"В наших планах - организации экспериментального рейса через Республику Казахстан в КНР в предстоящий навигационный период. Это позволит наладить взаимные поставки крупногабаритных грузов и частично решить задачу оперативного импортозамещения для ряда секторов экономики", - написал Бурков после встречи с заместителем руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константином Анисимовым в телеграме.
Глава региона отметил, что мощности железнодорожного транспорта, используемые для экспорта на азиатские рынки, практически исчерпаны, а себестоимость авиаперевозок очень высока. "Водное сообщение становится актуальным как никогда. <…> Для нас сегодня стратегически важно, чтобы Иртыш использовался для выхода на арктический маршрут северного морского пути и на юг - в Казахстан и Китайскую Народную Республику", - отметил он.
По словам Буркова, северное направление также может использоваться для поставок в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. "У этих регионов есть потребность в строительных материалах, древесине, песке, щебне и сельхозпродукции. У нас есть заводы, есть что поставлять и, главное, - есть водная артерия, по которой можно транспортировать грузы", - подытожил он. Эти два вопроса будут вынесены в ближайшее время на обсуждение на экспертном совете при федеральном Минтрансе, который был создан по инициативе правительства Омской области.
В 2019 году Бурков на XVI Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана сообщил, что низкий уровень воды в Иртыше мешает развитию грузового судоходства как в направлении Казахстана, так и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через Северный морской путь. В советское время грузооборот по Иртышу между Омской областью и южными регионами Казахстана составлял около 9 млн тонн в год, в 2019 году рекой было перевезено всего 175 тыс. тонн. Развитие судоходства позволит значительно - от 2,5 до 4 раз - снизить стоимость перевозки грузов, разгрузить и сохранить дороги. Для этого, отметил тогда губернатор, необходимо усилить дноуглубительные работы на Иртыше, увеличить пропуск воды на казахстанских ГЭС и, возможно, построить подпорные гидросооружения.