До открытия нового круизного сезона остается не так долго. Компании, работающие на этом рынке уже вовсю ведут подготовку. Самое время понять, что сейчас происходит в отрасли, на каких он позициях – действительно ли все так плохо, как периодически пишется в некоторых СМИ.
На минувшей неделе в Санкт-Петербурге состоялся ежегодный Фестиваль круизов, на котором представители туроператоров и судоходных компаний обсудили текущие вопросы и оценили обстановку. В мероприятии приняли участие представители таких фирм, как Costa Cruises, Atlantis Line, PAC Group, "Инфофлот", "ВодоходЪ", "Виа Марис", "Круизный дом "МК", "Ника", Poseidon Expeditions, "Солеанс тревел", "Петербургские круизы" и так далее.
Справедливости ради, надо заметить, что в предыдущие годы программа фестиваля была более насыщенной и уровень представительства был повыше. В этот раз многие ограничились делегированием менеджеров. Но ключевые игроки все-таки присутствовали в боевом составе. Так, от лица "Инфофлота" участвовал в панельной дискуссии лично генеральный директор компании Андрей Михайловский. Но об этом ниже.
Оказалось, что по общему мнению, дела в круизной отрасли как минимум не ухудшаются. А если говорить не о российском, а о европейском рынке, то вообще переживают невиданный расцвет. Согласно статистике Международной ассоциации круизных линий, за последние 10 лет мировой рынок морских круизов вырос на 60%. Набирает обороты и строительство новых круизных лайнеров – только в этом году на воду будет спущено 24 новых огромных судна. А если взять горизонт в ближайшие пять лет, то ожидается спуск на воду не менее 74 круизников.
Эти цифры, кстати, неоднократно упоминались в выступлениях участников – видно было, что на отрасль они произвели серьезное впечатление. Кстати, ими модератор открыл важнейшую часть фестиваля – панельную дискуссию, посвященную рынку морских и речных круизов. В ее ходе мнениями обменивались генеральный директор "Инфофлота" Андрей Михайловский, директор по маркетингу "Круизного дома "МК" Людмила Гуральник, глава петербургского офиса PAC Group Алексей Голованов и менеджер по развитию бизнеса Costa Cruises в России Екатерина Илюшина.
"Турист считает, что это дорого"
О чем шла речь на этой дискуссии?
Первым слово взял Алексей Голованов, поспешивший отчитаться о солидных достижениях своей компании. У PAC Group прошедший год на российском рынке оказался крайне успешным – рост продаж составил 36%. В абсолютных цифрах это свыше 32 тысяч круизных пассажиров, которые отправлены были отправлены в путешествие через компанию PAC Group. Еще раз уточним – компания международная, но речь здесь идет именно о наших соотечественниках. При этом цель ставится амбициозная – довести этот показатель до 100 тысяч туристов, что составляет примерно четверть от общего числа россиян, выбирающих для себя круизы в качестве отдыха.
Как видите, общая емкость рынка небольшая – это порядка 350-400 тысяч человек, покупающих туры на российские реки. Плюс порядка 40 тысяч туристов, отправляющихся в морские туры за рубеж. При том что общее количество выезжающих за границу с туристическими целями россиян составило порядка 12 млн человек. То есть круизеров среди них ничтожно малое количество – всего 0,3 %.
Почему так мало? Участники попытались ответить на этот вопрос.
– Мне кажется, турист считает, что это дорого. Это первое, что его останавливает. К стоимости круиза надо добавлять перелеты, трансферы, есть сложность в понимании того, сколько в итоге ему придется потратить на борту и так далее. Турист пока еще не понимает стоимость и те преимущества, которые он получит за свои деньги. Потратив столько же, сколько он потратит в Турции, он получит впечатлений и сервиса гораздо больше, – высказала свое мнение представительница Costa Cruises в России.
В свою очередь, Людмила Гуральник из "Круизного дома "МК" подтвердила, что турагентам сложно переориентировать своего клиента, который постоянно ездил в недорогую Турцию или Грецию.
– Советую агентам донести преимущества круизного отдыха. Это, во-первых, масса развлечений, много стран за одно путешествие. По сравнению с автобусным туром не надо бесконечно собирать чемоданы. Это комфорт, релаксация. И продукт очень доступен – за 800 евро можно вдвоем отправиться в недельный круиз по Средиземноморью, – отметила она.
Фанаты едут за звездами
Показательно, что именно круизы по Средиземноморью пользуются наибольшей популярностью у той части наших соотечественников, которая в принципе ориентирована на круизы. Такие маршруты сравнительно доступны, а плюс к тому круглогодичны. На втором месте – круизы по Северной Европе. Их преимущество в том, что туристу не нужно предварительно вылетать за границу, он может сесть на лайнер прямо в Санкт-Петербурге. Замыкают тройку востребованных направлений, по сведениям туристических компаний, зимние круизы по Персидскому заливу.
Впрочем, добавление или увеличение количества русскоязычных групп позволяет сделать практически любой маршрут бестселлером, считают участники дискуссии.
– Как только у нас появились русские группы на Карибском бассейне, количество туристов там значительно увеличилось. Особенно, если маршрут является безвизовым. Российским туристам это очень важно – чтобы не было визы, и возможность русскоязычной поддержки на месте, – пояснил глава отделения PAC Group в Петербурге Алексей Голованов и остальные его активно поддержали.
Кроме того, ситуационно могут "зайти" абсолютно любые направления, даже какие-то совсем экзотичные.
– Отправились звезды на Мальдивы, выложили много фотографий в одной популярной социальной сети, и это направление выстрелило, – привел пример Голованов. – То же самое и по круизами – отправляются звезды, выкладывают фотографии, их поклонники, фанаты путешествуют по тому же самому маршруту. Именно поэтому сейчас, например, интересный маршрут – Гренландия. Оказывается, у многих путешественников это был тот пунктик, который стоит посетить. Это очень необычно, очень своеобразно для рядового круиза. Он выстрелил в летнем сезоне.
Турист, который возвращается
Глава "Инфофлота" Андрей Михайловский вернул обсуждение к ситуации на российских реках, заметив, что у пассажиров постепенно начинают меняться запросы к качеству сервиса. И опытные операторы этот фактор стараются учитывать.
– Мы видим, что у людей акцент смещается в сторону круизных компаний, которые на системном уровне уделяют внимание сервису, услугам, каким-то активностям, в сторону кают со всеми удобствами. Корабли, каюты которых не оснащены всем необходимым, сейчас переходят в какой-то эконом-сегмент. Появляются за последние два-три года каюты с балконами. Компании, которые модернизируют суда, добавляя балконы, уже задают некий тон.
Ну а в целом, он резюмировал так: круизный турист – дорогой турист, он максимально возвратный. Большая часть обязательно возвращается, обеспечивая экономию на бюджете маркетинга следующего года.
– Другой вопрос, что нужно расти. Чем больше линейка круизов, тем больше клиент привязан к ней. Сегодня реки России, завтра море, послезавтра Европа и так далее. Для агентства это один из самых классных продуктов, – считает Андрей Михайловский.
В рамках фестиваля круизов мы взяли у генерального директора "Инфофлота" отдельное интервью, где расспросили обо всем, что происходит с компанией и с круизным рынком прямо сейчас. Но это уже отдельная история. В ближайшее время это интервью появится на портале "Корабел.ру" – не пропустите!
Материалы по теме:
В России стремительно дорожает топливо, в Европе стремительно растет флот (о форуме "Реки России - 2018")
"А еще помог Евпатий Коловрат..." (о премии "Маршрут года — 2017")
"Через десять лет двух- и трехпалубный флот уйдет с рынка" (о панельной дискуссии в рамках "Невы-2017" на тему круизного судоходства)
Акватории ждут иностранных туристов (о форуме "Водный туризм - 2017")
Речные речи (о форуме "Реки России - 2017")
От "Белой Руси" до Черного моря (о Фестивале круизов - 2017)
Визы, яхты, лайнеры и пирсы (о форуме "Водный туризм - 2016")
Договорились на берегу (о форуме "Реки России - 2016")
Прошлись по воде (о Госсовете по внутренним водным путям в августе 2016 г.)
Фестивлаь круизов - 2019 / Корабел.ру |
Справедливости ради, надо заметить, что в предыдущие годы программа фестиваля была более насыщенной и уровень представительства был повыше. В этот раз многие ограничились делегированием менеджеров. Но ключевые игроки все-таки присутствовали в боевом составе. Так, от лица "Инфофлота" участвовал в панельной дискуссии лично генеральный директор компании Андрей Михайловский. Но об этом ниже.
Оказалось, что по общему мнению, дела в круизной отрасли как минимум не ухудшаются. А если говорить не о российском, а о европейском рынке, то вообще переживают невиданный расцвет. Согласно статистике Международной ассоциации круизных линий, за последние 10 лет мировой рынок морских круизов вырос на 60%. Набирает обороты и строительство новых круизных лайнеров – только в этом году на воду будет спущено 24 новых огромных судна. А если взять горизонт в ближайшие пять лет, то ожидается спуск на воду не менее 74 круизников.
Эти цифры, кстати, неоднократно упоминались в выступлениях участников – видно было, что на отрасль они произвели серьезное впечатление. Кстати, ими модератор открыл важнейшую часть фестиваля – панельную дискуссию, посвященную рынку морских и речных круизов. В ее ходе мнениями обменивались генеральный директор "Инфофлота" Андрей Михайловский, директор по маркетингу "Круизного дома "МК" Людмила Гуральник, глава петербургского офиса PAC Group Алексей Голованов и менеджер по развитию бизнеса Costa Cruises в России Екатерина Илюшина.
"Турист считает, что это дорого"
О чем шла речь на этой дискуссии?
Первым слово взял Алексей Голованов, поспешивший отчитаться о солидных достижениях своей компании. У PAC Group прошедший год на российском рынке оказался крайне успешным – рост продаж составил 36%. В абсолютных цифрах это свыше 32 тысяч круизных пассажиров, которые отправлены были отправлены в путешествие через компанию PAC Group. Еще раз уточним – компания международная, но речь здесь идет именно о наших соотечественниках. При этом цель ставится амбициозная – довести этот показатель до 100 тысяч туристов, что составляет примерно четверть от общего числа россиян, выбирающих для себя круизы в качестве отдыха.
Как видите, общая емкость рынка небольшая – это порядка 350-400 тысяч человек, покупающих туры на российские реки. Плюс порядка 40 тысяч туристов, отправляющихся в морские туры за рубеж. При том что общее количество выезжающих за границу с туристическими целями россиян составило порядка 12 млн человек. То есть круизеров среди них ничтожно малое количество – всего 0,3 %.
Почему так мало? Участники попытались ответить на этот вопрос.
менеджер по развитию бизнеса Costa Cruises в России Екатерина Илюшина / Корабел.ру |
– Мне кажется, турист считает, что это дорого. Это первое, что его останавливает. К стоимости круиза надо добавлять перелеты, трансферы, есть сложность в понимании того, сколько в итоге ему придется потратить на борту и так далее. Турист пока еще не понимает стоимость и те преимущества, которые он получит за свои деньги. Потратив столько же, сколько он потратит в Турции, он получит впечатлений и сервиса гораздо больше, – высказала свое мнение представительница Costa Cruises в России.
В свою очередь, Людмила Гуральник из "Круизного дома "МК" подтвердила, что турагентам сложно переориентировать своего клиента, который постоянно ездил в недорогую Турцию или Грецию.
– Советую агентам донести преимущества круизного отдыха. Это, во-первых, масса развлечений, много стран за одно путешествие. По сравнению с автобусным туром не надо бесконечно собирать чемоданы. Это комфорт, релаксация. И продукт очень доступен – за 800 евро можно вдвоем отправиться в недельный круиз по Средиземноморью, – отметила она.
Фанаты едут за звездами
Показательно, что именно круизы по Средиземноморью пользуются наибольшей популярностью у той части наших соотечественников, которая в принципе ориентирована на круизы. Такие маршруты сравнительно доступны, а плюс к тому круглогодичны. На втором месте – круизы по Северной Европе. Их преимущество в том, что туристу не нужно предварительно вылетать за границу, он может сесть на лайнер прямо в Санкт-Петербурге. Замыкают тройку востребованных направлений, по сведениям туристических компаний, зимние круизы по Персидскому заливу.
Впрочем, добавление или увеличение количества русскоязычных групп позволяет сделать практически любой маршрут бестселлером, считают участники дискуссии.
– Как только у нас появились русские группы на Карибском бассейне, количество туристов там значительно увеличилось. Особенно, если маршрут является безвизовым. Российским туристам это очень важно – чтобы не было визы, и возможность русскоязычной поддержки на месте, – пояснил глава отделения PAC Group в Петербурге Алексей Голованов и остальные его активно поддержали.
Кроме того, ситуационно могут "зайти" абсолютно любые направления, даже какие-то совсем экзотичные.
– Отправились звезды на Мальдивы, выложили много фотографий в одной популярной социальной сети, и это направление выстрелило, – привел пример Голованов. – То же самое и по круизами – отправляются звезды, выкладывают фотографии, их поклонники, фанаты путешествуют по тому же самому маршруту. Именно поэтому сейчас, например, интересный маршрут – Гренландия. Оказывается, у многих путешественников это был тот пунктик, который стоит посетить. Это очень необычно, очень своеобразно для рядового круиза. Он выстрелил в летнем сезоне.
Турист, который возвращается
Глава "Инфофлота" Андрей Михайловский вернул обсуждение к ситуации на российских реках, заметив, что у пассажиров постепенно начинают меняться запросы к качеству сервиса. И опытные операторы этот фактор стараются учитывать.
генеральный директор "Инфофлота" Андрей Михайловский / Корабел.ру |
– Мы видим, что у людей акцент смещается в сторону круизных компаний, которые на системном уровне уделяют внимание сервису, услугам, каким-то активностям, в сторону кают со всеми удобствами. Корабли, каюты которых не оснащены всем необходимым, сейчас переходят в какой-то эконом-сегмент. Появляются за последние два-три года каюты с балконами. Компании, которые модернизируют суда, добавляя балконы, уже задают некий тон.
Ну а в целом, он резюмировал так: круизный турист – дорогой турист, он максимально возвратный. Большая часть обязательно возвращается, обеспечивая экономию на бюджете маркетинга следующего года.
– Другой вопрос, что нужно расти. Чем больше линейка круизов, тем больше клиент привязан к ней. Сегодня реки России, завтра море, послезавтра Европа и так далее. Для агентства это один из самых классных продуктов, – считает Андрей Михайловский.
В рамках фестиваля круизов мы взяли у генерального директора "Инфофлота" отдельное интервью, где расспросили обо всем, что происходит с компанией и с круизным рынком прямо сейчас. Но это уже отдельная история. В ближайшее время это интервью появится на портале "Корабел.ру" – не пропустите!
Материалы по теме:
В России стремительно дорожает топливо, в Европе стремительно растет флот (о форуме "Реки России - 2018")
"А еще помог Евпатий Коловрат..." (о премии "Маршрут года — 2017")
"Через десять лет двух- и трехпалубный флот уйдет с рынка" (о панельной дискуссии в рамках "Невы-2017" на тему круизного судоходства)
Акватории ждут иностранных туристов (о форуме "Водный туризм - 2017")
Речные речи (о форуме "Реки России - 2017")
От "Белой Руси" до Черного моря (о Фестивале круизов - 2017)
Визы, яхты, лайнеры и пирсы (о форуме "Водный туризм - 2016")
Договорились на берегу (о форуме "Реки России - 2016")
Прошлись по воде (о Госсовете по внутренним водным путям в августе 2016 г.)