Главком ВМФ России адмирал Николай Евменов поблагодарил руководство и сотрудников Центрального военно-морского музея за проделанную кропотливую работу при создании выставки.
Экспедиция была учреждена при Особом отделе Государственного политического управления в марте 1923 года. Первоначально перед ЭПРОНом была поставлена задача по поиску английского корабля "Принц", затонувшего 2 (14) ноября 1854 года во время Крымской войны под Балаклавой, однако очень скоро круг задач экспедиции расширился.
С момента образования экспедиции ее основной деятельностью являлся судоподъем. В значительной степени ЭПРОНом производился подъем кораблей и судов, затонувших в период Первой мировой и Гражданской войн. С начала 1930-х годов экспедиция стала единственной в стране организацией, которая выполняла не только судоподъемные, но аварийно-спасательные и подводно-технические работы, обеспечивала прокладку подводных трубопроводов и другие виды подводных работ. Экспедиция стала организацией всесоюзного масштаба: судоподъемные работы производились в бассейнах Черного, Азовского, Каспийского, Белого и Балтийского морей, а также на реках и озерах.
С 1934 года объем судоподъема сократился в пользу спасательных и подводно-технических работ, обеспечения проводки судов по Северному морскому пути и внутренним водным путям.
В 1925 году были созданы водолазные курсы в Балаклаве, в начале марта 1929 года они были объединены с Водолазной школой Морского ведомства. В 1932 году Водолазную школу ЭПРОНа реорганизовали в Военизированный морской водолазный техникум.
За заслуги перед государством экспедиция была награждена орденом Трудового Красного Знамени (1929 год).
К началу Великой Отечественной войны экспедиция насчитывала до 3200 человек и имела 28 спасательных судов и буксиров, а также понтонный парк из 200 стальных судоподъемных понтонов. В первый день войны совместным приказом народных комиссаров ВМФ и морского флота ЭПРОН был включен в состав Военно-Морского Флота и просуществовал в этом качестве до 2 июня 1942 года, после чего экспедиция была переименована в Аварийно-спасательную и судоподъемную службу ВМФ.
Экспедиция подводных работ особого назначения оставила яркий след в истории отечественного судоподъема. Почти за двадцать лет своего существования экспедицией были подняты 450 кораблей и транспортных судов общим водоизмещением 210 тыс. тонн, многие из которых были восстановлены. Весной 1942 года эпроновцы проложили по дну Ладожского озера бензопровод для снабжения топливом блокадного Ленинграда.
Выставка, подготовленная Центральным военно-морским музеем имени императора Петра Великого, расскажет о деятельности экспедиции, о людях, работавших в ней. Специально для выставки в мастерской военных художников-маринистов ЦВММ А.А. Алешиным было создано живописное полотно "Подъем ЭПРОНом башни линкора "Свободная Россия", а творческая мастерская "Невский баталист" (руководитель — Д.А. Поштаренко) изготовила многофигурную композицию "Одевание водолаза на палубе бота", представленную в центре зала (макет водолазного бота изготовлен в музее Н.Б. Балагуровым и М.С. Матвеевым). На выставке представлены модели кораблей (в частности, модель спасательного судна "Коммуна" — старейшего судна в составе отечественного ВМФ), водолазное снаряжение, фотографии и подлинные документы, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |