Для этого делается все возможное. Добывающие компании разрабатывают новые месторождения, обустраивают инфраструктуру и отлаживают логистику. На Дальнем Востоке скоро заработает новейшая верфь для строительства крупнотоннажных газовозов. "Атомфлот" продлил серию мощнейших атомных ледоколов проекта 22220, строящихся сейчас на Балтийском заводе, и уже вплотную подступил к проекту суперледокола "Лидер".
Но есть еще один фактор, который обязательно надо учитывать. Когда-нибудь в очень далеком будущем, возможно, появятся безэкипажные суда и корабли, которые сами будут отправляться в рейсы, возить грузы, ломать лед и патрулировать берега. Но пока любое, самое совершенное судно ничего не стоит, если на нем нет квалифицированной команды. А значит, кадровый вопрос для освоения Арктики продолжает оставаться одним из самых насущных.
Сегодня "Корабел.ру" беседует с Еленой Смягликовой, проректором Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова — ведущего отечественного университета по подготовке кадров для морского и речного транспорта. В центре нашего разговора — Арктика.
— Как развивается сейчас арктическое направление в деятельности университета?
—Наш разговор начнем с того, что в этом году официально исполняется 210 лет транспортному образованию в России. Эта дата отсчитывается с манифеста Александра I "Об Управлении водяными и сухопутными сообщениями" от 20 ноября (2 декабря — по новому стилю) 1809 года. Но при этом морскому образованию гораздо больше лет…
У нас один из восьми филиалов — это Арктический морской институт имени капитана Воронина в Архангельске. Так вот, он ведет свою историю от указа Екатерины Второй 1781 года о создании образовательного учреждения, которое называлось Морская мореходная школа. Так что фактически нам в этом году 238 лет! Но мы не будем спорить, моряки — вообще народ спокойный. Двести десять лет — хороший юбилей, отметим его вместе со всеми.
Главное, что я хотела подчеркнуть этим небольшим экскурсом в историю, — транспортное образование в России начиналось с Арктики, с северных морей. Так что это направление в деятельности университета всегда было и будет очень важным. Мы как готовили для Арктического региона кадры, так и готовим.
Елена Смягликова, проректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова / Корабел.ру |
Сегодня есть понимание, что этот регион вышел на другой уровень – на уровень государственной политики, на уровень крупных финансовых вложений. Во-первых, Северный морской путь достаточно сокращает расстояния между Европой и Азией. Во-вторых, в Арктике находятся огромные природные богатства: газ, нефть и другие важнейшие природные ископаемые.
В Арктике за последние годы было проведено много различных исследований, научных изысканий, экспедиций. По итогам выполненных научно-исследовательских работ проходят различные конгрессы, форумы. Так, в октябре в Санкт-Петербурге состоялся Арктический конгресс, где мы обсуждали вопросы по исследованиям Арктики. Я была модератором одной из секций – секции по молодежной политике и вкладе молодых исследователей по вопросам изучения Арктики. Ректор нашего университета Сергей Барышников выступал на ведущей дискуссионной площадке Петербургского Международного газового форума, где поднималась тема безопасного мореплавания в полярных водах Арктики.
Наша делегация принимает участие 5-7 декабря в Международном форуме "Арктика: настоящее и будущее", в заседании Ассоциации полярников России, которые будет проходить в Санкт-Петербурге. Ожидается порядка 3500-4000 участников, в том числе из 20 зарубежных стран. Я являюсь членом Ассоциации полярников с 2016 года, буду выступать с докладом по вопросам современных образовательных технологий подготовки кадров "Макаровки" для арктических широт.
— Сейчас строится много новых судов: ледоколы атомные, дизель-электрические, суда с высоким ледовым классом для частных сырьевых компаний. Соответственно должна вырасти потребность в экипажах для этих судов. Как в ГУМРФ учитывается этот фактор?
— Да, как вы знаете, в стадии строительства находится не менее семи новейших ледоколов. Это очень серьезные, мощные суда, они смогут проходить лед толщиной до 2,4 метра. Для работы на судах потребуются высококвалифицированные экипажи. В октябре 2018 года в университете при поддержке ФГУП "Атомфлот" открыт Центр морских арктических компетенций. Основная задача – подготовка специалистов и обучение экипажей по эксплуатации судов ледового класса в полярных водах. Причем мы единственные не только в России, но и в мире, кто системно с 1958 года готовит специалистов инженерного профиля, в том числе для работы на атомных ледоколах. В общей сложности ледовую тренажерную подготовку в Центре морских арктических компетенций "Макаровки" прошли уже более 1000 судоводителей из 20 стран мира.
Заинтересованность наших зарубежных партнеров в подготовке кадров для флота очевидна. Например, в октябре представители крупнейших японских корпораций "ДЖЕТРО", "ДЖОГМЕК", "НЭДО", "НЭКСИ" во главе с консулом по экономике генерального консульства Японии в Санкт-Петербурге господином Кэиити Сато посетили университет с ознакомительным визитом. Гостям была продемонстрирована презентация об университете и программах дополнительного профессионального образования. В ходе деловых переговоров стороны наметили пути возможного сотрудничества, в том числе по вопросам подготовки специалистов для работы в суровых условиях Арктики, освоения Северного морского пути. Делегация посетила интерактивные учебные аудитории, полномасштабный тренажерный комплекс судовой ядерной энергетической установки и наш "Музей истории флота и академии".
Хочу заметить, что мы еще и отвечаем за переподготовку и повышение квалификации наших моряков и речников, в том числе и тех, кто трудится на ледокольном флоте. Ведь члены экипажей, как любые специалисты, обязаны это делать раз в три года. За год их число составляет порядка 20 тысяч человек. Это в дополнение к тем 14 тысячам студентов и курсантов, которые ежегодно обучаются в вузе. Большая часть проходит переподготовку в Санкт-Петербурге, в Институте дополнительного профессионального образования. Несколько тысяч повышают квалификацию в Архангельске, Мурманске и Петрозаводске.
Для этого у нас есть все современное оборудование – навигационные тренажеры, симуляторы последнего поколения. Нужно отработать действия на атомном судне — есть соответствующий симулятор. Находясь в помещении, можно создать различные ситуации: лед, шторм, какие-то подводные движения, пожар на судне и так далее.
Для переподготовки специалистов в университете разработано более 400 программ. В том числе на основании последних поправок по Полярному кодексу. В образовательном пространстве мы используем дистанционное обучение, "цифровизацию", другие современные методы. Члены экипажа по своему направлению, не сходя с борта, могут заявиться на дистанционное обучение, пройти курс, а по окончании своего рейса пройти тест, сдать квалификационные испытания.
При этом надо сказать, что не только на судах ждут наших специалистов, но и подготовленных специалистов для береговых служб. В августе глава дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша попросил "Макаровку" помочь с подготовкой кадров для Дальнего Востока. Там ведь, на "Звезде", сейчас острейшая нехватка компетентных специалистов. А у нашего университета есть возможность работать не только на Северо-Запад, но и на другие регионы России — лицензии и международное признание позволяют нам это. По этому вопросу мы с дирекцией СМП и "Атомфлотом" нашли взаимопонимание и сейчас работаем во взаимодействии.
— В арктических морях сейчас работает целый ряд крупных компаний со своим флотом. Интересно ли им брать ваших курсантов на практику? С кем уже налажено такое взаимодействие?
— Я могу рассказать о том, как этот момент организован, на примере конкретной компании "Совкомфлот". У нас подписано соглашение о прохождении курсантами плавательной практики на судах различного класса. В том числе это и четыре судна ледового класса Arc4, которые уже построены и находятся в эксплуатации.
Как это все происходит? Прежде всего организация приходит к выводу, что у нее есть потребность в каких-либо членах экипажа. Отправляется заявка в вуз на основании подписанного соглашения. В ней сказано, что на судне нужно, допустим, пять электромехаников, судоводителей и так далее. Эту заявку мы рассматриваем, отправляем в институты университета.
Далее вступает в силу отбор по определенным требованиям. У курсанта должна быть обязательно книжка моряка, должны быть определенные компетенции — есть порядка четырех программ, которые он обязан пройти, чтобы наработать базу: знания по безопасности, работа на симуляторах, различных тренажерах и так далее. Плюс к этому необходимо знание английского языка, причем именно морского языка, со своими требованиями. Далее – справка медицинская. И последнее — само желание курсанта.
К каждому курсанту или группе курсантов прикрепляется куратор, то есть наставник, который работает с ними по данному направлению. По возвращении на берег курсант оформляет отчет о плавательной практике.
Но и это еще не все. Мы с "Совкомфлотом", например, уже отработали интересную схему, по которой курсанты выступают с защитой своего отчета по практике в присутствии самих капитанов или старпомов тех судов, на которых они работали. В марте прошлого года вместе с директором Морской академии ГУМРФ Владимиром Соколовым и куратором группы целевой подготовки СКФ Анатолием Лебедевым мы заслушивали наших курсантов в офисе Северной столицы компании "Совкомфлот". Их было 28 человек, и каждый представлял свой отчет фактически как дипломную работу. На доклад отводилось восемь-десять минут, затем выступающему курсанту задавали вопросы. И капитаны спрашивали на конкретных примерах — помните, мы заходили с вами туда-то и там была такая-то ситуация...
Так вот, в результате защиты двоих курсантов сразу пригласили на работу. Это были ребята с четвертого курса. Им сказали — получайте диплом и приходите к нам, в "Совкомфлот". На самом деле такое происходит каждый год.
— У вас в структуре университета существует арктический факультет. В других вузах, зарубежных, например, в Норвегии, Канаде, есть ли аналогичные факультеты? Или направления подготовки? И обмениваетесь ли вы с ними опытом?
— Да, безусловно, у целого ряда стран есть свои потребности в кадрах для работы в Арктике. Это и Норвегия, и Финляндия, и Исландия, и Канада и так далее. Естественно, система обучения отличается от нашей отечественной, хотя требования Международной конвенции ПДНВ для всех едины. По-другому выстроена система наставничества, разница есть в плавательной практике. Но в завершении обучения они получают компетенции, которые и прописаны в международных стандартах.
— В России самый сильный арктический флот из всех существующих. И по количеству судов, и по их мощности, и по разнообразию выполняемых задач. Можете ли вы сказать, что подготовка морских кадров в мире у нас самая сильная?
— Да, конечно. Мы авторитетны для мирового морского сообщества. Безусловно, к нам идет много различных заявок, для того чтобы подписать соглашения о взаимодействии и сотрудничестве, познакомиться с образовательными программами для обучения своих студентов. Заявки идут через отдел международного сотрудничества, и если мы понимаем, что это компания, которая хочет просто "заполучить" у нас программы по подготовке специалистов морской отрасли, то пишем вежливый отказ.
Фактически речь идет о промышленном шпионаже — за последние полгода-год он по Арктике очень активно развивается. Мы бережем интеллектуальный труд наших преподавателей, инструкторов, которые прошли мудрую школу моря, а в настоящее время работают на берегу. Это очень аккуратная тема, стараемся не обидеть наших иностранных деловых партнеров и в тоже время сохранить дружеские отношения.
— А как сейчас обстоит дело с обучением иностранных студентов в вашем вузе? Сколько человек учатся, и откуда они приезжают?
— Мы гордимся тем, что университет работает и готовит специалистов не только для России, но и для других стран мира. Это очень важно, мы живем на одной планете, у нас одни моря и океаны, они взаимодействуют, как артерии у человека.
На сегодняшний момент обучается 391 студент из 31 страны мира. Много это или мало? Достаточно! Большая часть – это ближнее зарубежье: Азербайджан, Украина (украинцев, кстати, немало — 41 студент), Литва, Латвия, Беларусь, Молдова, Туркменистан и Узбекистан. Есть и те, кто приезжает из дальнего зарубежья: почти вся Европа, есть один заочник из Канады, несколько студентов с африканского континента — Конго, Нигерия, Тунис, Камерун, Марокко. В каждом государстве есть потребность в квалифицированных специалистах, и мы полагаем, что они вернутся к своим родным и близким для того, чтобы дальше трудиться на благо своей родины.
Сейчас у нас нет ни одного студента из Америки. Раньше были. Но пока сложилась такая политическая ситуация, что они к нам не едут... Работаем по взаимодействию с Азией. Недавно в Петербург прибыла большая делегация из Китая во главе с замминистра транспорта КНР и замминистра образования. Часть ведущих транспортных вузов России были приглашены на большое совещание, и мы подписали ряд меморандумов для дальнейшего взаимодействия. Университет участвовал в деловых командировках в Китайскую Народную Республику. В ноябре подписан протокол о намерениях с Даляньским океаническим университетом, и мы полагаем, что на будущий год к нам на обучение приедут китайские студенты. Их много обучается в Морском госуниверситете имени адмирала Невельского во Владивостоке, но к нам они пока не доезжают, потому что далековато. Тем не менее, есть заинтересованность в обучении в Петербурге.
ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова. Учебный городок №1. Санкт-Петербург, Косая линия В.О. / Корабел.ру |
— И в завершение…
— В завершение нашего разговора отмечу, что в нынешнем виде наше учебное заведение – крупнейший вуз отрасли. Университет обладает уникальными компетенциями и мощной ресурсной базой, позволяющими обеспечить качественную кадровую подготовку различных аспектов арктических проектов. Без особой скромности скажу, что "Макаровка" — флагман морского образования отрасли! Только успехов! И только – вперед!
Материалы по теме:
"Мое мнение – флот на подъеме!" (интервью с ректором ГУМРФ им. адмирала Макарова Сергеем Барышниковым)
"Любой научный процесс должен заканчиваться изделием" (интервью с ректором СПбГМТУ)
"Судостроительная промышленность, атомная промышленность и нефтегазовый сектор – наши партнеры и помощники" (интервью с ректором СПбМГТУ Евгением Апполоновым)
"Нам важно не потерять инженерное образование на транспорте" (интервью с ректором ГУМРФ им. адмирала Макарова Сергеем Барышниковым)
"Наших выпускников можно встретить везде..." (интервью с ректором ВГУВТ)
"Уже не мы идем к работодателю, а он к нам!" (интервью с директором Морского технического колледжа)
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |