Сегодлня вся информация, касающаяся захвата "Saronic Breeze" (флаг Панамы, ИМО 9041540), на котором находились наши соотечественники, крайне противоречива. Если отталкиваться от заявления, сделанного в ходе брифинга официального представителя МИД России Марии Захаровой 30 ноября 2016, то получается, что 29 ноября пираты захватили греческое судно "Saronic Breeze" с 20 гражданами России и Украины на борту, находившееся ранее на рейде в территориальных водах Бенина.
В прояснении ситуации участвует посольство России в Бенине, которое поддерживает все необходимые контакты с властями этого государства. Посольство Бенина, в свою очередь, уже подтвердило факт захвата судна с россиянами на борту, уточнив, что это произошло не в территориальных водах страны.
– Судно действительно было захвачено пиратами, но за пределами территориальных вод Бенина. На судне находятся граждане Украины и России. По разным оценкам, на борту могут находиться до четырех россиян, – сказал посол Бенина в России Анисет Габриэль Кочофа. – Как только судно попадет в наши территориальные воды, мы сможем пообщаться с экипажем судна, а также выяснить, что случилось на самом деле. Пока известно, что судно направлялось из Ганы в направлении Бенина.
Есть еще утверждения из самых разных источников о похищенных моряках, судно, меж тем, пираты покинули. В общем, конкретики пока мало.
– Захват "Saronic Breeze" пиратами – своего рода сигнал всему мировому сообществу обратить внимание на ситуацию с обеспечением безопасности мореплавания в столь опасном районе, как Гвинейский залив, – уверены в Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков. – Она в корне отличается от того, что мы видим у берегов Сомали. Там удалось переломить ситуацию благодаря тесному взаимодействию всех заинтересованных сторон.
В рамках мер по противодействию пиратству в этом районе действуют корабли ВМС России, Китая, Индии, Республики Кореи, Японии и др. Сюда же следует отнести операцию Евросоюза "Аталанта", действия 151-го соединения ВМФ США и их союзников. В случае необходимости торговые суда обеспечиваются вооруженной охраной. Все эти меры положительно отразились на безопасности моряков.
– Всего этого очень не достает в Гвинейском заливе, где грабежи и похищения членов экипажей давно стали обычным делом, – продолжают в БТО РПСМ. – О какой безопасности вообще может идти речь, когда даже обеспечить суда вооруженной охраной – большая проблема? У каждой страны этого региона свои законы. При проходе через их территориальные воды с вооруженной охраной на борту можно нарваться на неприятности. Так, собственно говоря, произошло с нашими соотечественниками с судна "Myre Seadiver".
Так, в октябре 2012 года в порту города Лагос власти Нигерии арестовали т/х "Myre Seadiver" (ИМО 6505662) с 15 российскими гражданами на борту. Судно использовалось для охраны торговых судов от нападений пиратов в опасных водах Гвинейского залива. Морякам инкриминировали контрабанду оружия и незаконное проникновение на территорию страны, и в случае вынесения обвинительного приговора им грозил серьезный срок, вплоть до пожизненного заключения. Предъявленные обвинения, мягко говоря, не выдерживали никакой критики. Заход в местный порт для проведения ремонтных работ был заранее согласован, необходимые документы, в том числе и по грузу (оружие официально задекларировали через местного морского агента), предоставлены компетентным органам.
– Моряков могли посадить надолго, – уточняют в БТО РПСМ. – Мы сделали все, что только возможно для их спасения, включая обращения в различные инстанции, привлекли внимание СМИ. История закончилась благополучно. Они вернулись домой. А весь сыр бор был из-за того, что кому-то в Нигерии очень не хотелось допускать к выгодному охранному бизнесу чужаков. Вот и придумали, как избавиться от конкурентов.
Другое дело, что надеяться на местную охрану не стоит. Порой, и оружие у них лишь для вида (даже патронов нет), да и в случае чего может сразу же броситься наутек при появившихся на горизонте пиратах.
– На каких условиях работают моряки на "Saronic Breeze" остается только догадываться, поскольку судно работает без колдоговора ITF, – продолжают в БТО РПСМ. – Предусмотрены ли у них бонусы за работу в опасных районах, могли ли они без последствий отказаться от рейса в пиратоопасный район, какая будет компенсация в тех или иных случаях – все это, с точки зрения трудоустройства, очень важно. В коллективных договорах ITF условия подобного рода прописаны в обязательном порядке.