Сессия "Проекты освоения минеральных ресурсов Арктики".
Бессонов Сергей Александрович - директор филиала "Газпром Нефть" в г. Мурманск:
Произвели доставку буровой установки "Северное Сияние" на судне "Хевелифт". Из нового: создана площадка центро-закупочного сервиса. Производили коммерческие доставки из Индии в Новороссийск. Занимаемся импортозамещением.
Ограничение при освоении Арктики: место на платформе и судах ограничено. Много времени тратиться на доставку грузов. Лето в Баренцовом море закрыто для военных учений. Оборудование для платформы в разной таре привозится, для этого разработана новая система логистики, график бурения скважин.
Закиров Руслан Зинятуллович, заместитель директора по коммерческим вопросам ООО "БТ СВАП" – "Морские проекты в Арктике" рассказал о совместном проекте Крыловского государственного научного центра, ВАП и "Прометей".
Производство и раскрепление свай в опорных основаниях морских платформ и гидротехнических сооружений методом гидророзжима в арктических условиях. Гидророзжим - технология раскрепления свай, основанная на создании высокого внутреннего давления, с применением гидравлических систем, достигая предела текучести сваи, но не превышающего предел пластической.
Деформации гильзы, в месте раскрепления свая-гильзы, имеющего кольцевую проточку типа "уступ-выступ". Такое соединение обеспечивает высокий уровень прочности и надежности при разнонаправленных циклических вибрационных нагрузках.
Вопрос члена форума: На какой стадии этот проект по реализации гидророзжима на месторождении Каменномысского моря?
Ответ главы компании (не предыдущего спикера): Проект на стадии разработки. Есть две технологии: сварка и гидророзжиг. Из-за короткого периода навигации, объем работ очень большой, поэтому сейчас мы выбираем наиболее оптимальный, менее рискованный вариант.
Денис Владимирович Гусев — российский политик, сенатор Совета Федерации Федерального собрания РФ — представитель в СФ ФС РФ от исполнительного органа государственной власти Ненецкого автономного округа с 14 сентября 2020 года, секретарь Ненецкого регионального отделения партии "Единая Россия" рассказал, что о всей акватории северного морского пути проводятся работы по восстановлению, реконструкции, модернизации, строительства портов и портовых сооружений.
Комплексное развитие получат порты: "Мурманск", "Архангельск", "Индига", "Диксон", "Дудинка", "Тикси".
При этом темпы развития морской инфраструктуры пока находятся на недостаточном уровне. Сдерживающие факторы - низкие темпы развития морской инфраструктуры вдоль трасс Северного морского пути; часто отсутствующая инфраструктура ЖД и автомобильных дорог. Необходима единая логистическая система. Крупные логистические проекты по Северному морскому пути: строительство мурманского ЖД узла и широтного хода. Пока проект работает не на полную мощность.
Инвестиционные проекты Ненецкого автономного округа: корпорация AEON продолжает работу по созданию проекта глубоководного морского незамерзающего порта "Индига". В дальнейшем планируется синхронизация указанного порта со строительством ЖД магистрали Сосногорск-Индига.
Спикер Майзеров Сергей Александрович - главный инженер "Центра пропульсивных систем "Звездочка":
Завод занимается проектированием и изготовлением как валопроводов, так и гребных винтов. У этого решения есть недостатки: недостаточная маневренность, требует большого количества пространства на судне. Решить проблему может наше подруливающее устройство.
Оно необходимо для того чтобы изменять положение судна когда оно без движения либо на малом ходу как правило до 4 узлов. Два таких устройства в носу и в корме судна намного улучшают маневренность в том числе даже может использовать динамическое позиционирование...
... Самое интересное решение – движительно-рулевые колонки. Мы производим их всех типов для всех типов судов. Все виды изделий объединяют гребные винты. Мы можем производить, как готовые изделия, так и адаптировать их к конкретному судну. При этом наша документация очень понятна для проектно-конструкторских бюро.
Совместно с научно-образовательным центром идет освоение аддитивных технологий. Она идет у нас методом прямого лазерного выращивания, что позволяет расширить возможности проектирования, создавать изделия с внутренней структурой, полостями. Мы уже перешли с опытных образцов к конкретным деталям, учитывающих нормативную базу. Дальше в планах освоение конических зубчатых передач. Мы разрабатываем ряд решений, которые позволят производить конические зубчатые передачи на территории РФ с нужными нам характеристиками. Это поставит точку в импортозависимости "Звездочки" в части производства движительных комплексов
Шайтанов Василий Дмитриевич, генеральный директор ООО "Кимек":
Кимек – судоремонтное предприятие на севере Норвегии.
Василий Дмитриевич предоставил прогноз количества флота до 2035 в виде таблицы. Всего судов Мурманск и Архангельск на 2022 год – 493, а к 2035 станет 666.
Единственная сложность в анализе, как будет меняться средний возраст флота, он сдвинется с 29 лет до 23 лет. Объем ремонта на судах будет увеличиваться.
Рассказал о ремонте судов Мурманск в Европе по данным РМРС: Ежегодное освидетельствование прошли 74 судна, промежуточное освидетельствование 37 судов, очередное освидетельствование – 28 судов. 75 процентов все освидетельствований прошли в Норвегии.
Перечислил причины ухудшения работы:
1) Перевод 100%-ой предоплаты. Сейчас дополнительные работы нужно оплачивать судовладельцам до ухода судна в рейс.
2) Проблемы с поставкой запчастей из-за санкционных ограничений. Срыв докового плана. Стабильность поставок запчастей была одним из наших конкурентных преимуществ, которое исчезло. Сейчас мы не можем поставлять никакие запчасти, материалы и что-либо на верфи. Только в составе работ.
3) Трудности со свободным передвижением сотрудников из-за проблем с выдачей виз
4) Усиление контроля со стороны норвежской таможни.
5) Общая напряженность в регионе. В приоритете защита бизнеса.
Несмотря на это в доковом плане сейчас 32 судна на различные освидетельствования. Очередь входящих всегда превышает наши возможности. Судовладельцы, которые чинили суда в Европе, они за этим следуют. Количество верфей сократилось в разы.
Дерябин Михаил Николаевич, директор Архангельского филиала "СРЗ "Красная Кузница" АО "ЦС "Звездочка".
С этого года филиал задействован в доковой программе "ОСК" по развитию ОПК. Она рассчитана на 2023-2025 год и включает в себя строительство плавдока подоизмещением 5 тыс. тонн. Место ему уже определено. Это позволит нам увеличить количество доковых ремонтов и обеспечить равномерную загрузку мощностей филиала.
Смирнов Валерий Валерьевич, руководитель направления Департамента отраслевой экспертизы АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики".
Тема доклада: Инвестиционные возможности в Арктике для судостроительной промышленности.
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики - это рабочие руки министерства по развитию Дальнего Востока и АЗРФ. Она помогает на местах с привлечением инвестиций. Конкретные меры поддержки инвесторов:
- Налоговые льготы до 0%
- Обеспечение землей на ТОР
- Субсидированные процентные ставки
- Готовая инфраструктура площадок ТОР т возмещением затрат на инфраструктуру
- Дальневосточная концессия
- Свободная таможенная зона
- Особый режим контрольно-надзорной деятельности
- Межведомственное сопровождение Минвостокразвития и КРДВ
- Разрешение на работу иностранцев без квот
Третий день форума начался с выступления Константина Юрьевича Князевского, заместителя генерального директора по строительству флота.
По его словам, сегодня в Арктике работают четыре новых ледокола проекта 22220. "Ямал" и "50 лет Победы" работают, но имеют меньшую мощность и реакторы старого поколения. Также в эксплуатации - однореакторные мелкосидящие, ледоколы работают в устьях сибирских рек. Еще два универсальных атомных ледокола находятся в стройке. Это третий серийный "Якутия" и четвертый серийный УАЛ "Чукотка".
"Крыловский государственный научный центр" выступил с презентацией.
Директор направления цифровизации и информационных технологий дирекции Северного морского пути госкорпорации "Росатом" Валерий Бражников, в рамках круглого стола "Информационное обеспечение судоходства на трассе Севморпути" для составления наиболее точного прогноза ледовой обстановки единый цифровой сервис будет анализировать не только результаты радиолокационного зондирования, спутниковые снимки ледовых полей и гидрометеорологические сведения.
"Планируется также использовать бортовые измерительные комплексы, программно-аппаратные средства, позволяющие измерить толщину льда. Их установят на ледоколы и другие суда. Сведения оперативно будут поступать в систему", – сообщил Валерий Бражников.
По словам первого заместителя генерального директора – начальника штаба морских операций Главсевморпути Владимира Арутюняна, в конечном итоге результатом внедрения единой системы цифровых сервисов должно стать составление маршрута по Северному морскому пути для конкретного судна на каждую милю, а не общий прогноз ледовой обстановки.
Запуск единой платформы цифровых сервисов для обеспечения судоходства по СМП запланирован в 2024 году
Доклад первого заместителя генерального директора АО "СПО "Арктика" Юрия Душкина был посвящен теме "Арктика: компетенции и возможности в строительстве флота, морской техники и инфраструктуры для освоения Арктической зоны РФ".
Мы изначально были созданы для того, чтобы заниматься важными работами по электромонтажу и наладке именно в Арктическом регионе, поэтому имеем уже много компетенций