– Владимир Николаевич, какие основные задачи стоят сегодня перед ОСК?
– Уверен, что не буду оригинален, отвечая на этот вопрос. Задачи, стоящие перед ОСК, стандартны для любой корпорации. Это достижение плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий, увеличение доли России на рынке судостроения в
мире, увеличение объемов производства и расширение номеклатуры продукции. Необходимо разработать новые виды продукции и освоить их производство. Нужно выполнить контрактные обязательства перед заказчиками по срокам, стоимости и качеству продукции. Важным моментом является стабилизация работы предприятий, их финансово-экономической деятельности, развитие предприятий в техническом и социальном плане, повышение производительности труда, качества продукции.
– Какие шаги, по вашему мнению, нужно сделать в первую очередь?
– Потребуется реорганизация ОСК, разделение зон ответственности между корпорацией и предприятиями, выработка механизмов контроля и управления. Верфи необходимо избавить от ряда бюрократических процедур и регламентов, которые только затягивают сроки принятия решений. Нужно дать большую свободу директорам предприятий, которые, согласно уставу, являются единоличными руководителями исполнительных органов, отвечающими за деятельность организации.
Для этих целей необходимо:
- четко определить функциональные обязанности и зону ответственности ОСК, способы и методы управления организациями, входящими в ОСК;
- изменить структуру ОСК;
- дать оценку профпригодности сотрудников ОСК, разработать и реализовать мероприятия по оргэффективности;
- провести технико-экономический анализ деятельности каждого предприятия. Разработать меры для реализации программ стабилизации работы и улучшения экономических показателей предприятий.
– Что необходимо предпринять для развития российского судостроения?
– Прежде всего необходимо точно определить внутреннюю потребность в военных и гражданских кораблях и судах. Определить специализацию КБ и предприятий по типу судов. Разработать типовые проекты и запустить серийное производство судов в соответствии со специализацией предприятий.
Эти меры позволят сформировать производственные планы и планы развития предприятий на десятилетия, обеспечат стабильную загрузку и, безусловно, приведут к снижению себестоимости судов. Это также упростит решение вопросов импортозамещения и локализации производства того или иного судового оборудования.
– Необходима ли комплексная (сводная) программа развития отрасли на среднесрочную перспективу?
– Я бы поставил этот вопрос на первое место. Отрасли необходима программа развития, причем не только на среднесрочную перспективу, но и на долгосрочную. Это обеспечит горизонт планирования минимум на 5 лет, желательно 10 лет. Если мы определимся с количеством судов и кораблей, которые нужно построить, то появится возможность разработки и реализации таких программ. Это не только сделает судостроение более эффективной и конкурентоспособной отраслью, но и даст толчок развитию и освоению новых видов продукции в ряде других областей производства — в машиностроении, металлургии, химической индустрии, приборостроении и т.д.
Еще раз подчеркну, что специализация предприятий и большие серии заказов позволят повысить объемы производства и улучшить экономические результаты работы предприятий, снизят себестоимость продукции. Вопросы локализации стоит решать совместно со стратегическими партнерами за рубежом или путем создания (перепрофилирования) машиностроительной отрасли, ориентированной на выпуск судового оборудования. Безусловно, потребуется реорганизация ОСК с абсолютно понятным распределением прав и ответственности, а также создание механизма взаимодействия между ОСК и предприятиями, входящими в его структуру.
Это лишь главные шаги. Предстоит сделать очень многое, но возможность трансформации отрасли упускать нельзя. Отрасль системообразующая! Судостроители надеются и верят, что произойдут положительные изменения в отрасли, которые позволят организациям, входящим в ОСК, развиваться по всем направлениям производственной, технической и социальной деятельности, стабилизировав свое финансовое состояние.
Остается пожелать руководителям ОСК быстрейшего погружения в дела корпорации и судостроительных предприятий, принятия необходимых решений и успехов в реализации.
Далее об отрасли:
Ценообразование в судостроении:
Чего ждать судостроителям от нововведений в законодательство?
"Считаю, "Миры" еще можно оживить"