За 10 лет пассажиропоток на речном транспорте Новосибирска вырос почти в 4 раза, с 60 тыс. человек в 2013 году до 220 тыс. в 2022 году. По оценкам директора Ассоциации судовладельцев Западной Сибири Александра Каракоцкого в 2023 году он может составять примерно 240 тыс. пассажиров. Эти результаты единственный речной перевозчик Новосибирска - ООО "Речфлот" получил всего на двух направлениях: традиционном "Речной вокзал – Седова Заимка" и "Речной вокзал – Тихие зори" (открылся в 2021 году), сообщает портал InfoPro54.
"На Сибирском транспортном форуме в июне мы говорили о необходимости развивать новые маршруты для того, чтобы осуществлять перевозки граждан, заселяющихся в новые микрорайоны, расположенные по берегам реки: "Ясный берег", "Европейский берег", застраивающийся Чернышевский спуск и т.д. Мы проводили опрос: жители с удовольствием ходили бы по реке до аквапарка, Речного вокзала. На форуме поднимался вопрос о включении в проектную документацию застройщиков, создающих прибрежные микрорайоны, небольших причалов, чтобы к ним могли подходить суда. После принятия решения о принципах формирования сети можно будет формировать пассажирский флот, по аналогии с наземным пассажирским транспортом", - отметил Александр Каракоцкий.
По информации руководителя ассоциации судовладельцев, "Речфлот" уже принял решение о закупке одного судна. Оно выйдет на маршруты до 2026 года. Министр транспорта Новосибирской области Анатолий Костылевский предложил ассоциации проработать проект ГЧП по развитию речных пассажирских перевозок на скоростных судах в городе и представить его на рассмотрение инвестиционного совета. Речь идет о судах на электродвижении, выпускаемых компанией Emperium (входит в Sitronics Group), но, рассматривается и другой производитель. Собеседник пояснил, что заявки поданы на несколько судов.
"Сейчас новых проработанных речных маршрутов в Новосибирске нет. Они должны разрабатываться совместно Минтрансом, застройщиками, мэрией и перевозчиками. Они нужны не только в городе, но и в области", — полагает председатель транспортного комитета регионального парламента Валерий Ильенко.
Бизнес-сообщество настаивает на комплексной программе развития реки Обь, чтобы обеспечить растущий спрос причальной инфраструктурой для пассажирских и грузовых перевозок.
По словам Александра Каракоцкого, объем грузоперевозок по реке Обь в отличие от пассажирских перевозок, существенно просел - с 6 млн тонн инертных материалов в 2005 году до нынешних 1-1,2 млн тонн.
"Мы считали цифры: содержание километра реки обходится дешевле, чем километра дороги. Но развитие речных перевозок невозможно без их включения в транспортный каркас Новосибирской агломерации, без строительства современной портовой инфраструктуры", — уточнил Александр Каракоцкий.
Для активизации этого направления предлагается участвовать в проекте КНР "Один пояс – один путь" либо рассмотреть возможность задействовать Северный морской путь.
"Использование этого экономического рычага позволит нам реализовать проекты с расширением пропускной способности Оби, дноуглубительными работами, строительством выправительных сооружений. В итоге Обь-Иртышский бассейн получит новые возможности для развития. Например, для перевозки 8 млн тонн угля с Кузбасса, который сегодня не вывозится, - предлагает директор Ассоциации судовладельцев Западной Сибири.