|
Игорь Кожемякин,
управления оборонных
исследований и разработок СПбГМТУ |
- До выставки «МВМС-2017» остались считанные дни, и СПбГМТУ совместно с компанией «НПП ПТ «ОКЕАНОС» заявлены как участники мероприятия. С какими разработками будете выступать?
– На Военно-морском салоне будет показана новая версия экспериментального стенда-лаборатории «Глайдер-2.5». Его главное отличие от предыдущих версий – более реалистичные характеристики, точность управления и расширенный набор полезных нагрузок.
Основные направления развития глайдеров – это уточнение программного обеспечения управления глайдерными системами, расширение набора малогабаритных и энергосберегающих полезных нагрузок и, конечно, работы в области совместного использования различных подводных роботов.
Испытания «Глайдера 2.0» прошли успешно (есть ролики RT и собственного производства) и подтвердили, что мы движемся в правильном направлении.
СПбГМТУ совместно с АО «НПП ПТ «Океанос» проводит различные эксперименты по насыщению глайдера различными информационными системами и датчиками, в том числе и сторонних производителей, и возможностью транспортировки АНПА класса «микро».
- Что вы улучшили в глайдерах за последние годы? В чем секрет успеха?
– СПбГМТУ и АО «НПП ПТ «Океанос» за два года прошли большой путь по подтверждению теории движения глайдеров, разработанной российскими учеными Рождественским К.В. и Рыжовым В.А. Это самый главный итог – теория работает. И второе, за это время разработчики полезной нагрузки, увидев в глайдерах перспективную платформу, разработали набор различных приложений с учетом требований по минимизации энергопотребления и размеров.
Одновременно начаты работы по обеспечению взаимодействия глайдера с различными роботами, которые разрабатываются в студенческом конструкторском бюро СПбГМТУ совместно с АО «НПП ПТ «Океанос» в рамках других инициативных работ.
- Какие требования выдвигают ученые-океанологи к глайдерам? Есть ли интерес с их стороны к вашим разработкам? Ожидаются ли в перспективе совместные проекты в области подобных исследований?
– Ученые-океанологи хотят видеть глайдер как мобильный инструмент своих исследований. Глайдер может взять на себя часть исследований, которые ведутся сейчас только с привлечением экспедиционных судов. И здесь наиболее важными требованиями становятся:
- насыщение глайдера различной сменной полезной нагрузкой (датчиками и сенсорами);
- увеличение объемов носимой полезной нагрузки;
- оперативное планирование маршрутов;
-
упрощение метода «развертывания» глайдеров – доставка в заданную точку акватории для изучения океанских процессов;
- использование группировок глайдеров для покрытия более широкой области исследований;
- развитие функционала для продолжительных исследований под ледовым покровом (Арктика);
- для широкого использования - уменьшение стоимости серийных аппаратов.
Интерес со стороны океанологов безусловно есть – нужны серийные аппараты для проведения комплексных исследований. Тогда и будут реализовываться реальные (и востребованные) проекты в данной области.
Можно отметить, что интерес к использованию подводных глайдеров может быть проявлен и нефтегазодобывающими компаниями, ведущими добычу на арктическом шельфе для решения задач мониторинга физико-химических параметров воды, контроля экологической безопасности.
- А Министерству обороны интересны глайдеры? Ведутся ли консультации со стороны ведомства?
– Военные присматриваются… Интерес к разработкам подводных глайдерных платформ проявляет Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники Минобороны РФ, который принимает самое активное участие в этой работе. Такое внимание к подобным работам и прямое участие в них положено им по статусу: исследовать все начинания, связанные с использование роботов и в гражданской сфере и принимать участие в них. Консультации и работы ведутся.
- В новости компании «Океанос» говорится, что к разработкам компании испытывает «особый интерес» главком ВМФ адмирал Королев. Также отмечено, что главком "дал указание своему аппарату начать оформление работ по этой тематике, определил заказывающее управление, в виде Управления по навигации и океанографии". В частности, начальник Главного научно-исследовательского испытательного центра робототехники (ГНИИЦ РТ) Минобороны России заявил: "Будем дорабатывать и применять морского робота". На чем сошлись в результате?
– ГНИИЦ РТ Минобороны РФ рассматривает глайдер в качестве агента системы исследований Мирового океана: определение гидрофизических параметров в разрезе заданных глубин, определение гидрометеорологических, гидрологоакустических и экологических параметров заданных районов прибрежного шельфа Российской Федерации.
Если начальник Главного научно-исследовательского испытательного центра робототехники (ГНИИЦ РТ) Минобороны России заявил: "Будем дорабатывать и применять морского робота", значит планы такие у ГНИИЦ РТ есть. Возможно, глайдер попадет в эту обойму.
- Проводятся ли закупки глайдеров зарубежного производства в Россию?
– Компания "ТЕТИС ПРО" предлагает поставки глайдеров SLOCUM.
- Кто еще кроме вас и компании «ОКЕАНОС» и самарского "кластера" (МАКО: СамГТУ-Палс и т.п.), специализируется на разработках глайдеров? Имеет ли место разговор о отечественных особенностях и российской научной школе в этой области?
– Подводными глайдерами занимаются и на университетских площадках (например, МФТИ, МГТУ им. Баумана) и на промышленных предприятиях (например, московское конструкторское бюро «Компас»), однако информации о практических результатах - успешных испытаниях разработанных этими организациями аппаратов у нас не имеется.
Национальных особенностей нет. Техника, в общем-то, наднациональна, а научная школа у каждого университета или предприятия – своя.
- Если сравнивать зарубежные разработки и отечественные, то чем они лучше? Чем хуже?
– Наш глайдер не хуже зарубежной продукции. Разрабатываемый нами глайдер по техническим параметрам сопоставим с известными зарубежными серийными образцами. Разница только в том, что наш глайдер – опытный образец, доведенный до возможности промышленного производства, а за рубежом – это серийные, отработанные аппараты, выпускаемые уже десятилетиями. Ради справедливости можно отметить, что мы учитываем ошибки, допущенные разработчиками глайдеров на Западе, которые стали известны в настоящее время.
- Какой процент зарубежных комплектующих используется при производстве глайдеров? Есть ли номенклатура, с поставкой которой испытываете особые трудности?
– На сегодняшний момент не менее 30% комплектующих составляют зарубежные изделия, что обусловлено стартовым этапом данного направления робототехники. По мере развития проекта мы не только видим абстрактную заинтересованность со стороны отечественных производителей, но и получаем практические предложения по необходимым и новым для нашей промышленности образцам комплектующих. Процесс, конечно, не быстрый, но с каждым годом все более продуктивный.
При этом мы сохраняем принцип «открытой архитектуры» как в конструктиве, так и в программных интерфейсах. Это помогает максимально удовлетворить пожелания потенциальных заказчиков с точки зрения исполнения конкретных моделей, т.е. нужен максимально отечественный – пожалуйста; нужен с применением уникальных импортных комплектующих – также пожалуйста.
–
Интересуются ли иностранцы вашими разработками? Имеете ли опыт презентации глайдеров за рубежом?
– Как открытая работа с широким спектром публикаций и выставочной активностью (как в России, так и за рубежом) проект «Глайдер» вызывает естественный интерес со стороны не только российских пользователей. Об этом мы можем с уверенностью судить не только по мониторингу географии входов на наши интернет-ресурсы, но и по беседам со специалистами на отраслевых мероприятиях. Так, например, представленный на выставке-конференции SubSeaTieBack Forum (Сан-Антонио, США) наш проект вызвал живой интерес как у специалистов по экологическому мониторингу в ходе морской нефтегазодобычи, так и у поставщиков разнообразных комплектующих для морской робототехники.
Редакция "Корабел.ру" выражает благодарность за помощь в подготовке материала Игорю Кожемякину и сотрудникам НПП ПТ "ОКЕАНОС"!