25 августа 2022 г. - Законопроект о втором этапе инвестиционных квот обсудили на совещании у Председателя комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Владимира Кашина. В обсуждении приняли участие представители Минсельхоза, Росрыболовства, Минпромторга, руководители регионов, рыболовных компаний и отраслевых ассоциаций.
Владимир Кашин обратил внимание на необходимость "государственного подхода" в решении вопросов развития рыбной отрасли и призвал "думать о стране, а потом о личном кармане":
Наш флот. Все, что касается мощностей, начиная от добычи и заканчивая переработкой, зависит от этого. Аварийность зашкаливает. Нам надо решать эту задачу, - призвал г-н Кашин. - У нас сегодня осталось немного – 92% износ <флота>. Поэтому мы должны зацепиться за это, надо все сделать, чтобы реализовать эту часть, тогда можно двигаться и развиваться, и рабочие места <создавать>Глава Росрыболовства Илья Шестаков обратил внимание участников, что законопроект позволит по окончании всех проектов обеспечить обновление мощностей по переработке на 80%.
"Законопроект соответствует тем задачам, которые перед нами ставятся. Это модернизация рыбохозяйственной отрасли, это создание новых мощностей, а не попытка жить как рантье на старых запасах", - сказал г-н Шестаков.
Комментируя опасения, связанные с продолжением механизма реализации на аукционах долей квот на добычу крабов, Илья Шестаков напомнил, что в связи с первыми аукционами уже указывалось на риски, что "исчезнут компании, кто-то не сможет обслуживать банковские кредиты, что это приведет к коллапсу отрасли":
Мы видим, что ничего из этого не произошло. Ту ренту (сверхдоходы крабовых компаний), которую государство в течение более 15 лет не изымало, оно изъяла за счет аукционов на будущий период. Поэтому мы считаем возможным и допустимым провести второй этап. Не видим рисков для рыбохозяйственного комплексаГоворя о реализации 100% квот на вылов ценных морепродуктов, г-н Шестаков напомнил, что законопроект предусматривает отсылку к актам Правительства РФ, которое будет согласовывать, в каких подзонах и какие виды морепродуктов будут реализовываться через аукционы.
С поддержкой законопроекта выступил Минтпромторг. Директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Борис Кабаков указал, что работа по импортозамещению и изменение логистики "позволит завершить реализацию заказов 1 этапа инвестквот в 2026-27 годах":
Но уже с 2025 года у нас начнут освобождаться стапельные места, поэтому несмотря на имеющиеся трудности, верфи заинтересованы во втором этапе инвестквот и подходят к нему с уже наработанными компетенциямиАргументацию в пользу принятия законопроекта представила, в частности, Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ).
Президент АСРФ Алексей Осинцев обратил внимание участников заседания на то, что законопроект обеспечивает баланс "отрасль-регионы", сохраняя обязательство инвесторов вести деятельность в прибрежном регионе соответствующего рыбохозяйственного бассейна. Законопроектом сохраняются опробованные процедуры закрепления квот по инвестиционному принципу. В том числе – заявительный (добровольный) характер участия.
Алексей Осинцев подчеркивает:
Оба механизма понятны и востребованы бизнесом на 1-м этапе. По инвестквотам отбор прошло больше проектов, чем предполагалось. По инвестаукционам поступило значительно больше средств, чем планировалось (144 млрд рублей при стартовых 122 млрд)Президент АСРФ обратил внимание на эффективность механизма инвестаукционов для прекращения рентного (исторического) режима квот и предотвращения ННН-промысла.
Из представленных в Государственную Думу материалов АСРФ следует, что строительство новых добывающих и перерабатывающих мощностей повысит конкурентоспособность отечественной рыбной продукции на мировом рынке. Ежегодно в США свыше 90% уловов минтая перерабатываются в продукцию высокой добавочной стоимости. До 2020 года в России перерабатывали в среднем 16,5%, в 2021 году благодаря запуску заводов достигли 26%. Откладывая решение по инвестквотам, мы проигрываем дважды: получаем на 20% меньше, чем в США, добавочной стоимости от ресурса, а также теряем рынки, оставляя их за США.
В материалах АСРФ приведены официальные данные, опровергающие утверждения о высоких кредитных рисках для рыболовства. Долговая нагрузка предприятий отрасли остается на уровне средних значений – до 14% (на 9% ниже, чем по стране). Рост активов опережает рост задолженности в 1,3 раза. Эти показатели подтверждают реальные возможности участников отрасли для продолжения инвестпрограмм.
С учетом приведенных аргументов АСРФ предложила поддержать законопроект при рассмотрении в 1-м чтении.