Начнем с того, что в России более 1000 рыбопромысловых судов. Из них крупнотоннажного около 150, среднетоннажного – 300. Больше всего вылавливают рыбы на Дальнем Востоке – 3,3 млн тонн, здесь работает в основном крупнотоннажный флот. На Севере – 1 млн тонн, здесь работает среднетоннажный. Немало рыбы выращивается на специальных фабриках – 380 тысяч тонн. По оценкам некоммерческой организации "Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров" (ВАРПЭ) средний возраст промысловых судов России – 31 г. За последние семь лет объем производства рыбной продукции глубокой переработки вырос с 263 тысяч тонн до 478 тысяч тонн, 80 % этой продукции произведено на судах с установленной фабрикой.
А что успели к сегодняшнему дню построить по первому этапу инвестиционных квот (второй этап 29 декабря 2022 г. получил подпись президента России, по нему должны построить еще 45 судов)? Три крупнотоннажных судна (одно для Дальнего Востока и два для Северного бассейна) и четыре среднетоннажных, четыре краболова, а также 25 рыбоперерабатывающих завода. Всего при этом законтрактовано 64 рыбопромысловых судна, 41 краболов и 27 заводов.
Посмотрим на один из самых нашумевших проектов КМТ01, по которому было передано СЗРК три траулера: "Баренцево море", "Норвежское море", "Белое море". Кстати, два из них признаны лучшими судами по версии Baird Maritime Awards. "Баренцево море" получило награду "Лучший траулер 2020 года", "Норвежское море" признано лучшим траулером-процессором в 2021 г. в номинации Best Factory Ship.
ВСЗ, КМТ01 и КМТ02
Во-первых хочется сказать, что Выборгский судостроительный завод, где были построены наши суда, действительно постарался. Здесь первыми признались, что проблемы с "рыбаками" есть, что российские заводы до этого не строили такой сложности промысловые суда... и дело пошло. "Баренцево море" сдали в сентябре 2020 г., "Норвежское море" в сентябре 2021 г., а "Белое Море" в январе 2023 г.
"Баренцево море" уже два с половиной года успешно работает на промысле в Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях и на сегодняшний день является лидером по вылову в Северном бассейне за первое полугодие 2023 г. Первый серийный "Норвежское море" полтора года также довольно успешно ведет промысел и постепенно продвигается в верхнюю часть "турнирной таблицы", несмотря на трудности, связанные с достройкой, проведением пуско-наладочных работ, промысловых испытаний, снабжением и ЗИП. Третий траулер "Белое море" на переходе в порт Мурманск для подготовки к выходу на промысловые испытания", – заместитель генерального директора СЗРК по развитию и модернизации флота Николай Назаренко.
Также собеседник добавил, что экипажи траулеров очень довольны полученными новостроями, чувствуют себя на них комфортно как в отношении прекрасных бытовых условий, так и эксплуатируя всю имеющуюся на борту технику, которая является самой передовой и современной. Моряки чувствуют заботу о себе со стороны руководства компании, это вдохновляет их, придает сил и уверенности, помогает работать с полной отдачей и высокой интенсивностью, служит стимулом для плодотворной работы. А, значит, и результаты их труда будут высокими.
Технические характеристики КМТ01:
- Длина максимальная – 86 м;
- Ширина – 17 м;
- Высота борта до главной палубы – 6,75 м;
- Высота борта до промысловой палубы – 10, 10 м;
- Осадка максимальная – 8.9 м;
- Дедвейт – 2857 т;
- Автономность – 30 сут;
- Экипаж судна и персонал фабрики – 49 чел;
- Скорость – 15 уз.
В этом году 3 февраля УК "ФОР" получила свой траулер "Дмитрий Кожарский". Надо сказать, что КМТ01 и КМТ02 весьма близкие друг к другу по конструкции суда и практически неотличимы по дизайну. Проект КМТ01 предназначен для ловли донных пород рыбы (треска, пикша, морской окунь, зубатка) и производства обработанной замороженной продукции, а КМТ02 для добычи тем же способом донных/морских пород рыбы и креветок.
Но на этом промысловые суда, строящиеся на ВСЗ, не заканчиваются, всего завод должен построить восемь "рыбаков", из которых четыре, как вы уже поняли, сданы.
Северная верфь, проекты 170701, MT1112XL
Общее количество траулеров проекта 170701, которые должно сойти со стапелей завода – 10, заказчик Norebo, проектант КБ "Наутик Рус". Головное судно "Капитан Соколов" передано заказчику 8 июля 2022 г.
Характеристики проекта 170701:
- Максимальная длина – 81,6 м;
- Ширина – 16 м;
- Скорость – 15 уз;
- Водоизмещение – 5500 тонн;
- Мощность ГД – 6,2 МВт;
- Общая производительность – 150 тонн рыбы в сутки;
- Производительность по замораживанию – 100 тонн рыбы в сутки.
Суда проекта 170701 – уникальные: имеют редкую капсулообразную форму носовых обводов с оконечностью Enduro Bow. По мнению разработчиков это расширяет рабочее пространство. В декабре 2021 г. "Корабел.ру" побывал на еще строящемся траулере по имени "Капитан Брейхман". Обязательно посмотрите, как выглядит проект изнутри.
Поднят флаг на ярусолове "Гандвик-1", но судно еще находится на Северной верфи: там ведутся дополнительные работы. Подробнее про проект MT1112XL обязательно смотрите в нашем видеосюжете.
Характеристики проекта MT 1112 XL:
- Длина – 58,6 м;
- Ширина – 13 м;
- Водоизмещение – 2200 тонн;
- Скорость хода макс. – 13 уз.;
- Водоизмещение – 2200 тонн;
- Автономность – 45 суток;
- Экипаж – 30 чел.;
- Добыча рыбы – 30 тонн/сут.;
- Заморозка рыбы.
"Если речь идет о гражданском судостроении, мне интересны сложные рыболовецкие, исследовательские суда, суда обеспечения с большим количеством оборудования", – генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов.
Адмиралтейские верфи и БМРТ проекта СТ-192
Здесь работают над 10 БМРТ проекта СТ-192 для ООО "Русская рыбопромышленная компания". Разработчик – бюро Skipstechnik, РКД – АО КБ "Вымпел". На сегодня сдано головное судно "Капитан Вдовиченко" и первое серийное "Механик Маслак". Оба траулера работают на Дальнем Востоке, занимаются промыслом сельди и минтая пелагическим тралом в Беринговом и Охотском морях.
Технические характеристики проекта СТ-192:
- Вместимость грузовых трюмов – 5500 м3;
- Длина – 108 м;
- Ширина – 21 м;
- Автономность по запасам топлива – 45 суток;
- Экипаж – 139 человек, включая персонал рыбоперерабатывающего комплекса;
- Скорость полного хода – 15 узлов.
Также продолжается строительство 8 судов на ООО "Судостроительный завод "Отрадное" (ранее назывался ООО "Пелла СК", переименовала компания Norebo). Речь идет о двухдвумя краболовах проекта 03070 для дальневосточной промысловой компании "Островной краб", а также о шести траулерах проекта 1701, два из которых точно уйдут ГК "Фест" (разработка – Navis Concept).
Характеристики траулера проекта 1701:
- Длина – 61 м;
- Ширина – 4 м;
- Осадка – 5,9 м;
- Валовая вместимость около – 1600 тонн;
- Вместимость рыбного трюма – 1200 м3;
- Максимальная скорость хода – 13,5 узлов;
- Автономность – 30 суток;
- Экипаж – 38 чел.
Со стапелей ООО "Верфь братьев Нобель" должно сойти четыре траулера проекта Т40В для ООО РПЗ "Сокра" (Камчатский край). "Си Тех" – разработали концепт, а ПДСП и РКД делают – "Адомат". Также здесь строят два краболова проекта Cca5712LS компании DAMEN для ООО "Аква-Инвест" (Находка). В октябре прошлого года один из краболовов "Сергей Приходько" спустили на воду.
Технические характеристики траулера Т40В:
- Длина наибольшая – 44,15 м;
- Длина по ЛГВЛ – 41,90 м;
- Ширина – 12,00 м;
- Высота борта на миделе – 5,15 м;
- Осадка порожнем – 2,7 м;
- Осадка по ЛГВЛ – 4,1 м;
- Дальность плавания около – 5600 миль.
Кстати, на сайте компании красуется заявление о том, что завод готов построить 8 краболовных судов в рамках второго этапа "Квот под киль". Будем наблюдать.
ПСЗ "Янтарь" строит БМРТ проекта 5670WSD "Виктор Гаврилов". Разработка и РКД – ООО "Вяртсиля Восток".
Характеристики проекта 5670WSD:
- Длина 121 м;
- Ширина 21,6 м;
- Осадка 7,9 м;
- Водоизмещение полное около 14210 тонн;
- Объем морозильных трюмов 2800 м³;
- Объем трюмов для рыбной муки 1450м³;
- Скорость полного хода 15 узлов;
- Экипаж и команда 148 человек.
Предполагается, что траулер будет использоваться не только для промысла пелагических пород рыбы, но и как плавбаза для ее переработки.
Также обязательно нужно сказать, что здесь 26 августа 2019 г. было построено и уже активно эксплуатируется Рыболовецким колхозом им. Ленина первый траулер-сейнер проекта SK-3101R "Ленинец", за долгое время построенный на российской верфи.
Краболовы проекта КСП01 для СЗРК в количестве пяти единиц строятся на "Красном Сормове". Головное судно "Вайгач" на момент написания статьи следовало в составе каравана до Выборгского судостроительного завода для достройки. Идет формирование корпусов второго и третьего заказа.
"Трудностей достаточно много, но и у нас, и у наших коллег имеется четкое понимание того, что мы однозначно построим суда и успешно завершим проекты", – заместитель генерального директора СЗРК по развитию и модернизации флота Николай Назаренко.
Технические характеристики краболова КСП01:
- Длина наибольшая – 61,90 м;
- Ширина – 15 м;
- Максимальная осадка – 6,40 м;
- Цистерны живого краба – 60 м3;
- Морозильный грузовой трюм – 1000 м3
Окская судоверфь. Здесь строят три краболова-процессора проекта 5712Р для ГК "Русский краб". Головное судно "Капитан Манжолин" спустили на воду в ноябре 2022 г.
Хабаровский судостроительный завод 15 апреля 2023 г. передал компании "Маг-Си Интернешнл" краболов проекта 03141 с интересным именем "Омолон". Второе судно "Кедон" еще строится.
Находкинский судоремонтный завод продолжает работу сразу над восемью краболовами проекта ССа5712LS для трех заказчиков: ООО "Антей Север", ООО "ТРК" и ООО "Алестар". 14 октября 2022 г. здесь спустили на воду третий краболов "Капитан".
Восточная верфь передала заказчику три краболова: "Охотск", "Аян" и "Хабаровск". Всего на предприятии должны построить пять краболовов проектов 03141 и 03140. Четыре судна строятся по заказу группы компаний Sigma Marine Technology, еще одно для СПВ ООО "Восход". Проектант судов – СК "Викинг".
Но в России строят "рыбаков" не только по "Квотам под киль". В ноябре прошлого года на судостроительном заводе "Ростр" эффектно спустили на воду траулер проекта GM 3.02 по имени "Солигорск". Строительство судна стало возможным благодаря госпрограмме "Развитие судостроения на 2013-2030 годы" согласно которой заказчик, строя промысловое судно на российской верфи, получает субсидию в размере 30% от стоимости заказа.
В Калининграде в городе Светлый на предприятии "Строительство и ремонт малотоннажного флота" (СИМРФ) 7 сентября 2022 г. подняли флаг на малом рыболовном сейнере-траулере "Всеслав" проекта 174610. Судно строилось по заказу компании "Марфиш" по проекту КБ "Адомат".
В Петропавловск-Камчатском на бывшей судоремонтной верфи предприятием "Торсиотест" строится шесть малых рыболовных сейнера проекта 04130 разработки ООО "Форсс Технологии". Заказчик – Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина.
Поздравление с Днем рыбака
От всего коллектива "Корабел.ру" поздравляем рыбаков с этим прекрасным праздником выдержки и мастерства.
"Случайных людей здесь нет. Рыбаки – это по-настоящему мужественные люди с закаленным характером, не боятся трудностей и непогоды. На них всегда можно положиться – надежные и стойкие товарищи. Их труд под силу далеко не каждому – мощная физическая нагрузка и тяжелые погодные условия, работа вдали от дома, в разлуке с родными. Рыбак – не просто профессия, это призвание и осознанный выбор образа жизни. Искренне благодарю всех рыбаков за верность своему делу и их самоотверженный труд, в результате которого Россия входит в пятерку мировых лидеров по добыче, и мы уверены в продовольственной безопасности нашей Родины", – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.