работы штурмана, в частности, в проведении девиационных работ и автоматизированной калибровке лага. Совместно с ЦНИИ "Дельфин" в рамках навигационного комплекса "Чардаш" ведутся работы по интеграции магнитного компаса с принципиально новой системой размагничивания.