За последние годы сложился такой стереотип — учебные заведения сильно оторвались от реальных предприятий и компаний, кадры для которых они готовят. Работодатели не понимают, почему выпускники приходят с почти нулевым представлением о реальных аспектах своей профессии. Преподаватели сокрушаются по поводу нежелания компаний брать учащихся на практику. В общем, сплошное непонимание.
Сегодня у нас интервью с представителем системы образования, который разрушает эту картину. У Морского технического колледжа имени адмирала Д.Н. Сенявина все как раз наоборот — судоходные компании ждут его выпускников с раскрытыми объятиями. О том, почему так происходит, мы беседуем с директором этого учебного заведения Виктором Никитиным.
— Давайте начнем с общего для всех учебных заведений вопроса. У нас система образования непрерывно реформируется, вводятся новые образовательные стандарты. Как это все отражается на вас? Можете вкратце рассказать, что было, что стало, с чем приходится сталкиваться?
— Образовательные стандарты действительно периодически меняются, причем быстрее, чем нам бы хотелось. Мы не успеваем за ними поспевать, потому что постоянно нужно проводить соответствующий апгрейд этих стандартов, вносить какие-то изменения, добавлять свои темы. Этот процесс никогда не останавливается.
Предыдущий образовательный стандарт вышел два года назад, мы сегодня перешли на него уже практически полностью, даже аккредитацию получили в этом году. И тем не менее ждем в сентябре обновление — будем работать над новыми рабочими программами.
Но это еще полбеды. Куда серьезнее то, что сегодня у нас образовательные стандарты входят в противоречия с профессиональными стандартами. Так что, видимо, им еще предстоит трансформироваться, для того чтобы полностью быть адаптированными под профстандарт.
— В чем вы видите главный зазор между образовательным и профстандартом?
— В образовательных стандартах упор больше делается на теоретическую подготовку. В профессиональных — прежде всего, на практику, там большое количество часов заложено на это, солидный процент отводится на вариативную часть. Это вообще такой компетентностный подход: человек должен выйти, встать к станку и начинать сразу работать, не проходя предварительную адаптацию в рабочем коллективе. Я думаю, что профстандарты сегодня более приближены к промышленности и к существующим реалиям на производствах.
— Вам хватает именно практики в образовательном процессе?
— У нас с этим вопросом попроще, чем во многих других учебных заведениях. Мы готовим курсантов по международной конвенции, и, для того чтобы получить рабочий диплом, выпускник должен еще за время учебы набрать определенный плавательный ценз. Для судоводителей или судомехаников — это 12 месяцев, для матросов — поменьше, 6 месяцев. Но без такой практики он просто не получит рабочий диплом. А практика, в свою очередь, обеспечит ему ту квалификацию, с которой он может работать на судне — не важно, российском или иностранном.
— А на каких курсах начинается практика и где она проходит?
— Практика у нас начинается со второго курса. У нас есть так называемая береговая практика, она же — производственная, проходит на судостроительных заводах, на судоремонтных заводах, в компаниях, которые занимаются оборудованием судов. А с третьего курса идет уже плавательская практика. Сегодня мы имеем возможность отправлять туда ребят на своем учебном судне "Юный Балтиец". Там они получают первичную практику матроса и моториста, после чего уже могут занимать штатные должности на судах.
— Сколько лет уже "Юный Балтиец" полностью в вашем распоряжении находится?
— Судно было передано нам в 2012 году. Три с половиной года длился его капитальный ремонт. Оно прошло полную модернизацию с заменой практически всего оборудования, основных двигателей, парусного вооружения, навигационных систем, всех помещений бытового назначения. Сегодня "Юный Балтиец" в строю, в эту навигацию он уже побывал в Калининграде, сейчас отправился в рейс для участия в регате Балтийского моря.
— Как идет набор курсантов на это судно? По каким-то критериям?
— Мы сажаем на борт всех наших курсантов, которые имеют допуск к работе в море. В каждом рейсе на "Балтийце" выходят в море по 35 курсантов, так что за навигацию в итоге проходит практику больше ста человек. Экипаж при этом состоит из 15 человек.
— Штатный экипаж пришел к вам вместе с судном?
— Нет, он уже менялся неоднократно. Костяк мы стараемся сейчас стабилизировать, чтобы экипаж был более-менее постоянный. Но, тем не менее, капитан, например, новый. Предыдущий сейчас у нас работает в учебно-тренажерном центре, он в статусе подменного капитана. Мы создаем мобильную систему, мало ли что бывает!
— Помимо "Юного Балтийца", на каких еще судах курсанты проходят практику?
— У нас очень много договоров с судоходными компаниями. Я даже затрудняюсь сегодня назвать цифру. Если нужны примеры крупных компаний, с которыми мы сотрудничаем, то это "Совкомфлот", это "Афалина", это иностранная компания Well. С "Совкомфлотом" у нас очень тесное сотрудничество — каждый год они у нас берут на практику до 30 человек, и сегодня в этой компании работает много наших выпускников. Тесные связи у нас с ними также в плане подготовки и переподготовки плавсостава в нашем учебно-тренажерном центре — очень большое количество моряков проходит обучение. Наш медицинский центр полностью работает на компанию "Совкомфлот".
— А вообще судовладельцы охотно идут на такие контакты? Как проходят переговоры на предмет практики?
— Вы знаете, если раньше все это основывалось на личных связях, то сегодня ситуация поменялась. Сегодня судовладельцы делают ставку на молодежь. Компании стараются менять свой кадровый состав, заменяя возрастной кадровый состав на молодых специалистов. Уже не мы идем к работодателю, а он идет к нам. Так что теперь переговоры становятся более актуальными и не такими напряженными, как десять лет назад.
Раньше, я помню, были такие случаи, когда компании просили у нас деньги за то, чтобы наши курсанты проходили у них практику. Сегодня мы направляем курсантов, и они получают там зарплату — и как кадеты, и как штатные работники, если имеют соответствующие сертификаты.
— То есть схема, когда на конкретном судне курсант проходит практику, а потом приходит после выпуска туда же, работает?
— Да, конечно. Но здесь многое зависит от того, как курсант себя зарекомендовал, какие отношения у него в коллективе сложились. Хотя, как правило, у нас нет отрицательных отзывов. Ситуации, конечно, бывают разные, тем не менее, ребята приходят с хорошими отзывами, с хорошими оценками по практике, и владельцы уже заинтересованы в них, стараются их взять на дальнейшую работу.
— Какова в целом картина по выпускникам? Какой процент трудоустроен и куда идут?
— Вы знаете, у нас очень высокий процент трудоустройства – около 67%. Но если сюда добавить поступивших в высшие учебные заведения, армию, то итоговый показатель доходит до 95%. И это не только у нас, это общая тенденция в Санкт-Петербурге после окончания колледжей. Так как я являюсь председателем Ассоциации профессиональных образовательных организаций, то знаю эту ситуацию не понаслышке. Тем более, что в нашем колледже находится базовый центр по работе с выпускниками учебных заведений по Санкт-Петербургу.
— А в чем заключается эта работа?
— В первую очередь, это работа со всеми учебными заведениями по распределению студентов. Дальше — мониторинг ситуации в течение полугода. Причем, в ближайшее время этот срок мы намерены увеличить до одного года. Мы собираем все статистические данные, обобщаем со статистикой работодателей, проводим общие с ними семинары и конференции, - это обширная работа. По инициативе городского Комитета по образованию на базе нашего колледжа создан центр по трудоустройству, так как наше учебное заведение признано одним из ведущих учебных заведений Санкт-Петербурга.
— То есть с выпускниками вы обратную связь поддерживаете, встречаетесь с ними?
— Конечно. У нас нередко проходят встречи выпускников, мы всегда их приглашаем на любые наши мероприятия. И если нам нужна какая-то помощь от них, то они идут навстречу и с удовольствием ее оказывают. Более того, в самом учебном заведении работает много наших бывших выпускников. После получения высшего образования, работы на каких-то должностях, вплоть до руководителей предприятий, нередко они возвращаются к нам.
— Много ли таких? И как вообще ситуация со штатами на сегодня?
— Сегодня у нас вакантных должностей нет. Есть текучка среди преподавательского состава, совсем без этого никак, но она крайне незначительная. А вот наших выпускников среди мастеров производственного обучения, инструкторов и преподавателей примерно процентов 20-25. И это большая цифра, я считаю.
Ребята с удовольствием к нам приходят. У нас есть выпускники, которые отработали здесь уже по 30 лет. После окончания училища, проработав некоторое время на флоте, они вернулись в родные стены. Особенно много таких специалистов среди судоводительского состава. У нас даже есть заслуженные работники образования, которые учились в этом учебном заведении. Например, заслуженный мастер производственного обучения Салтанов Борис Петрович — он работал на судах, потом пришел в МТК и уже здесь достиг очень высоких результатов. Сейчас он начальник производственных мастерских.
— А сколько человек в преподавательском коллективе?
— Сегодня 450 человек. Курсантов — 1600, и это только на очном отделении. Еще есть заочное отделение, тренажерный комплекс, где у нас занимаются до семи тысяч человек в год. Мы являемся крупным учебным заведением, и оно обладает самой современной материально-технической базой, которая создавалась в течение нескольких лет усилиями всего коллектива и при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Сегодня, я бы сказал, у нас одна из лучших площадок для подготовки плавсостава не только в городе, но и во всей России.
— Расскажите подробнее, что в эту базу входит. Вы упомянули тренажерный комплекс...
— Да, у нас, пожалуй, самый современный в стране учебно-тренажерный комплекс. Чего стоит только ходовой мостик — таких в России всего два! Он введен в строй буквально несколько месяцев назад. Это огромный мостик на самой современной элементной базе, последняя версия. На этом тренажере будет проходить подготовка специалистов для арктического региона — это нефтедобывающие, газодобывающие вышки; это работа во льдах; это работа в порту Сабетта с теми судами, которые будут туда заходить; это работа по новому Полярному кодексу.
Вообще, сегодня все взоры устремлены на Арктику, и мы тоже очень активно развиваем эту тему, причем подходим к ней системно. Сегодня на базе колледжа создается целый навигационный комплекс по этому направлению.
Второй этаж главного учебного корпуса представляет из себя виртуальное судно — там несколько мостиков, на которых мы можем одновременно тренировать до восьми экипажей сразу. Помимо этого, у нас очень мощный учебно-тренажерный комплекс по борьбе за живучесть судна, где моряки проходят переподготовку по выживанию на море — это отработка ситуаций пожара на судне, покидание судна, пробоины и так далее.
У нас есть также мощные тренажеры, которые установлены в машинных отделениях — вплоть до живого двигателя, который можно заводить, запускать, как настоящую машину. И помимо этого, много различных инноваций, которые мы применяем в образовании. У нас только персональных компьютеров в учебном заведении более тысячи, это о чем-то уже говорит!
— А кто поставлял комплекс?
— Компания "Транзас", с которой мы сотрудничаем. Вся линейка тренажеров должна быть увязана в единую сеть, и если вклинивать какую-то другую компанию или новый тренажер на новой базе, то это будет уже обременено определенными сложностями. "Транзас" с нами плотно сотрудничает с 2003 года, специалисты приезжают регулярно, обучают инструкторов работе на этой сверхсложной технике.
— Давайте поговорим о курсантах. Можете обрисовать — кто к вам приходит учиться, каков конкурс при поступлении?
— Знаете, у нас такая специфика образовательного процесса, что мы принимаем только жителей Санкт-Петербурга и области. Иногородних у нас очень мало.
Надо сказать, что ситуация со средними учебными заведениями в корне изменилась за последние годы. Сегодня в некоторые из них труднее попасть, чем в вуз. Наверное, у людей менталитет уже поменялся. Это раньше было — только высшее образование и больше ничего. А сегодня многие поняли, что главное — иметь хорошую профессию. После наших учебных заведений ребята получают качественную, хорошо оплачиваемую профессию, которая им дает какие-то определенные жизненные перспективы. Это и зарплата, это и место на заводе или на каком-то предприятии. Поэтому сегодня очень многие отдают предпочтение средним учебным заведениям, в частности нашему колледжу.
В МТК, в принципе, никогда не стояло проблемы недобора. А последнее время наши выпускники стали очень востребованы. На наши базовые специальности — судоводитель, судомеханик — конкурс каждый год по два, по два с половиной человека на место. А на специальность "Организация перевозок" доходит и до четырех человек!
Официальная цифра приема у нас — 475 человек. Но вообще набираем даже больше — свыше 500 человек.
— А как качество знаний, с которыми приходит ребята?
— Если говорить откровенно, мне кажется, что сегодня подготовка в школе стала немножко хуже. Когда мы проводим нулевые срезы своих абитуриентов или вновь поступивших курсантов, они периодически не подтверждают те оценки, которые приносят в аттестате. И это, конечно, проблема. Нам приходится с этим работать, проводить какие-то дополнительные занятия, чтобы подтягивать их знания до того уровня, который нам необходим. Особенно по профессиям техническим — это судоводитель, судомеханик. Там, конечно, сложно — нужна и физика, и математика.
— Мотивация у курсантов, особенно первого-второго курса, осознанная?
— Наверное, не у всех. Потому что кого-то приводят родители, кому-то понравилась хорошая картинка в интернете, кто-то приходит сюда на День открытых дверей, видит всю эту обстановку и ему хочется здесь обучаться. Но надо сказать, что, как правило, ко второму курсу уже четко определяется тот контингент, который пойдет дальше. Есть отчисления ребят и с первого курса, а есть и после первой морской практики. Приходит парень и говорит: нет, это не мое, я не могу работать в море, лучше пойду, пока есть возможность, переучусь на другого специалиста.
Но в основном, те ребята, которые у нас учатся на старших курсах, уже прекрасно понимают, кем они хотят быть, и мотивации у них предостаточно.
— Вы упомянули о том, что на флоте у судовладельцев назрела потребность в обновлении плавсостава. Раз есть такой запрос рынка, не стоит ли задача расширить этот набор, открыть новые специальности?
— Для того чтобы расширить набор, должны быть созданы условия. Сегодня наши площадки не позволяют нам расширяться, нужны дополнительные здания, дополнительная материальная база. По загрузке у нас все рассчитано на 1440 человек обучающихся. Мы можем взять на 15% больше, что и делаем. Это максимальная на сегодня цифра, которую мы в состоянии осилить.
При этом, конечно, на будущее мы планируем дальнейшее развитие, хотим открыть новую площадку-комплекс в Кронштадте — там здание пока в состоянии капитального ремонта. Кронштадт нам очень интересен, потому что это все-таки морской город.
— Администрация Петербурга идет вам навстречу? Сотрудничаете с городом?
— Конечно, мы очень тесно работаем с администрацией города. У нас при колледже создан ресурсный центр по направлению "Морское дело" для работы с клубами юных моряков, морскими классами, для организации этих классов в школах, для оказания методической помощи, оказания им практической помощи, для того чтобы они могли создать у себя, при желании, в школах дополнительное образование по этому направлению.
В последнее время поступает много предложений, о том, чтобы мы оказали содействие, помощь в организации или сопровождении вышеупомянутых направлений. Мы всегда откликаемся. В летнее время у нас на нашей шлюпочной базе существует центр, куда могут приходить школьники, заниматься греблей на ялах. Там постоянно работают наши инструкторы. На плаву шесть ялов, которые используются сегодня не только для курсантов колледжа, но и для тех школ и классов, а также клубов юных моряков, которые хотят там заниматься. Бывает, даже берем учащихся этих морских клубов и классов на рейс на судно "Юный Балтиец". Специально для них предлагаем две недели, сажаем этих детей на борт и проводим с ними практику.
Мы проводим очень много мероприятий, посвященных морской тематике, и, как правило, под эгидой Морского совета. Я являюсь членом Морского совета, сопредседателем комиссии. У нас есть программа "Наследие Петра Великого" — это целый комплекс мероприятий, начиная от конкурса "Морской венок славы" и заканчивая слетом юных моряков.
— Напоследок немного провокационный вопрос. Что бы вы сами выделили как наиболее сложную проблему в образовательной сфере?
— Я могу отвечать только за свой колледж. Мы городское учебное заведение, подчиняемся непосредственно Санкт-Петербургу, Комитет по образованию — наш учредитель. Поэтому я считаю, что сегодня особых проблем нет, все решается. Вот если бы мы относились к ведению Министерства транспорта, разговор был бы другой. А так — финансирования вполне хватает, деньги выделяются. Пусть не всегда в том количестве, в каком бы хотелось для реализации крупных проектов, но, тем не менее, они есть. Если обращаемся к вице-губернатору, нас всегда слышат, делают какие-то ответные шаги.
Да, конечно, есть куда развиваться. И, как вы правильно заметили, это в первую очередь касается расширения нашей материально-технической базы, приобретения новых площадок, корпусов. Спрос рождает предложение, и в перспективе мы должны будем эти растущие запросы судовладельцев на качественных специалистов удовлетворить.
Виктор Никитин, директор Морского технического колледжа / Корабел.ру |
— Давайте начнем с общего для всех учебных заведений вопроса. У нас система образования непрерывно реформируется, вводятся новые образовательные стандарты. Как это все отражается на вас? Можете вкратце рассказать, что было, что стало, с чем приходится сталкиваться?
— Образовательные стандарты действительно периодически меняются, причем быстрее, чем нам бы хотелось. Мы не успеваем за ними поспевать, потому что постоянно нужно проводить соответствующий апгрейд этих стандартов, вносить какие-то изменения, добавлять свои темы. Этот процесс никогда не останавливается.
Предыдущий образовательный стандарт вышел два года назад, мы сегодня перешли на него уже практически полностью, даже аккредитацию получили в этом году. И тем не менее ждем в сентябре обновление — будем работать над новыми рабочими программами.
Но это еще полбеды. Куда серьезнее то, что сегодня у нас образовательные стандарты входят в противоречия с профессиональными стандартами. Так что, видимо, им еще предстоит трансформироваться, для того чтобы полностью быть адаптированными под профстандарт.
— В чем вы видите главный зазор между образовательным и профстандартом?
— В образовательных стандартах упор больше делается на теоретическую подготовку. В профессиональных — прежде всего, на практику, там большое количество часов заложено на это, солидный процент отводится на вариативную часть. Это вообще такой компетентностный подход: человек должен выйти, встать к станку и начинать сразу работать, не проходя предварительную адаптацию в рабочем коллективе. Я думаю, что профстандарты сегодня более приближены к промышленности и к существующим реалиям на производствах.
Морской технический колледж / Корабел.ру |
— Вам хватает именно практики в образовательном процессе?
— У нас с этим вопросом попроще, чем во многих других учебных заведениях. Мы готовим курсантов по международной конвенции, и, для того чтобы получить рабочий диплом, выпускник должен еще за время учебы набрать определенный плавательный ценз. Для судоводителей или судомехаников — это 12 месяцев, для матросов — поменьше, 6 месяцев. Но без такой практики он просто не получит рабочий диплом. А практика, в свою очередь, обеспечит ему ту квалификацию, с которой он может работать на судне — не важно, российском или иностранном.
— А на каких курсах начинается практика и где она проходит?
— Практика у нас начинается со второго курса. У нас есть так называемая береговая практика, она же — производственная, проходит на судостроительных заводах, на судоремонтных заводах, в компаниях, которые занимаются оборудованием судов. А с третьего курса идет уже плавательская практика. Сегодня мы имеем возможность отправлять туда ребят на своем учебном судне "Юный Балтиец". Там они получают первичную практику матроса и моториста, после чего уже могут занимать штатные должности на судах.
— Сколько лет уже "Юный Балтиец" полностью в вашем распоряжении находится?
— Судно было передано нам в 2012 году. Три с половиной года длился его капитальный ремонт. Оно прошло полную модернизацию с заменой практически всего оборудования, основных двигателей, парусного вооружения, навигационных систем, всех помещений бытового назначения. Сегодня "Юный Балтиец" в строю, в эту навигацию он уже побывал в Калининграде, сейчас отправился в рейс для участия в регате Балтийского моря.
"Юный балтиец". Набережная Лейтенанта Шмидта. Санкт-Петербург / Корабел.ру |
— Как идет набор курсантов на это судно? По каким-то критериям?
— Мы сажаем на борт всех наших курсантов, которые имеют допуск к работе в море. В каждом рейсе на "Балтийце" выходят в море по 35 курсантов, так что за навигацию в итоге проходит практику больше ста человек. Экипаж при этом состоит из 15 человек.
— Штатный экипаж пришел к вам вместе с судном?
— Нет, он уже менялся неоднократно. Костяк мы стараемся сейчас стабилизировать, чтобы экипаж был более-менее постоянный. Но, тем не менее, капитан, например, новый. Предыдущий сейчас у нас работает в учебно-тренажерном центре, он в статусе подменного капитана. Мы создаем мобильную систему, мало ли что бывает!
— Помимо "Юного Балтийца", на каких еще судах курсанты проходят практику?
— У нас очень много договоров с судоходными компаниями. Я даже затрудняюсь сегодня назвать цифру. Если нужны примеры крупных компаний, с которыми мы сотрудничаем, то это "Совкомфлот", это "Афалина", это иностранная компания Well. С "Совкомфлотом" у нас очень тесное сотрудничество — каждый год они у нас берут на практику до 30 человек, и сегодня в этой компании работает много наших выпускников. Тесные связи у нас с ними также в плане подготовки и переподготовки плавсостава в нашем учебно-тренажерном центре — очень большое количество моряков проходит обучение. Наш медицинский центр полностью работает на компанию "Совкомфлот".
Морской технический колледж / Корабел.ру |
— А вообще судовладельцы охотно идут на такие контакты? Как проходят переговоры на предмет практики?
— Вы знаете, если раньше все это основывалось на личных связях, то сегодня ситуация поменялась. Сегодня судовладельцы делают ставку на молодежь. Компании стараются менять свой кадровый состав, заменяя возрастной кадровый состав на молодых специалистов. Уже не мы идем к работодателю, а он идет к нам. Так что теперь переговоры становятся более актуальными и не такими напряженными, как десять лет назад.
Раньше, я помню, были такие случаи, когда компании просили у нас деньги за то, чтобы наши курсанты проходили у них практику. Сегодня мы направляем курсантов, и они получают там зарплату — и как кадеты, и как штатные работники, если имеют соответствующие сертификаты.
— То есть схема, когда на конкретном судне курсант проходит практику, а потом приходит после выпуска туда же, работает?
— Да, конечно. Но здесь многое зависит от того, как курсант себя зарекомендовал, какие отношения у него в коллективе сложились. Хотя, как правило, у нас нет отрицательных отзывов. Ситуации, конечно, бывают разные, тем не менее, ребята приходят с хорошими отзывами, с хорошими оценками по практике, и владельцы уже заинтересованы в них, стараются их взять на дальнейшую работу.
— Какова в целом картина по выпускникам? Какой процент трудоустроен и куда идут?
— Вы знаете, у нас очень высокий процент трудоустройства – около 67%. Но если сюда добавить поступивших в высшие учебные заведения, армию, то итоговый показатель доходит до 95%. И это не только у нас, это общая тенденция в Санкт-Петербурге после окончания колледжей. Так как я являюсь председателем Ассоциации профессиональных образовательных организаций, то знаю эту ситуацию не понаслышке. Тем более, что в нашем колледже находится базовый центр по работе с выпускниками учебных заведений по Санкт-Петербургу.
Морской технический колледж / Корабел.ру |
— А в чем заключается эта работа?
— В первую очередь, это работа со всеми учебными заведениями по распределению студентов. Дальше — мониторинг ситуации в течение полугода. Причем, в ближайшее время этот срок мы намерены увеличить до одного года. Мы собираем все статистические данные, обобщаем со статистикой работодателей, проводим общие с ними семинары и конференции, - это обширная работа. По инициативе городского Комитета по образованию на базе нашего колледжа создан центр по трудоустройству, так как наше учебное заведение признано одним из ведущих учебных заведений Санкт-Петербурга.
— То есть с выпускниками вы обратную связь поддерживаете, встречаетесь с ними?
— Конечно. У нас нередко проходят встречи выпускников, мы всегда их приглашаем на любые наши мероприятия. И если нам нужна какая-то помощь от них, то они идут навстречу и с удовольствием ее оказывают. Более того, в самом учебном заведении работает много наших бывших выпускников. После получения высшего образования, работы на каких-то должностях, вплоть до руководителей предприятий, нередко они возвращаются к нам.
— Много ли таких? И как вообще ситуация со штатами на сегодня?
— Сегодня у нас вакантных должностей нет. Есть текучка среди преподавательского состава, совсем без этого никак, но она крайне незначительная. А вот наших выпускников среди мастеров производственного обучения, инструкторов и преподавателей примерно процентов 20-25. И это большая цифра, я считаю.
Ребята с удовольствием к нам приходят. У нас есть выпускники, которые отработали здесь уже по 30 лет. После окончания училища, проработав некоторое время на флоте, они вернулись в родные стены. Особенно много таких специалистов среди судоводительского состава. У нас даже есть заслуженные работники образования, которые учились в этом учебном заведении. Например, заслуженный мастер производственного обучения Салтанов Борис Петрович — он работал на судах, потом пришел в МТК и уже здесь достиг очень высоких результатов. Сейчас он начальник производственных мастерских.
Морской технический колледж / Корабел.ру |
— А сколько человек в преподавательском коллективе?
— Сегодня 450 человек. Курсантов — 1600, и это только на очном отделении. Еще есть заочное отделение, тренажерный комплекс, где у нас занимаются до семи тысяч человек в год. Мы являемся крупным учебным заведением, и оно обладает самой современной материально-технической базой, которая создавалась в течение нескольких лет усилиями всего коллектива и при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Сегодня, я бы сказал, у нас одна из лучших площадок для подготовки плавсостава не только в городе, но и во всей России.
— Расскажите подробнее, что в эту базу входит. Вы упомянули тренажерный комплекс...
— Да, у нас, пожалуй, самый современный в стране учебно-тренажерный комплекс. Чего стоит только ходовой мостик — таких в России всего два! Он введен в строй буквально несколько месяцев назад. Это огромный мостик на самой современной элементной базе, последняя версия. На этом тренажере будет проходить подготовка специалистов для арктического региона — это нефтедобывающие, газодобывающие вышки; это работа во льдах; это работа в порту Сабетта с теми судами, которые будут туда заходить; это работа по новому Полярному кодексу.
Вообще, сегодня все взоры устремлены на Арктику, и мы тоже очень активно развиваем эту тему, причем подходим к ней системно. Сегодня на базе колледжа создается целый навигационный комплекс по этому направлению.
Второй этаж главного учебного корпуса представляет из себя виртуальное судно — там несколько мостиков, на которых мы можем одновременно тренировать до восьми экипажей сразу. Помимо этого, у нас очень мощный учебно-тренажерный комплекс по борьбе за живучесть судна, где моряки проходят переподготовку по выживанию на море — это отработка ситуаций пожара на судне, покидание судна, пробоины и так далее.
У нас есть также мощные тренажеры, которые установлены в машинных отделениях — вплоть до живого двигателя, который можно заводить, запускать, как настоящую машину. И помимо этого, много различных инноваций, которые мы применяем в образовании. У нас только персональных компьютеров в учебном заведении более тысячи, это о чем-то уже говорит!
— А кто поставлял комплекс?
— Компания "Транзас", с которой мы сотрудничаем. Вся линейка тренажеров должна быть увязана в единую сеть, и если вклинивать какую-то другую компанию или новый тренажер на новой базе, то это будет уже обременено определенными сложностями. "Транзас" с нами плотно сотрудничает с 2003 года, специалисты приезжают регулярно, обучают инструкторов работе на этой сверхсложной технике.
Морской технический колледж / Корабел.ру |
— Давайте поговорим о курсантах. Можете обрисовать — кто к вам приходит учиться, каков конкурс при поступлении?
— Знаете, у нас такая специфика образовательного процесса, что мы принимаем только жителей Санкт-Петербурга и области. Иногородних у нас очень мало.
Надо сказать, что ситуация со средними учебными заведениями в корне изменилась за последние годы. Сегодня в некоторые из них труднее попасть, чем в вуз. Наверное, у людей менталитет уже поменялся. Это раньше было — только высшее образование и больше ничего. А сегодня многие поняли, что главное — иметь хорошую профессию. После наших учебных заведений ребята получают качественную, хорошо оплачиваемую профессию, которая им дает какие-то определенные жизненные перспективы. Это и зарплата, это и место на заводе или на каком-то предприятии. Поэтому сегодня очень многие отдают предпочтение средним учебным заведениям, в частности нашему колледжу.
В МТК, в принципе, никогда не стояло проблемы недобора. А последнее время наши выпускники стали очень востребованы. На наши базовые специальности — судоводитель, судомеханик — конкурс каждый год по два, по два с половиной человека на место. А на специальность "Организация перевозок" доходит и до четырех человек!
Официальная цифра приема у нас — 475 человек. Но вообще набираем даже больше — свыше 500 человек.
— А как качество знаний, с которыми приходит ребята?
— Если говорить откровенно, мне кажется, что сегодня подготовка в школе стала немножко хуже. Когда мы проводим нулевые срезы своих абитуриентов или вновь поступивших курсантов, они периодически не подтверждают те оценки, которые приносят в аттестате. И это, конечно, проблема. Нам приходится с этим работать, проводить какие-то дополнительные занятия, чтобы подтягивать их знания до того уровня, который нам необходим. Особенно по профессиям техническим — это судоводитель, судомеханик. Там, конечно, сложно — нужна и физика, и математика.
Морской технический колледж / Корабел.ру |
— Мотивация у курсантов, особенно первого-второго курса, осознанная?
— Наверное, не у всех. Потому что кого-то приводят родители, кому-то понравилась хорошая картинка в интернете, кто-то приходит сюда на День открытых дверей, видит всю эту обстановку и ему хочется здесь обучаться. Но надо сказать, что, как правило, ко второму курсу уже четко определяется тот контингент, который пойдет дальше. Есть отчисления ребят и с первого курса, а есть и после первой морской практики. Приходит парень и говорит: нет, это не мое, я не могу работать в море, лучше пойду, пока есть возможность, переучусь на другого специалиста.
Но в основном, те ребята, которые у нас учатся на старших курсах, уже прекрасно понимают, кем они хотят быть, и мотивации у них предостаточно.
— Вы упомянули о том, что на флоте у судовладельцев назрела потребность в обновлении плавсостава. Раз есть такой запрос рынка, не стоит ли задача расширить этот набор, открыть новые специальности?
— Для того чтобы расширить набор, должны быть созданы условия. Сегодня наши площадки не позволяют нам расширяться, нужны дополнительные здания, дополнительная материальная база. По загрузке у нас все рассчитано на 1440 человек обучающихся. Мы можем взять на 15% больше, что и делаем. Это максимальная на сегодня цифра, которую мы в состоянии осилить.
При этом, конечно, на будущее мы планируем дальнейшее развитие, хотим открыть новую площадку-комплекс в Кронштадте — там здание пока в состоянии капитального ремонта. Кронштадт нам очень интересен, потому что это все-таки морской город.
Морской технический колледж / Корабел.ру |
— Администрация Петербурга идет вам навстречу? Сотрудничаете с городом?
— Конечно, мы очень тесно работаем с администрацией города. У нас при колледже создан ресурсный центр по направлению "Морское дело" для работы с клубами юных моряков, морскими классами, для организации этих классов в школах, для оказания методической помощи, оказания им практической помощи, для того чтобы они могли создать у себя, при желании, в школах дополнительное образование по этому направлению.
В последнее время поступает много предложений, о том, чтобы мы оказали содействие, помощь в организации или сопровождении вышеупомянутых направлений. Мы всегда откликаемся. В летнее время у нас на нашей шлюпочной базе существует центр, куда могут приходить школьники, заниматься греблей на ялах. Там постоянно работают наши инструкторы. На плаву шесть ялов, которые используются сегодня не только для курсантов колледжа, но и для тех школ и классов, а также клубов юных моряков, которые хотят там заниматься. Бывает, даже берем учащихся этих морских клубов и классов на рейс на судно "Юный Балтиец". Специально для них предлагаем две недели, сажаем этих детей на борт и проводим с ними практику.
Мы проводим очень много мероприятий, посвященных морской тематике, и, как правило, под эгидой Морского совета. Я являюсь членом Морского совета, сопредседателем комиссии. У нас есть программа "Наследие Петра Великого" — это целый комплекс мероприятий, начиная от конкурса "Морской венок славы" и заканчивая слетом юных моряков.
"Морской венок славы" |
— Напоследок немного провокационный вопрос. Что бы вы сами выделили как наиболее сложную проблему в образовательной сфере?
— Я могу отвечать только за свой колледж. Мы городское учебное заведение, подчиняемся непосредственно Санкт-Петербургу, Комитет по образованию — наш учредитель. Поэтому я считаю, что сегодня особых проблем нет, все решается. Вот если бы мы относились к ведению Министерства транспорта, разговор был бы другой. А так — финансирования вполне хватает, деньги выделяются. Пусть не всегда в том количестве, в каком бы хотелось для реализации крупных проектов, но, тем не менее, они есть. Если обращаемся к вице-губернатору, нас всегда слышат, делают какие-то ответные шаги.
Да, конечно, есть куда развиваться. И, как вы правильно заметили, это в первую очередь касается расширения нашей материально-технической базы, приобретения новых площадок, корпусов. Спрос рождает предложение, и в перспективе мы должны будем эти растущие запросы судовладельцев на качественных специалистов удовлетворить.