Мы продолжаем публиковать доклады, прозвучавшие на конференции "Морской и речной транспорт — системный элемент магистральной инфраструктуры", прошедшей в рамках "Транспортной недели - 2018". Сегодня у нас текст выступления главы компании "Совкомфлот" Сергея Франка.
"Совкомфлот" сегодня в Арктике один из основных игроков на судоходном рынке. Тем интереснее узнать мнение руководства этой компании о ближайшем будущем этого непростого региона и о реальности тех планов, которые ставятся правительством России.
От редакции
"Транспортная неделя", конференция "Морской и речной транспорт – системный элемент магистральной инфраструктуры" / Пресс-центр "Транспортной недели"
Во вступительном слове министра говорилось о том, что 80 млн тонн грузопотока в Арктике до 2025 года — это масштабнейшая, серьезнейшая, большая народно-хозяйственная задача. Она дает уникальный шанс, она возлагает огромную ответственность на руководителей, на компании. Мы должны с этой работой справиться.
Осмелюсь высказать предположение, что больше половины этого грузопотока, в принципе, прорисовалось и можно сказать, что успешная реализация проектов наших крупнейших компаний эту грузовую базу уже оконтурила. Теперь вопрос — как эффективно эту грузовую базу доставить на рынки, как сделать эти проекты коммерчески успешными.
Думаю, что никакого чуда нет. Ключевой вопрос и вектор развития арктического судоходства — конкурентоспособность и эффективность через инновации. Те, кто сегодня ожидают, что морской транспорт даст надежный канал вывоза, создаст морскую арктическую "трубу", магистраль, безусловно, сталкиваются с ограничениями на рынках. Сейчас в целом торговать сложнее, чем это было вчера. И финансировать бизнес сложнее, чем это было вчера. Это должно быть конкурентоспособным и эффективным. И товар росийский на рынке должен побеждать и занимать свои ниши.
Из презентации к докладу Сергея Франка на "Транспортной неделе - 2018" / "Совкомфлот", ПАО
Это можно сделать только на основе новых инженерных решений. И в этом смысле с гордостью можно сказать, что за последнее время судостроительные, морские научные коллективы создали целый ряд уникальных решений, аналогов которым в мире нет.
Конечно, цифровые технологии должны здесь сильно помочь. И, прежде всего, в Арктике, где надежность, безопасность будут всегда фактором номер один. Если кто-то считает, что безопасность — это дорогая вещь, что эти затраты обременительны, он ошибается. Нет ничего более проблемного и дорогого, чем какой-то сбой в устойчивости работы транспорта. И поэтому приоритет безопасности и экологии должен быть обеспечен.
При доработке планов, дорожных карт по выполнению поручений президента о 80 млн тонн в Арктике особое внимание нужно обратить на аспекты безопасности и комплексный подход к этому вопросу. У нас всегда легче получаются решения инфраструктурные — порт, основные сооружения. Научились это делать, умеем, здорово, но комплексная система безопасности не должна быть на втором плане.
Из презентации к докладу Сергея Франка на "Транспортной неделе - 2018" / "Совкомфлот", ПАО
У России уникальные знания в арктическом судоходстве — это колоссальное преимущество! Сейчас в очень непростое время нам нужно сделать все, для того чтобы сохранить систему учебных заведений, уникальные школы – санкт-петербургскую, дальневосточную. Большая часть коллег-конкурентов, которые приходят к работе в Арктике, в принципе, имеют очень отдаленное представление о том, в каких условиях им придется работать. Это создает риски. И эти риски необходимо шунтировать.
Я бы сказал, что 80 млн для Северного морского пути – очень реальная задача. Львиная доля, наверное, на первом этапе не будет связана с транзитом.
Наша отрасль проделала выдающуюся работу по перестройке портовой индустрии страны. За последние 25 лет на порядок увеличены возможности портовой инфраструктуры. На наших глазах возникла практически совершенно новая, одна из лучших индустрий в мире. С очень аккуратными бюджетными запросами. С очень хорошей мобилизацией частого капитала. И все работает.
На первом этапе — в 90-х годах и в начале 2000-х — трудно было флот поставить в центр внимания. Первичной задачей была инфраструктура. Сейчас, в предстоящие пять-семь лет Россия должна воссоздать свой сильный флот. Для этого теперь имеются и грузовая база, и уникальные знания.
Из презентации к докладу Сергея Франка на "Транспортной неделе - 2018" / "Совкомфлот", ПАО
В Арктике флот — это не флот, это инфраструктура. И эта инфраструктура должна быть в российской юрисдикции. Слава богу, у нас и судостроители сейчас разворачивают эту работу. Мы должны эти 80 млн конвертировать в воссоздание лучшего флота в мире. Нам, может быть, не надо по количеству столько много, как в китайском флоте, наша внешняя торговля имеет свои разумные размеры. Но флот должен быть по качеству лучшим в мире.
У нас в Арктике сейчас будет разворачиваться не конкуренция судовладельцев, а конкуренция систем регистрации флота, систем финансирования флота. И в этой связи, скажем, не очень дружественные по отношению к нам политические силы, видимо, делают усилия по осложнению этой работы для российского флота. И мы должны это учитывать и не создавать такой ситуации, когда побеждают не действительно умелые, знающие и эффективные, а просто система, которую создали в какой-то отдельной удачной маленькой стране, где ничего больше не надо, кроме вмененного налога на это судно. Этот вопрос непростой, его так, с наскока не решишь. Но нам придется им заниматься.
Из презентации к докладу Сергея Франка на "Транспортной неделе - 2018" / "Совкомфлот", ПАО
И последнее — про экологию. Арктика, безопасность и экология идут вместе. Мы верим в то, что газ – это топливо будущего. На нашем "Гагарине" мы сейчас сделали уже несколько круговых рейсов из приморского Роттердама и видим, конечно, колоссальный экологический эффект, видим хорошую экономику этих рейсов. Не стал бы Royal Dutch Shell фрахтовать это судно у нас, если бы оно было неэффективным. И мы, кстати, признательны этой корпорации за три года напряженной инженерной работы.
Мне важно подчеркнуть, внедрение газа — это хорошо, потому что через пять-шесть лет нас ожидают ограничения по парниковым газам и CO2. И субстандартные решения, о которых отрасль сейчас много говорит, вроде скрубберов и так далее, все равно жизнью будут опрокинуты. В этом смысле директива – газовая. У нас есть прямые поручения правительства. Мы признательны министерству, признательны Росморпорту за поддержку "зеленого" судоходства. Думаю, что наши финансовые институты должны с банкирами, с регулятором обсуждать и "зеленое" финансирование. Потому что это вопрос не праздный, им нужно серьезно заниматься.
Из презентации к докладу Сергея Франка на "Транспортной неделе - 2018" / "Совкомфлот", ПАО
Сейчас очень важно, что именно по этому пути идут сейчас наши судостроители. На "Звезде" сейчас развернуто производство "зеленых" "Афрамаксов". Мы совсем недавно здесь свою серию продлили и надеемся получить в эксплуатацию первое судно с судостроительного комплекса "Звезда" в 2021 году. И, конечно, опыт эксплуатации "Гагарина", "Ломоносова" мы учтем на этом судне, сделав его самым эффективным танкером для перевозки российской нефти.
За последние десять лет в условиях Арктики, Субарктики наши моряки успешно доставили на рынки сбыта 226 млн тонн нефти на сегодняшнюю дату и 19 млн тонн СПГ. Это 150 млрд долларов стоимости, которая в этих непростых условиях ушла на рынки и, я думаю, помогала российской экономике. Это говорит о том, что дорогу осилит идущий. Нам, конечно, надо продолжать. Есть много проблемных вопросов, но, безусловно, на них можно найти эффективные ответы!
Сергей Франк,
генеральный директор ПАО "Совкомфлот"
Доклад предоставлен организаторами конференции "Транспортная неделя - 2018"
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+