Совещание "Проблемы правоприменения российских норм охраны труда лоцмана при обслуживании иностранных морских судов" состоялось 18 февраля в Институте дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.

Предметом совещания были проблемы правоприменительной практики норм охраны труда в лоцманском обслуживании. Обсуждены различные подходы Минтруда России и международных Конвенций в отношении безопасности лоцманов. В частности, участниками совещания было отмечено, что передвижение лоцмана по судну относится министерством труда к работам на высоте, что фактически не соответствует хорошей морской практике и международной конвенции СОЛАС-74.
На совещании было отмечено, что лоцманская профессия относится к числу опасных с точки зрения охраны труда. По информации Международной ассоциации морских лоцманов, за период 2001-2021 гг. было зафиксировано 160 аварий с участием лоцманов, включая 30 случаев падений с трапа и 18 случаев с летальным исходом, что показывает высокий процент несчастных случаев в производственной деятельности. По информации Ространснадзора, основными причинами несчастных случаев с участием лоцманов в России являются: человеческий фактор и технические неисправности при посадке и высадке лоцмана.

Ряд участников совещания выступил с предложением вернуть регулирование в области охраны труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта в компетенцию Минтранса России, а также нормативно предусмотреть меры по поддержанию компетенций лоцманов в области охраны труда, личной безопасности в отраслевых учебных заведениях, имеющих развитую техническую тренажерную базу, позволяющую обеспечить получение реальных практических навыков лоцманов в сфере охраны труда.
Директор Института ДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Айзинов и старший инструктор Морского учебно-тренажерного центра университета Евгений Воронин представили предложения по совершенствованию подготовки лоцманов-стажеров и повышению квалификации лоцманов в области охраны труда, действиям лоцманов в аварийных ситуациях при проводке судов в морских портах.

В обсуждении приняли участие капитаны морских портов "Большой порт Санкт-Петербург", "Пассажирский порт Санкт-Петербург", специалисты ФГУП "Гидрографическое предприятие" Госкорпорации "Росатом", Российского морского регистра судоходства, лоцманских организаций: ООО "Альбатрос", ООО "Болтик Пайлот", ООО "СПб Лоцман", ФГУП "Росморпорт", ООО "СоюзФлот Порт", АО "Портовый флот" Владивостокского морского торгового порта, Национального лоцманского союза, а также Морского учебно-тренажерного центра ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.