Остаются считанные месяцы до выхода на ходовые испытания первого отечественного краболова "Русь", который достраивается сейчас в акватории Ленинградского судостроительного завода "Пелла".
Напомним, что спуск его на воду состоялся в декабре 2018 года. "Корабел.ру" присутствовал на этой церемонии и подготовил по ее итогу подробный обзор судна. Пройдя по этой ссылке, вы сможете еще раз с ним ознакомиться.
Строится краболов в рамках госпрограммы инвестиционных квот по заказу рыбодобывающей компании "Антей". Сегодня мы предлагаем нашим читателям интервью с финансовым директором этого дальневосточного холдинга Валентином Шибановым.
— Валентин Евгеньевич, как у "Антея" назрела необходимость включиться в эту программу инвестквот и заказать судно?
— Текущая ситуация, связанная с инвестквотами, появилась не так давно — этой истории всего года три-четыре. И до сих пор далеко не все рыбаки успели включиться в плотную работу с верфями по строительству нового флота, разместить заказы. "Антей" был не первой, но одной из первых компаний, решивших заранее приступить к выполнению этой задачи.
К сожалению, опыта собственного судостроения в последние годы у нас не было, работаем мы на бывших в эксплуатации судах отечественного и японского производства. В целом, по своим техническим характеристикам они нам понятны, устраивают в использовании. Мы знаем, что от них ожидать, как их ремонтировать, какие бюджеты на это закладывать. Никаких опасений за дополнительные расходы или вынужденный простой флота у нас нет. Но наш акционер задумался о том, что необходимо взглянуть чуть дальше и оторваться от текущих относительно комфортных условий эксплуатации флота.
На самом деле необходимость такого шага вызревала с момента принятия в 2009 году стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Было понятно, что государство рано или поздно обратит внимание на рыбаков и постарается получить за счет обновления рыболовного флота некий синергетический эффект в нескольких отраслях. На сегодняшний день в российской судостроительной отрасли есть такие консорциумы, государственные корпорации, как ОСК. Они исполняют конкретные поручения в области обеспечения флотом нефтегазовой отрасли, но им нужна дополнительная подпитка заказами — и будущий рыболовный флот может обеспечить для них достаточно понятный и стабильный рынок.
— А почему из всех верфей вы выбрали именно "Пеллу"?
— Лет пять назад наш президент объехал все судостроительные верфи, которые тогда еще даже не размышляли о взаимодействии с рыбаками, и просто поинтересовался, есть ли у них одобренный проект и ресурсы, которые обеспечат нужный результат.
Тогда еще не было санкционных рисков, и можно было, не боясь, браться за судостроение с хорошим, комфортным объемом из иностранных комплектующих. Но верфи пожимали плечами и говорили, что у них в приоритете оборонные заказы и реализация проектов в нефтегазовой отрасли, а рыбаки на текущий момент не очень интересны.
Ключевым преимуществом судостроительной верфи "Пелла" стала их полностью частная структура акционеров. Это позволило заводу прочувствовать в нашем предложении чисто коммерческий интерес. Плюс у них уже был подвисший на ранней стадии постройки корпус ярусного судна, который они начинали строить по своей собственной программе. Наш президент предложил им трансформировать судно, предназначенное для ярусного лова, в краболов с достаточно комфортными для верфи изменениями, которые даже не привели к удорожанию.
Вместе мы практически за год доработали и согласовали с Регистром проект. И так случилось, что в этот момент пошла активность по инвестквотам. Сначала были приняты и вступили в силу рыбные инвестиционные квоты. Мы ждали, что вслед за ними будет принята программа по инвестквотам на краба в размере 20% от общего допустимого улова, и на свой страх и риск заложили строительство этого судна. К сожалению, ситуация за последнее время существенно изменилась, сейчас мы готовимся к аукционам по крабовым квотам. Однако требования по строительству флота все равно никуда не делись, поэтому мы активно продолжаем достройку этого краболова.
— Как вам опыт работы с нашими корабелами на "Пелле"?
— Для компании "Антей" это первый опыт строительства рыболовного судна. Наши профильные службы, которые заняты контролем добычи, производства, эксплуатации флота, открывают для себя возможность сделать максимально удобное, понятное в эксплуатации и эффективное судно.
Конечно, с верфью мы находимся в постоянном диалоге, очень много дискуссий по поводу того, где и какое оборудование должно на судне размещаться. Это отчасти приводит к небольшому удорожанию проекта. Но мы воспринимаем это как нормальную ситуацию, рабочий процесс, мы готовы к этому и активно взаимодействуем с заводчанами. Пока, спустя полтора года, отставания от графика у нас нет, и мы надеемся, что во второй половине текущего года выйдем на ходовые испытания, обкатаем все механизмы, учтем желания производственников и постараемся принять судно в эксплуатацию.
Конечно, говорить о том, что, подписав акт приема-передачи, мы тут же сможем успешно осуществлять промысел, исходя из предполагаемых объемов, наверное, не стоит. Возможно, нам потребуется около года для того, чтобы полностью опробовать это судно в работе, прочувствовать его, понять, доработать уже индивидуально или совместно с верфью и полностью нагрузить его промыслом. Но никаких острых проблем мы в этом не видим — проект живой, он очень активный, он движется.
Подчеркну, что отчасти это сработало потому, что у нас с верфью был готовый, согласованный Регистром проект. И мы, не теряя времени, смогли сразу запустить строительство.
— Какие моменты во взаимодействии с верфью для вас оказались самыми неожиданными или сложными?
— Серьезных проблем или неожиданностей в ходе строительства мы не встретили, на верфи работают хорошие специалисты. Однако отсутствие у судостроителя активного опыта рыболовства, нахождения на судне в период промысла, его эксплуатации в разных погодных и промысловых условиях, конечно, накладывает отпечаток. То есть проект сделан безупречно по всем судостроительным нормам, но на практике какие-то инженерные решения могут буксовать, не работать. Именно эти шероховатости проекта и обсуждаются между практиками-эксплуатантами и инженерами-судостроителями.
Мы высказываем пожелания верфи, мы протоколируем с ними все изменения в проект. И, как я уже говорил, дискутируем по некоторым вопросам размещения оборудования, насыщения судна, выбора марки этого оборудования, места его установки. При этом то, что идет в дополнение к ранее согласованному заказчиком проекту, идет за наш счет, и мы понимаем, что эти затраты, будут работать исключительно во благо наших экипажей и нашей компании.
Такой динамичный и рыночный подход судостроителя для промысловика очень важен. Он помогает получить тот продукт, который будет нам полезен, а не просто судно, которое красиво смотрится на картинке.
— А что за оборудование в итоге ставится на борт?
— Готовых решений на рынке производственного судового оборудования по поддержанию жизнеобеспечения краба и по комфортной его доставке на берег не существует. Но благодаря нашему личному опыту, мы научились из комплектующих отдельных производителей, как азиатских, так и европейских, собирать необходимую систему жизнеобеспечения, которая работает достаточно успешно.
— У вас на самой верфи присутствуют постоянные представители, которые отслеживают все этапы?
— Да, у нас на верфи есть наш наблюдатель с опытом и судостроения, и эксплуатации флота. Он выступает непосредственным связующим звеном между верфью и заказчиком. Соответственно, он коммуницирует с профильными службами, которые дают свои пожелания по внесению корректировок в проект и в строительство судна. Без постоянного наблюдателя и постоянной коммуникации между заказчиком и верфью построить судно в принципе было бы невозможно.
— Опыт работы с "Пеллой" может привести к тому, что вы закажете у них еще одно или несколько судов?
— Конечно, мы рассматриваем такую возможность. Если сойдемся по цене, по результату, который нам даст верфь, если опыт эксплуатации достраивающегося сейчас краболова будет положительным, то мы будем смотреть исключительно в их сторону.
Но тут многое зависит и от емкости рынка, и от возможности верфей принять на себя будущие заказы от рыбаков. И, как следствие, от определенной конкуренции и заказчиков, и заводов. Если будет найден баланс, то, конечно, мы будем работать с "Пеллой" и дальше.
— При спуске судна на воду, я помню, было заявлено, что оно уникально. А в чем отражается эта уникальность?
— Уникальность заключается прежде всего в том, что судно выйдет в эксплуатацию уже полностью оборудованным под крабовый промысел. Ранее, в советский период, когда были СРТМ, СТР, СРТМК, не было специализированных краболовных судов, которые спускались бы со стапелей. Были просто траулеры, которые дорабатывались, перерабатывались, модернизировались, приспосабливались под этот вид лова. Наше судно будет уже изначально принято в эксплуатацию для такого промысла.
Плюс ко всему, опыта строительства живокрабных судов также не было абсолютно ни у кого. Поэтому наше новое специализированное судно для вылова и доставки краба в живом виде — это, по сути, первый в мире такой проект, который будет реализован в скором времени.
— Вы просчитывали его окупаемость?
— Безусловно. Мы знаем маржинальность нашего бизнеса, понимаем затраты капитального характера, связанного со строительством судна. Если операционные затраты, связанные с эксплуатацией нового судна совпадут с нашими ожиданиями, то окупаемость его будет в районе десяти лет. Но мы учитываем и возможность наступления каких-то стрессовых событий, которые могут удлинить этот срок.
В этой связи, хотелось бы обратить внимание на вопрос возвращения аукционной системы распределения крабовых квот. Единственная проблема аукциона заключается в том, что за него надо заплатить. То есть нам придется аккумулировать и привлекать деньги не только на строительство нового судна, но и на возможность наделить это судно необходимым производственным объемом. Дополнительные расходы, которые могут возникнуть в результате невозможности заранее предсказать стоимость квот на аукционе, всю экономику проекта делают величиной переменной, подверженной значительным рискам. Такая неопределенность делает экономическую привлекательность бизнеса менее интересной как для инвесторов, так и для кредиторов.
Нам приходится банкам очень аргументированно и долго обосновывать, что прогнозирование по возвратности кредитных средств на 10-15 лет возможно. Банки, используя консервативный или пессимистичный подход к оценке рисков, а также из-за слабого понимания особенностей рыболовного бизнеса, сомневаются, поэтому приходится их убеждать.
— А насколько сейчас совпадает объем квот, который вам выделен, с теми возможностями, которые предоставляет судно?
— Судно на текущий момент, если брать во внимание текущий объем квот на 2019 год, позволит осваивать одну шестую часть. Так что резервы есть — теоретически для полного освоения имеющегося объема квот можно построить еще пять таких судов.
— Какие новые возможности предоставит новый краболов для развития компании?
— Исходя из текущих реалий, это судно является обязательным условием сохранения того объема ресурсов, которыми мы обладаем. Даже при удачном прохождении аукциона. Мы все-таки стараемся сделать труд наших рыбаков более безопасным и комфортным. Данное судно позволит это осуществить, и мы надеемся, что его эксплуатация приведет к снижению операционных издержек и обеспечит дополнительную прибыль.
Материалы по теме:
Скоро на охоту за крабом выйдет "Русь" (о спуске на воду краболова "Русь")
Выборгские корабелы спустили на воду современный рыболовный траулер (фоторепортаж со спуска траулера "Баренцево море" на ВСЗ)
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)
Первый результат "квот под киль" (о закладке траулера проекта ST-118L-ATF на Выборгском СЗ)
"Квоты под киль" – не принуждение, а определение правил" (интервью с гендиректором завода "Янтарь")
Строится краболов в рамках госпрограммы инвестиционных квот по заказу рыбодобывающей компании "Антей". Сегодня мы предлагаем нашим читателям интервью с финансовым директором этого дальневосточного холдинга Валентином Шибановым.
— Валентин Евгеньевич, как у "Антея" назрела необходимость включиться в эту программу инвестквот и заказать судно?
— Текущая ситуация, связанная с инвестквотами, появилась не так давно — этой истории всего года три-четыре. И до сих пор далеко не все рыбаки успели включиться в плотную работу с верфями по строительству нового флота, разместить заказы. "Антей" был не первой, но одной из первых компаний, решивших заранее приступить к выполнению этой задачи.
Краболов "Русь" проекта 03070 / Корабел.ру |
К сожалению, опыта собственного судостроения в последние годы у нас не было, работаем мы на бывших в эксплуатации судах отечественного и японского производства. В целом, по своим техническим характеристикам они нам понятны, устраивают в использовании. Мы знаем, что от них ожидать, как их ремонтировать, какие бюджеты на это закладывать. Никаких опасений за дополнительные расходы или вынужденный простой флота у нас нет. Но наш акционер задумался о том, что необходимо взглянуть чуть дальше и оторваться от текущих относительно комфортных условий эксплуатации флота.
На самом деле необходимость такого шага вызревала с момента принятия в 2009 году стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Было понятно, что государство рано или поздно обратит внимание на рыбаков и постарается получить за счет обновления рыболовного флота некий синергетический эффект в нескольких отраслях. На сегодняшний день в российской судостроительной отрасли есть такие консорциумы, государственные корпорации, как ОСК. Они исполняют конкретные поручения в области обеспечения флотом нефтегазовой отрасли, но им нужна дополнительная подпитка заказами — и будущий рыболовный флот может обеспечить для них достаточно понятный и стабильный рынок.
— А почему из всех верфей вы выбрали именно "Пеллу"?
— Лет пять назад наш президент объехал все судостроительные верфи, которые тогда еще даже не размышляли о взаимодействии с рыбаками, и просто поинтересовался, есть ли у них одобренный проект и ресурсы, которые обеспечат нужный результат.
Тогда еще не было санкционных рисков, и можно было, не боясь, браться за судостроение с хорошим, комфортным объемом из иностранных комплектующих. Но верфи пожимали плечами и говорили, что у них в приоритете оборонные заказы и реализация проектов в нефтегазовой отрасли, а рыбаки на текущий момент не очень интересны.
Ключевым преимуществом судостроительной верфи "Пелла" стала их полностью частная структура акционеров. Это позволило заводу прочувствовать в нашем предложении чисто коммерческий интерес. Плюс у них уже был подвисший на ранней стадии постройки корпус ярусного судна, который они начинали строить по своей собственной программе. Наш президент предложил им трансформировать судно, предназначенное для ярусного лова, в краболов с достаточно комфортными для верфи изменениями, которые даже не привели к удорожанию.
Вместе мы практически за год доработали и согласовали с Регистром проект. И так случилось, что в этот момент пошла активность по инвестквотам. Сначала были приняты и вступили в силу рыбные инвестиционные квоты. Мы ждали, что вслед за ними будет принята программа по инвестквотам на краба в размере 20% от общего допустимого улова, и на свой страх и риск заложили строительство этого судна. К сожалению, ситуация за последнее время существенно изменилась, сейчас мы готовимся к аукционам по крабовым квотам. Однако требования по строительству флота все равно никуда не делись, поэтому мы активно продолжаем достройку этого краболова.
Спускали на воду первый в России краболов "Русь" проекта 03070 / Корабел.ру |
— Как вам опыт работы с нашими корабелами на "Пелле"?
— Для компании "Антей" это первый опыт строительства рыболовного судна. Наши профильные службы, которые заняты контролем добычи, производства, эксплуатации флота, открывают для себя возможность сделать максимально удобное, понятное в эксплуатации и эффективное судно.
Конечно, с верфью мы находимся в постоянном диалоге, очень много дискуссий по поводу того, где и какое оборудование должно на судне размещаться. Это отчасти приводит к небольшому удорожанию проекта. Но мы воспринимаем это как нормальную ситуацию, рабочий процесс, мы готовы к этому и активно взаимодействуем с заводчанами. Пока, спустя полтора года, отставания от графика у нас нет, и мы надеемся, что во второй половине текущего года выйдем на ходовые испытания, обкатаем все механизмы, учтем желания производственников и постараемся принять судно в эксплуатацию.
Конечно, говорить о том, что, подписав акт приема-передачи, мы тут же сможем успешно осуществлять промысел, исходя из предполагаемых объемов, наверное, не стоит. Возможно, нам потребуется около года для того, чтобы полностью опробовать это судно в работе, прочувствовать его, понять, доработать уже индивидуально или совместно с верфью и полностью нагрузить его промыслом. Но никаких острых проблем мы в этом не видим — проект живой, он очень активный, он движется.
Подчеркну, что отчасти это сработало потому, что у нас с верфью был готовый, согласованный Регистром проект. И мы, не теряя времени, смогли сразу запустить строительство.
— Какие моменты во взаимодействии с верфью для вас оказались самыми неожиданными или сложными?
— Серьезных проблем или неожиданностей в ходе строительства мы не встретили, на верфи работают хорошие специалисты. Однако отсутствие у судостроителя активного опыта рыболовства, нахождения на судне в период промысла, его эксплуатации в разных погодных и промысловых условиях, конечно, накладывает отпечаток. То есть проект сделан безупречно по всем судостроительным нормам, но на практике какие-то инженерные решения могут буксовать, не работать. Именно эти шероховатости проекта и обсуждаются между практиками-эксплуатантами и инженерами-судостроителями.
Мы высказываем пожелания верфи, мы протоколируем с ними все изменения в проект. И, как я уже говорил, дискутируем по некоторым вопросам размещения оборудования, насыщения судна, выбора марки этого оборудования, места его установки. При этом то, что идет в дополнение к ранее согласованному заказчиком проекту, идет за наш счет, и мы понимаем, что эти затраты, будут работать исключительно во благо наших экипажей и нашей компании.
Такой динамичный и рыночный подход судостроителя для промысловика очень важен. Он помогает получить тот продукт, который будет нам полезен, а не просто судно, которое красиво смотрится на картинке.
Спускали на воду первый в России краболов "Русь" проекта 03070 / Корабел.ру |
— А что за оборудование в итоге ставится на борт?
— Готовых решений на рынке производственного судового оборудования по поддержанию жизнеобеспечения краба и по комфортной его доставке на берег не существует. Но благодаря нашему личному опыту, мы научились из комплектующих отдельных производителей, как азиатских, так и европейских, собирать необходимую систему жизнеобеспечения, которая работает достаточно успешно.
— У вас на самой верфи присутствуют постоянные представители, которые отслеживают все этапы?
— Да, у нас на верфи есть наш наблюдатель с опытом и судостроения, и эксплуатации флота. Он выступает непосредственным связующим звеном между верфью и заказчиком. Соответственно, он коммуницирует с профильными службами, которые дают свои пожелания по внесению корректировок в проект и в строительство судна. Без постоянного наблюдателя и постоянной коммуникации между заказчиком и верфью построить судно в принципе было бы невозможно.
— Опыт работы с "Пеллой" может привести к тому, что вы закажете у них еще одно или несколько судов?
— Конечно, мы рассматриваем такую возможность. Если сойдемся по цене, по результату, который нам даст верфь, если опыт эксплуатации достраивающегося сейчас краболова будет положительным, то мы будем смотреть исключительно в их сторону.
Но тут многое зависит и от емкости рынка, и от возможности верфей принять на себя будущие заказы от рыбаков. И, как следствие, от определенной конкуренции и заказчиков, и заводов. Если будет найден баланс, то, конечно, мы будем работать с "Пеллой" и дальше.
— При спуске судна на воду, я помню, было заявлено, что оно уникально. А в чем отражается эта уникальность?
— Уникальность заключается прежде всего в том, что судно выйдет в эксплуатацию уже полностью оборудованным под крабовый промысел. Ранее, в советский период, когда были СРТМ, СТР, СРТМК, не было специализированных краболовных судов, которые спускались бы со стапелей. Были просто траулеры, которые дорабатывались, перерабатывались, модернизировались, приспосабливались под этот вид лова. Наше судно будет уже изначально принято в эксплуатацию для такого промысла.
Плюс ко всему, опыта строительства живокрабных судов также не было абсолютно ни у кого. Поэтому наше новое специализированное судно для вылова и доставки краба в живом виде — это, по сути, первый в мире такой проект, который будет реализован в скором времени.
Фото: ООО "Антей" |
— Вы просчитывали его окупаемость?
— Безусловно. Мы знаем маржинальность нашего бизнеса, понимаем затраты капитального характера, связанного со строительством судна. Если операционные затраты, связанные с эксплуатацией нового судна совпадут с нашими ожиданиями, то окупаемость его будет в районе десяти лет. Но мы учитываем и возможность наступления каких-то стрессовых событий, которые могут удлинить этот срок.
В этой связи, хотелось бы обратить внимание на вопрос возвращения аукционной системы распределения крабовых квот. Единственная проблема аукциона заключается в том, что за него надо заплатить. То есть нам придется аккумулировать и привлекать деньги не только на строительство нового судна, но и на возможность наделить это судно необходимым производственным объемом. Дополнительные расходы, которые могут возникнуть в результате невозможности заранее предсказать стоимость квот на аукционе, всю экономику проекта делают величиной переменной, подверженной значительным рискам. Такая неопределенность делает экономическую привлекательность бизнеса менее интересной как для инвесторов, так и для кредиторов.
Нам приходится банкам очень аргументированно и долго обосновывать, что прогнозирование по возвратности кредитных средств на 10-15 лет возможно. Банки, используя консервативный или пессимистичный подход к оценке рисков, а также из-за слабого понимания особенностей рыболовного бизнеса, сомневаются, поэтому приходится их убеждать.
— А насколько сейчас совпадает объем квот, который вам выделен, с теми возможностями, которые предоставляет судно?
— Судно на текущий момент, если брать во внимание текущий объем квот на 2019 год, позволит осваивать одну шестую часть. Так что резервы есть — теоретически для полного освоения имеющегося объема квот можно построить еще пять таких судов.
— Какие новые возможности предоставит новый краболов для развития компании?
— Исходя из текущих реалий, это судно является обязательным условием сохранения того объема ресурсов, которыми мы обладаем. Даже при удачном прохождении аукциона. Мы все-таки стараемся сделать труд наших рыбаков более безопасным и комфортным. Данное судно позволит это осуществить, и мы надеемся, что его эксплуатация приведет к снижению операционных издержек и обеспечит дополнительную прибыль.
Материалы по теме:
Скоро на охоту за крабом выйдет "Русь" (о спуске на воду краболова "Русь")
Выборгские корабелы спустили на воду современный рыболовный траулер (фоторепортаж со спуска траулера "Баренцево море" на ВСЗ)
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)
Первый результат "квот под киль" (о закладке траулера проекта ST-118L-ATF на Выборгском СЗ)
"Квоты под киль" – не принуждение, а определение правил" (интервью с гендиректором завода "Янтарь")