В "Дозоре" и на "Рубеже"

Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга – любимое летнее развлечение петербуржцев и гостей города. Дворцы, набережные, ажурные или, напротив, массивные мосты – все достопримечательности Северной Венеции по-настоящему смотрятся именно "с воды". Поэтому летом движение маломерных судов по Неве, Мойке, Фонтанке, каналу Грибоедова и другим каналам по оживленности не уступает движению автомобилей по магистралям города.
Санкт-Петербург, особенно в последние годы, особое внимание уделяет развитию внутреннего туризма. Не зря вот уже несколько лет подряд город уверенно занимает первые строчки по популярности летних поездок среди наших соотечественников. Поддержание инфраструктуры, в том числе и водной, в надлежащем состоянии – дело первостепенной важности, это лицо города. Вряд ли кому-то из гостей, да и самим горожанам, будет приятно смотреть на обшарпанные дворцы, сидя на борту разваливающегося парохода, в окружении мусора и нефтяных пленок.

Сейчас в Санкт-Петербурге насчитывается около 60 тысяч маломерных судов, и в период навигации они используют около 10 тыс. тонн топлива. Конечно, не все они перевозят туристов по рекам и каналам, но все же печальная статистика говорит, что порядка 1,5% нефтепродуктов от этого объема ежегодно попадает в акватории рек Санкт-Петербурга.
Стоянка маломерного флота. Санкт-Петербург / Корабел.ру

Если приводить более подробные цифры, то экологическая аварийная служба СПбГУП "ПИЛАРН", которая занимается ликвидацией нефтеразливов, на реке Нева и водоемах Санкт-Петербурга в 2012 году устранила 47 нефтеразливов различного характера. При этом на судоходной акватории собрано около 17150 кг нефтеводяной смеси (НВС), на обособленных водных объектах города - 2500 кг НВС. В 2013 году – 189 нефтеразливов, около 37250 кг и 4500 кг соответственно.

И в 2014-2105 годах статистика только ухудшилась. По данным Комитета по природопользованию, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербург в 2014 году у "ПИЛАРН" зафиксировано 192 выхода на ликвидацию разливов, при этом собрано 28780 кг НВС. В период навигации 2015 года – 223 выхода и 43000 кг собранной НВС. В 35 случаях производилась обработка нефтяных пленок биосорбентом.

Основные источники загрязнения находятся вдоль притоков Невы: на реках Ижора, Славянка и Охта. Нередко инциденты с разливом нефтепродуктов случаются в районе Большого Обуховского моста и Рыбацкого, где обычно стоят суда в ожидании проводки. Нередки случаи разливов нефти на Малой Неве и истоке реки Смоленка, где бункеруются теплоходы типа "Метеор", и в местах стоянки речных трамвайчиков.
В прошлом году к основной деятельности "ПИЛАРН" по ликвидации нефтеразливов добавилась еще и прием нефтесодержащих вод с "Метеоров" и теплоходов типа "Москва" (которые могли сдать воды на Малой Невре у реки Смоленка), небольших пассажирских и прогулочных судов, сдающих воды на Фонтанке в районе Летнего сада.
Нефтемусоросборщик "Рубеж" / Корабел.ру

В 2015 году предприятие заключило договоры на прием льяльных вод с 28 судовладельцами на обслуживание 147 судов, работающих на реках и каналах города. А по итогам года служба собрала более 263 тонн подсланевых вод. Комментируя работу службы на заседании по итогам навигации 2015 года, врио Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга Игорь Березин сказал: "Это говорит о том, что 263 тонны нефтепродуктов или часть из них не попали в акваторию".

Дела флотские
 
Государственное унитарное предприятие по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти ("ПИЛАРН") было создано 23 июля 1990 года решением Исполкома Ленсовета №621, в 2015 году служба отмечала свой 25-летний юбилей. С момента своего создания "ПИЛАРН" занимается ликвидацией разливов нефтепродуктов на акватории от Шлиссельбурга до защитных сооружений Санкт-Петербурга.
Из поздравления губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко в адрес коллектива "ПИЛАРН":
"За свою историю "ПИЛАРН" внес огромный вклад в сохранение уникальной водной системы Санкт-Петербурга, обеспечение экологической безопасности в регионе. Благодаря профессионализму, преданности делу сотрудников предприятия морская акватория, реки и водоемы Санкт-Петербурга находятся под надежной защитой от экологических угроз, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов".

В состав флота "ПИЛАРН" входят ледокол "Невская застава" пр. 2805, нефтемусоросборщики "Дозор" и "Заслон" пр. КС-102-02 и КС-104-11, нефтемусоросборщик "Рубеж" пр. 82290, два нефтесборщика "М-1" и "М-2" пр. 1515, буксир "Ялта" пр. 1439, нефтесборщик-бонопостановщик "Редут" пр. 911В, два быстроходных катера и т. д.
Самому молодому судну из этого состава – 5 лет, а самому возрастному перевалило за 30. С учетом расширения профиля деятельности по сбору подсланевых вод "ПИЛАРН" планирует закупить еще 2 теплохода типа КС. Соответствующая программа и обоснования по строительству нового флота уже находится на рассмотрении в Комитете по природопользованию.
 
Нефтемусоросборщик "Заслон" / Корабел.ру
Нефтемусоросборщик "Рубеж" / Корабел.ру
Нефтемусоросборщик "Рубеж" / Корабел.ру

Свои пожелания о том, как должны выглядеть новые суда, внесли и сами эксплуатационники, чем и поделились с нами. Прежде всего, нас, конечно, интересовало мнение экипажей судов "Дозор" и "Заслон".

"Дозор" пр. КС-102-02 и "Заслон" пр. КС-104-11 были построены на Костромском судомеханическом заводе в 2003 и 2005 гг. соответственно. Теплоходы очень похожи, единственное принципиальное отличие – длина: "Заслон" длиннее своего собрата на 3 метра , при ширине в 3,2 метра, имеет два трюма и две емкости объемом 1 м3 для сбора нефтесодержащих вод против одного у "Дозора".

По проекту "КС-104" Костромской завод построил свыше 70 единиц судов различной модификации, с индексом "11" – единственный представитель "Заслон". Что касается проекта КС-102, то тут общее число построенных судов всех модификаций превышает 100 ед.
Нефтемусоросборщики "Дозор" и "Заслон" / Корабел.ру

Помимо сбора нефтепродуктов "Дозор" и "Заслон" могут использоваться как суда-бонопостановщики, для чего оборудованы кранбалкой грузоподъемностью 250 кг и самими боновыми заграждениями.
Для сбора нефтепродуктов на обоих катерах установлены одинаковые комплекты оборудования LORI Minimax-20. Водометные движители, также производства костромского предприятия, позволяют катерам осуществлять вымывание нефтепродуктов из-под причалов, из-за свай или корпусов судов. Благодаря малой осадке – менее 0,5 метра – "Дозор" и "Заслон могут вести работы на мелководье и малых реках.
ГД нефтемусоросборщика "Заслон" / Корабел.ру

В качестве главной машины на судах применены ярославские двигатели марки ЯМЗ-238 ГМ2 мощностью 125 кВт. По отзывам самих механиков – двигатель очень надежный, за все время работы никаких масштабных поломок не было. На "Дозоре" свой моторесурс ГД выработал, и в ближайшее время планируется его замена на аналогичный двигатель.

Экипаж каждого судна – 8 человек, постоянно на вахте находятся 2 человека.
Экипаж "Дозора" и "Заслона" / Корабел.ру

Основные претензии экипажа к проектанту касаются жилых помещений. Например, на судне, которое работает на акватории от Ладожского озера и до Кронштадта, нет гальюна.
 
Катер проекта КС-110-37 / Костромской судомеханический завод

В новом проекте Костромского завода, который пришел на смену "КС-102" и "КС-104" – "КС-110" ходовая рубка смещена несколько назад, форпик убран, борт в районе форпика поднят, за счет этих изменений удалось расширить жилую зону судна. И уже предусмотрен полноценный санузел, увеличена каюта, где могут разместиться 4 человека. Подробнее о проекте можно прочитать на сайте завода.
 
В рубке нефтемусоросборщика "Дозор" / Корабел.ру
В рубке нефтемусоросборщика "Дозор" / Корабел.ру
Нефтемусоросборщик "Заслон" / Корабел.ру


Еще одно интересное судно в составе "ПИЛАРН" – нефтемусоросборощик проекта 82290 "Рубеж". Оно было построено на Морском заводе "Алмаз", сдано заказчику в мае 2003 года.
Общая стоимость работ составила 33 млн руб. (финансирование проекта осуществлялось из средств целевого бюджетного Экологического фонда Санкт-Петербурга).

Основные технические характеристики судна проекта 82290:
Длина наибольшая, м – 23,0
Ширина наибольшая, м – 4,8
Высота борта на миделе, м – 2,4
Осадка при полном водоизмещении, м – ок.1,2
Полное водоизмещение, т – 85
Скорость полного хода, км/час – 20
Валовая вместимость, м³– 243
Дальность плавания, км – 600
Автономность, сутки – 5
Производительность нефтесборного оборудования, м³/час – 60

Судно оснащено двумя главными двигателями Volvo Penta с водометными движителями того же производителя, за счет чего удалось достичь таких скоростных характеристик.
 
Система сбора нефти щеточного типа фирмы Lori.
Нефтемусоросборщик "Рубеж" / Корабел.ру
В машинном отделении
нефтемусоросборщика "Рубеж" / Корабел.ру
Нефтемусоросборщик "Рубеж" / Корабел.ру

Из специального нефтесборочного оборудования на "Рубеже" установлена система сбора нефти щеточного типа фирмы Lori, позволяющая удалять с поверхности воды нефтепродукты с последующей их сепарацией. Производительность устройства составляет 720 куб. м нефтесодержащих вод в час, вместимость цистерн позволяет "Рубежу" собрать до 30 куб.м НВС. Кроме того, новый нефтемусоросборщик оснащен специальной пушкой для распыления сорбента, проектировало которую ЦКБ МТ "Рубин". Также пушка может быть использована для тушения пожаров на судах и береговых объектах.
Нефтемусоросборщик "Рубеж" / Корабел.ру

Несмотря на статистику, которая фиксирует постоянное увеличение загрязнения водных объектов города, сами сотрудники "ПИЛАРН" считают, что реки Петербурга в последние годы напротив стали чище. Особенно, по сравнению с 80-90-ми годами прошлого века.

К тому же, в службе очень довольны сознательностью наших "маломерщиков", которые стали стабильно сдавать замазученые воды, хотя эта услуга стоит денег. По прогнозам, в 2016 году количество принятых "ПИЛАРНом" льяльных вод должно увеличиться. А значит, как говорил выше Игорь Березин, нефтепродукты не попадут в петербургские реки и каналы. Лицо города будет чистым.
 
Владислав Букин

[Больше фото в галерее ниже]
 
"Корабел.ру" выражает благодарность за содействие в подготовке материала ГУП "Пиларн" и Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности города Санкт-Петербурга.
"Костромской судомеханический завод", АО
Кострома
+7 (4942) 31-68-81,+7 (4942) 47-08-61
"Центральное конструкторское бюро морской техники “Рубин”", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 713-51-32
"Пиларн", ГУП Санкт-Петербург
+7 (812)323-1356



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025