23 сентября 2015 года, в Санкт-Петербурге в рамках выставки НЕВА-2015 прошла церемония подъёма государственного флага на головном ледоколе проекта 21900М "Владивосток".
В торжественной церемонии приняли участие заместитель министра транспорта Виктор Олерский, и.о. руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Сергей Горелик, президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, представители ФГУП «Росморпорт», Регистра судоходства.
Кроме того, поздравить заводчан и лично директора ВСЗ Александра Соловьева пришли Геннадий Егоров (директор Морского Инженерного Бюро), Николай Вихров (директор Канонерского судоремонтного завода), Владимир Середохо (директор Средне-Невского судостроительного завода), Владимир Прудыус (директор завода «Нижегородский Теплоход»), и другие известные лица отрасли.
Церемонию открывал Александр Соловьев.
Генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев:
«Тридцать пять месяцев назад в октябре 2012 года практически все присутствующие здесь принимали участие и в церемонии закладки этого ледокола. Тогда заводчане пообещали заказчику, что построят судно с лучшим выборгским качеством и в срок.
Нас не смогли сломить никакие внешние обстоятельства: ни санкции, ни экономические трудности. Сегодня мы готовы в обозначенные контрактом сроки – в октябре 2015 года - официально передать заказчику ледокол «Владивосток».
Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский:
«Действительно, я присутствовал на закладке этого ледокола. Тогда Александр Сергеевич обещал, что судно будет хорошего качества, в чем мы, совместно с представителями Росморречфлота, сегодня убедились во время обхода.
Могу сказать, что это судно существенно отличается от своего предшественника, ледокола «Москва».
И.о. руководителя Росморречфлота Сергей Горелик:
«Сегодняшний праздник состоялся благодаря тяжелому труду нескольких тысяч людей – высоких профессионалов и, в первую очередь, рабочих Выборгского завода.
Но работа по ледоколам проекта 21900М продолжается. Мы планируем в этом году получить еще один ледокол, а в следующем году и третью машину».
Президент ОСК Алексей Рахманов:
«Ледокол «Владивосток» – это еще один вклад в усиление нашего присутствия в замерзающих портах и морях.
Я считаю, что та работа, которую мы делаем, лишний раз доказывает: длинная серия строительства судов позволяет нам быть более эффективными и давать нашим заказчикам лучшие коммерческие условия. Так, Александр Сергеевич сказал, что с момента закладки прошло 35 месяцев. Следующий ледокол – это уже 28 месяцев, а если серия будет продолжена, то можно достигнуть и 24 месяцев».
Вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов:
«Я хотел бы обратить внимание, что сегодняшнее мероприятие показывает - развитие промышленности Ленинградской области идет правильным курсом.
Сейчас правительство области разрабатывает концепцию создания судостроительного кластера. И Выборгский завод в этой структуре является стержневым предприятием. Поэтому мы будем и дальше прилагать все усилия, для того чтобы предоставлять и поддержку, и налоговые льготы предприятию».
Генеральный директор Регистра судоходства Сергей Седов:
«Регистр осуществляет техническое наблюдение за ледоколами и судами ледового плавания уже более ста лет. Применение правил Регистра позволяет учесть при их проектировании и строительстве передовые достижения науки, многолетний опыт эксплуатации, а также все применимые национальные и международные требования.
И «Владивосток» здесь не является исключением. В общем, Регистр дает добро».
Генеральный директор КБ «Вымпел» Илья Шаталов:
«Владивосток» – это новое слово в российском судостроении. Создавался он в достаточно сложных условиях: в процессе перехода на новые правила Регистра, с жестким лимитом по финансированию, в условиях санкций. Сегодня мы видим результаты этого тяжелого труда. И тем приятнее поздравить Выборгский завод с той победой, которую он по праву заслужил».
По сравнению с проектом 21900, 21900 М имеет ряд существенных отличий. Вертолетная площадка перенесена в носовую часть судна, пространство на палубе бака под вертолётной площадкой с якорно-швартовными устройствами — закрытое. Изменение произошло в связи с тем, что в проекте 21900 М заложено размещение палубного груза в кормовой части судна, а на грузовой палубе предусматривается перевозка снабженческих грузов и контейнеров, в том числе рефрижераторных, с системой обеспечения их функционирования. Максимальное количество двадцатифутовых контейнеров, размещаемых в один ярус на грузовой палубе – 33 шт., в том числе 12 рефрижераторных.
Кроме того, на модернизированных ледоколах потребовалось присутствие научных сотрудников “Крыловского государственного научного центра”, НИИ Арктики и Антарктики, Института океанологии им. П.П. Ширшова и других, с целью проведения исследований по освоению Северного Морского пути и шельфа Северного Ледовитого океана, поэтому в новом проекте предусмотрена развитая, от борта до борта, надстройка.
Усилены корпусные конструкции с целью снижения вибрации. При преодолении ледяных полей на непрерывном ходу ледокола (скорость 3,5 узла при толщине льда около 1,5 м) у предыдущего проекта возникала естественная ходовая вибрация корпуса, и по результатам эксплуатации было принято решение о необходимости усиления конструкции в носовой части судна. Для осуществления контроля за максимальными ледовыми нагрузками на корпус судна установлена система мониторинга ледовых нагрузок, состоящая из системы тензодатчиков с сигнализацией в помещении рулевой рубки о возникновении опасных напряжений корпуса.
Кроме того:
Сравнительные характеристики проектов 21900 и 21900М:
О технический особенностях ледокола проекта 21900М «Корабел.ру» подробно рассказывал здесь:
Возрождение ледоколостроения России. Часть 1: Новый проект ледокольного судна 21900М
Возрождение ледоколостроения в России. Часть 2: Выборгский судостроительный завод
Подъем флага на ледоколе "Владивосток" / Корабел.ру |
Кроме того, поздравить заводчан и лично директора ВСЗ Александра Соловьева пришли Геннадий Егоров (директор Морского Инженерного Бюро), Николай Вихров (директор Канонерского судоремонтного завода), Владимир Середохо (директор Средне-Невского судостроительного завода), Владимир Прудыус (директор завода «Нижегородский Теплоход»), и другие известные лица отрасли.
Подъем флага на ледоколе "Владивосток" / Корабел.ру |
Генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев:
«Тридцать пять месяцев назад в октябре 2012 года практически все присутствующие здесь принимали участие и в церемонии закладки этого ледокола. Тогда заводчане пообещали заказчику, что построят судно с лучшим выборгским качеством и в срок.
Нас не смогли сломить никакие внешние обстоятельства: ни санкции, ни экономические трудности. Сегодня мы готовы в обозначенные контрактом сроки – в октябре 2015 года - официально передать заказчику ледокол «Владивосток».
Подъем флага на ледоколе "Владивосток" / Корабел.ру |
Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский:
«Действительно, я присутствовал на закладке этого ледокола. Тогда Александр Сергеевич обещал, что судно будет хорошего качества, в чем мы, совместно с представителями Росморречфлота, сегодня убедились во время обхода.
Могу сказать, что это судно существенно отличается от своего предшественника, ледокола «Москва».
Подъем флага на ледоколе "Владивосток" / Корабел.ру |
И.о. руководителя Росморречфлота Сергей Горелик:
«Сегодняшний праздник состоялся благодаря тяжелому труду нескольких тысяч людей – высоких профессионалов и, в первую очередь, рабочих Выборгского завода.
Но работа по ледоколам проекта 21900М продолжается. Мы планируем в этом году получить еще один ледокол, а в следующем году и третью машину».
Подъем флага на ледоколе "Владивосток" / Корабел.ру |
«Ледокол «Владивосток» – это еще один вклад в усиление нашего присутствия в замерзающих портах и морях.
Я считаю, что та работа, которую мы делаем, лишний раз доказывает: длинная серия строительства судов позволяет нам быть более эффективными и давать нашим заказчикам лучшие коммерческие условия. Так, Александр Сергеевич сказал, что с момента закладки прошло 35 месяцев. Следующий ледокол – это уже 28 месяцев, а если серия будет продолжена, то можно достигнуть и 24 месяцев».
Вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов:
«Я хотел бы обратить внимание, что сегодняшнее мероприятие показывает - развитие промышленности Ленинградской области идет правильным курсом.
Сейчас правительство области разрабатывает концепцию создания судостроительного кластера. И Выборгский завод в этой структуре является стержневым предприятием. Поэтому мы будем и дальше прилагать все усилия, для того чтобы предоставлять и поддержку, и налоговые льготы предприятию».
Генеральный директор Регистра судоходства Сергей Седов:
«Регистр осуществляет техническое наблюдение за ледоколами и судами ледового плавания уже более ста лет. Применение правил Регистра позволяет учесть при их проектировании и строительстве передовые достижения науки, многолетний опыт эксплуатации, а также все применимые национальные и международные требования.
И «Владивосток» здесь не является исключением. В общем, Регистр дает добро».
Генеральный директор КБ «Вымпел» Илья Шаталов:
«Владивосток» – это новое слово в российском судостроении. Создавался он в достаточно сложных условиях: в процессе перехода на новые правила Регистра, с жестким лимитом по финансированию, в условиях санкций. Сегодня мы видим результаты этого тяжелого труда. И тем приятнее поздравить Выборгский завод с той победой, которую он по праву заслужил».
21900 и 21900 М — что нового?
По сравнению с проектом 21900, 21900 М имеет ряд существенных отличий. Вертолетная площадка перенесена в носовую часть судна, пространство на палубе бака под вертолётной площадкой с якорно-швартовными устройствами — закрытое. Изменение произошло в связи с тем, что в проекте 21900 М заложено размещение палубного груза в кормовой части судна, а на грузовой палубе предусматривается перевозка снабженческих грузов и контейнеров, в том числе рефрижераторных, с системой обеспечения их функционирования. Максимальное количество двадцатифутовых контейнеров, размещаемых в один ярус на грузовой палубе – 33 шт., в том числе 12 рефрижераторных.
Ледокол "Владивосток" / Корабел.ру |
Кроме того, на модернизированных ледоколах потребовалось присутствие научных сотрудников “Крыловского государственного научного центра”, НИИ Арктики и Антарктики, Института океанологии им. П.П. Ширшова и других, с целью проведения исследований по освоению Северного Морского пути и шельфа Северного Ледовитого океана, поэтому в новом проекте предусмотрена развитая, от борта до борта, надстройка.
Ледокол "Владивосток" / Корабел.ру |
Усилены корпусные конструкции с целью снижения вибрации. При преодолении ледяных полей на непрерывном ходу ледокола (скорость 3,5 узла при толщине льда около 1,5 м) у предыдущего проекта возникала естественная ходовая вибрация корпуса, и по результатам эксплуатации было принято решение о необходимости усиления конструкции в носовой части судна. Для осуществления контроля за максимальными ледовыми нагрузками на корпус судна установлена система мониторинга ледовых нагрузок, состоящая из системы тензодатчиков с сигнализацией в помещении рулевой рубки о возникновении опасных напряжений корпуса.
Кроме того:
- был установлен грузовой кран увеличенной грузоподъёмности;
- была увеличена мощность на винторулевых колонках;
- подкрепления корпуса в районе ледового пояса, и винторулевые колонки соответствуют категории ледовых усилений Icebreaker7, вместо Icebreaker6;
- увеличена автономность плавания;
- увеличен состав экипажа;
- и др.
Ледокол "Владивосток" / Корабел.ру |
Сравнительные характеристики проектов 21900 и 21900М:
Параметр | Значение | |
Проект 21900 | Проект 21900М | |
Водоизмещение, т | 14300 | 14000 |
Длина наибольшая, м | 114 | 119,8 |
Ширина наибольшая, м | 28,02 | 28 |
Расчетная осадка, м | 8,5 | 8,5 |
Дедвейт, т | 7243 | 5340 |
Скорость хода на чистой воде, уз | 16 | 17 |
Ледопроходимость в м при скорости 3,5 уз | - | 1,5 |
Мощность пропульсивного комплекса, мВт | - | 17 |
Мощность главных ДГ, кВт | 2x6000 | 4х6750 |
Экипаж, чел | 25 | 35 |
Спецперсонал, чел | 0 | 22 |
О технический особенностях ледокола проекта 21900М «Корабел.ру» подробно рассказывал здесь:
Возрождение ледоколостроения России. Часть 1: Новый проект ледокольного судна 21900М
Возрождение ледоколостроения в России. Часть 2: Выборгский судостроительный завод