Ровно год назад, 11 марта 2020 года, Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пандемии новой коронавирусной инфекции. Вслед за этим началось повсеместное введение карантинных ограничений, которые в первую очередь коснулись людей, чьи профессии связаны с передвижениями по миру, в том числе моряков.
|
Снятие временного запрета на смену моряков / Фото: Российский профессиональный союз моряков |
Фактически, с началом пандемии члены экипажей не имели возможности репатриироваться из-за ограничений на поездки по всему миру и сокращения международных рейсов, и по этим же причинам процедура ротации до сих пор не вернулась на докризисный уровень. Столько же тружеников флота не могли попасть на суда, чтобы заработать на жизнь.
В Российском профсоюзе моряков отмечают: пандемия остро показала – далеко не для всех очевидна важность труда на торговом флоте.
Новороссийский инспектор Международной федерации транспортников Ольга Ананьина объясняет, что из-за введенных ограничений к традиционным проблемам – невыплата зарплаты и компенсаций – прибавилась организация смены: "Российские моряки, так же как и остальные, оказались в ловушке. Спасибо Белоруссии, благодаря которой моряков хоть как-то меняли: сначала по 1-2 человека, потом уже по 20. Затем география смен расширилась, репатриировать стали чаще. Но вдруг некоторые страны снова стали вводить жесткие требования для списания моряков, выполнить которые сложно. До сих пор ситуация напоминает качели".
Кроме того, пандемия привела к резкому ограничению посещений судов в российских портах. Например, вместо запланированных в 2020 году 80 инспекций представители Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков провели только 15.
Также пандемия спровоцировала рост случаев оставления моряков в иностранных портах. По данным МФТ, в настоящее время их уже на 30% больше аналогичного показателя за весь 2020 год. Многие моряки, застрявшие на брошенных судах, до сих пор остаются в неизвестности, без зарплаты и, по сути, не могут реализовать основные права человека.
По мнению старшего механика, члена Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков Виктора Форого, в глобальном смысле решить проблему со сменами могут сообща правительства всех стран.
– Спустя 10 месяцев работы мне удалось вернуться благодаря помощи профсоюза, – говорит он. – Работодатель "кормил" бы нас обещаниями еще очень долго, если бы за мной не было единой сильной организации. В условиях пандемии экипажи морских судов первыми приняли удар на себя, но этой теме в стране уделяется очень мало внимания. Никто не думает о том, что танкер или газовоз может в конце концов взорваться, потому что люди просто измотаны многомесячной работой, рутиной. Хочется, чтобы в пандемию правительства заботились не только о возвращении из-за границы туристов, но и обратили, наконец, внимание на моряков.
Добавим, что в поддержку глобальной цепочки поставок в условиях пандемии и для обеспечения трудовых прав моряков судоходное сообщество запустило инициативу под названием "Декларация Нептуна". Это – документ, который определяет основные меры по преодолению кризиса, призывает признать моряков ключевыми работниками и относиться к ним соответствующим образом. Под этим морское сообщество подразумевает внедрение высококачественных протоколов охраны здоровья, сотрудничество между операторами судов и фрахтователями в целях содействия сменам экипажей и, конечно же, обеспечение авиасообщения между морскими хабами.
– Кризис смены экипажей, который длится уже год, продолжает угрожать безопасности судоходства, – добавляют в РПСМ. – Важно, чтобы вслед за судоходным сектором ответственность перед моряками признали власти стран, открыв для них границы и обеспечив их передвижение по миру.