Как спрос на выпускников учебных заведений заставляет меняться работодателей

Связанных с морем специалистов в самом западном регионе России готовит ФГБОУ ВО "КГТУ". Это не просто вуз, а образовательно-научный комплекс учебных заведений, ориентированных на потребности региона и всей России. Там готовят специалистов для рыбопромыслового флота и рыбохозяйственной отрасли, включая судостроение. Особенности технического образования на современном этапе развития общества мы обсудили с ректором Калининградского государственного технического университета Владимиром Волкогоном.
Волкогон В.А., к.э.н., ректор Калининградского государственного технического университета / Фото: Корабел.ру
Волкогон В.А., к.э.н., ректор Калининградского государственного технического университета / Фото: Корабел.ру

– Сегодня КГТУ – это единое юридическое лицо. Оно образовалось путем слияния Калининградского морского рыбопромышленного колледжа с Балтийской государственной академией рыбопромыслового флота, которые затем объединились с Техническим университетом. Академия и колледж являются обособленным подразделением университета, и мы все глубже интегрируемся. Длительное время кафедры и учебные направления мы не объединяли, сейчас же у нас общий коллективный договор, общее управление международной деятельностью и наукой, общий ученый совет. Мы выстраиваем единый подход к качеству, системе образования и отношению к студентам. Еще в наш комплекс входит филиал на берегах Невы – Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж. Всего мы обучаем порядка 10,5 тысяч человек.

Основной учебный корпус КГТУ (на фото в центре) / Фото: КГТУ
Основной учебный корпус КГТУ (на фото в центре) / Фото: КГТУ

– Какие  специальности  сегодня  наиболее популярны?  

– В этом году мы улучшили показатели по набору на бюджетной основе и качеству набора. По среднему баллу ЕГЭ первые строчки рейтинга занимают специальности, связанные с информационными технологиями: прикладная информатика, экономическая безопасность, информационная безопасность автоматизированных систем. Все эти профессии так или иначе соприкасаются с судостроением и машиностроением, которые также стоят далеко не последними в списке востребованных у абитуриента специальностей. Высока популярность и у строительства.

В среднем профессиональном образовании университетского комплекса КГТУ также лидируют ИТ-специальности, например "Информационные системы и программирование". Высокий рейтинг у "Судовождения". Спросом у поступающих в колледжи пользуются профессии, связанные с монтажом и технической эксплуатацией различных технических систем, добычей, переработкой рыбных ресурсов и функционированием судов. Высокий балл остается у профессий "Организация перевозок и управление на транспорте", "Экономика и бухгалтерский учет".

Этого удалось достичь благодаря реорганизации системы профориентационной работы со школьниками, которую мы провели полтора года назад. Создан центр довузовских проектов, мы работаем более чем с 40 школами региона, проводя массу мероприятий: от экскурсий до конкурсов и олимпиад. Их результаты формируют портфолио школьника, которое может положительно повлиять на поступление в вуз. Работу со школьниками ведем, начиная с пятого класса.

Это позволило в 2024 году качественно и количественно улучшить результат набора по программам высшего и среднего профессионального образования. Конкурс в колледже сейчас очень высок – на бюджетные места по морским специальностям проходной балл – 4,5 и выше.

– Было время, когда из учебных  зданий  выпадали  оконные  рамы. Какова  ситуация  с  материальной  технической базой сегодня?

– Здания и помещения, к примеру, колледжа, на которые раньше у нас не хватало средств и которые стояли незадействованными, благодаря участию в проекте "Профессионалитет" капитально отремонтированы и заполнены новейшим лабораторным и производственным оборудованием. Если бы мы не выиграли конкурс в первом потоке "Профессионалитета", то, по моим подсчетам, на ремонт и переоборудование этих помещений потребовалось бы лет 8–10, а мы сделали это за год.

На данный момент переоборудуется и Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж (СПбМРК). Он также выиграл конкурс "Профессионалитет", и до конца текущего года ремонт и насыщение лабораторным и тренажерным оборудованием там будет завершено.

На развитие материальной базы университета последние годы поступают необходимые денежные средства, за счет целевых государственных субсидий проводятся значительные объемы капитального ремонта. Уже приведены в порядок фасад и кровля трех зданий университета. Под новое оборудование, полученное в 2024 году, ремонтируем помещения, оформляем аудитории.

Большое внимание уделяется созданию и подготовке студенческих пространств, мест притяжения и "Точки кипения", где ребята сегодня могут встречаться и общаться. Считаю, что именно отсутствие необходимого объема общения тормозит многие культурные, научные и просто гуманитарные вопросы.

– Светлых  и  качественно  оборудованных помещений недостаточно, нужны еще хорошие преподаватели. Какова сегодня ситуация  с научно-педагогическими кадрами? 

– Одной из главных проблем остаётся возраст преподавателей особенно на инженерных, технических кафедрах. К счастью, часть из них, несмотря на проблемы 1990-х и 2000-х гг., продолжали серьезно заниматься наукой, подтягивали к этому студентов. Есть кафедры, где заведующим под восемьдесят, но преподаватели, научные работники, заведующие лабораторий там различных возрастов, есть и аспиранты. За эти кафедры мы спокойны. Есть кафедры, которые на хорошем уровне справляются с выполнением федеральных государственных образовательных стандартов силами докторов и кандидатов наук. Но существуют и направления, где возраст педагогов заставляет думать о преемственности, но смены, новых людей просто нет. Чтобы стать преподавателем в вузе, недостаточно окончить аспирантуру, необходимо иметь определенную психологию, способности и опыт.

Уверен, что выстраивание вертикали образования от пятого класса до аспирантуры, которой мы сейчас активно занимаемся, однозначно принесет результат. Молодежь будет активно пополнять профессорско-преподавательский состав.

– Вы  сказали,  что  особые  проблемы – с подготовкой по техническим специальностям...

– Сложно говорить о высоком уровне выпускников, если на инженерные специальности небольшой конкурс. Правда, сейчас вектор интересов молодежи смещается с гуманитарных направлений на технические. И мы ставим задачу не подтягивать в аспирантуру лучших студентов 4–5 курса, как это зачастую бывало, а завлекать студентов, в хорошем смысле слова, в кружки по научным направлениям с первого курса, а то еще и школьников. 

По окончании университета для выпускников наступает время создавать семью, обустраивать жилье. Для молодых преподавателей и ученых до 35 лет у нас действует несколько программ поддержки. И они дают свой результат. Я всегда привожу такой пример: когда на столетие высшего рыбохозяйственного образования университету было выделено 10 служебных квартир, мы настояли, чтобы они достались именно молодым преподавателям с семьями. Проведенное затем анкетирование студентов показало, что число желающих связать себя в перспективе с университетом выросло в три раза. Государственные решения по обеспечению жильем работают порой лучше, чем высокие зарплаты.

– В  петербургской  Корабелке стремятся  к  тому,  чтобы  представители  ведущих  КБ  и  предприятий  читали  лекции  в  университете.  Вы  практикуете  подобный подход?

– Лет восемь назад появились новые предметы и направления, связанные с судостроением, и наша уважаемая профессура из-за нагрузки и по другим причинам оказалась не совсем готова их вести. И мы пригласили специалистов Крыловского центра. Они приезжали в Калининград и читали определенные курсы. Приглашать специалистов с предприятий – идея хорошая, другое дело, что на практике сложно найти желающих и способных это делать. Почему не прижилась идея создания кафедр прямо на производстве? Просто не нашлось достаточного количества специалистов этих предприятий, готовых и способных вести преподавательскую деятельность.

– Быть может, нынешний дефицит  кадров  заставит  компании  активнее  взаимодействовать   с учебными заведениями?

– Безусловно, и хорошие инициативы уже появляются. Наш выпускник, главный конструктор завода "Янтарь" Иван Квадраков выступил с предложением, чтобы темы дипломных работ в вузе соответствовали потребностям предприятия. Буду всячески поддерживать эту инициативу. Сейчас прорабатывается совместный проект "Янтаря" с университетским центром судостроения и судоремонта. Он предполагает и привлечение к обучению инженеров-судостроителей. Это будут не научные деятели, а практики – они смогут очень интересно подать отдельные фрагменты программы. Плюс общение с талантливыми инженерами с производства даст студентам позитивный заряд, что не менее важно. 

Недавно под руководством Ильи Васильевича Шестакова у нас прошел Совет ректоров, темой которого была организация практики на рыбопромысловых судах. Практиканты рыбакам очень нужны, чтобы замещать рядовые должности. Но мы выступаем за то, чтобы курсанты выполняли программу практики и не менее четырех часов в сутки проводили на своих буду- щих рабочих местах. Иначе получается так, что курсанты работают восемь через восемь часов на обработке рыбы, а через полгода, когда возвращаются на это судно с дипломами, оказывается, что их практические навыки недостаточны. В реальности в машинном отделении и ходовой рубке судна они бывали эпизодически. 

Пользуясь тем, что наши практиканты востребованы, мы добиваемся, чтобы программы практики были максимально эффективными и выполнялись в полной мере. С компаниями "Рыбфлот-ФОР" и "Вестрыбфлот" мы провели несколько встреч перед подписанием нового формата договора об организации практики. Думаю, скоро выйдем совсем на другой уровень взаимодействия.

– Как  сообщает  телеграм-канал  Ассоциации  судовладельцев рыбопромыслового флота, 147 предприятий  готовы  заключать  договоры на  целевую  подготовку  студентов. А  как  относятся  к  этому  варианту  учебы сами абитуриенты? 

– Почему целевая подготовка не сработала в этом году? Закон был принят в мае, и ни предприятия, ни абитуриенты оказались к этому не готовы. Вуз успел всю эту программу изучить, а предприятия, абитуриенты и их родители понять, что и как работает, просто не успели. Кроме этого, в нашем вузе достаточное количество бюджетных мест для подготовки кадров для рыбопромыслового флота, поэтому практически все желающие абитуриенты проходят конкурсный отбор и могут поступить к нам, минуя заключение целевого договора на обучение. До принятия закона в нашем вузе, и не только у нас, бывали случаи, когда абитуриенты заключали договор с предприятием на целевую подготовку, а потом отказывались от него, так как и без этого проходили на бюджет. 

Ныне условия целевого дого-вора претерпели некоторые изменения. С 1 мая 2024 года запущена единая платформа для заказчиков и абитуриентов, а также расширился список организаций, с которыми можно заключить целевой договор. Раньше было как? Абитуриент находит заказчика обучения, и они заключают типовой договор. С ним и другими документами будущий студент приходит в приемную комиссию и участвует в отдельном конкурсе на места, выделенные правительством в рамках квоты приема на целевое обучение. По окончании вуза студент должен отработать на заказчика минимум три года. Новый вариант договора определяет максимальный срок отработки,он составляет не более пяти лет.

Если заказчик предъявляет требования к уровню успеваемости студента, и тот должен пройти практику у заказчика, вуз становится третьей стороной договора и следит за соблюдением этих двух условий. Например, за тем, как студент добросовестно и без долгов осваивает программу, проходит все аттестации. Обо всех успехах и неудачах вуз должен информировать заказчика. По действующим правилам в договоре две обязательные стороны: заказчик и гражданин. Работодателя и вуз включили в число сторон договора сверх этого. Следить за успеваемостью пока должен заказчик, и как именно это происходит, оговаривается в договоре. И еще одно изменение: теперь стороны смогут подписать документы только после зачисления абитуриента – также в рамках квоты приема. Крайний срок заключения договора - 1 сентября. Раньше целевой договор заключали до зачисления. 

Последний важный момент: если абитуриент поступил на бюджетное место по квоте и отказался заключать целевой договор, то вуз должен будет отчислить его или перевести на платное обучение.

Урок поварского искусства / Фото: КГТУ
Урок поварского искусства / Фото: КГТУ
Лаборатории СПбМРК скоро распахнут свои двери / Фото: Корабел.ру
Лаборатории СПбМРК скоро распахнут свои двери / Фото: Корабел.ру

– Выпускники рыбопромышленных  учебных  заведений  не  особо стремятся  работать  на  "рыбаках": "На  торговом  судне  вахту  отстоял  и отдыхаешь, а на рыбопромысловом – идешь перерабатывать улов" ...

– Дело еще и в том, что условия труда и проживания на рыбопромысловом судне зачастую отличаются в зависимости от его класса. На транспортном флоте своя специфика работы, на траулере практически вся команда трудится над тем, чтобы сначала поймать рыбу, а затем переработать ее или сохранить в товарном виде.

Необходим работающий механизм социальных гарантий для тех, кто выбирает рыбодобывающий флот, используя условия целевого набора. Сегодня в этом вопросе есть некоторые конституционные противоречия, если доработать и отшлифовать закон о целевой подготовке, их можно разрешить. На строящихся рыбопромысловых судах сегодня условия проживания намного лучше, чем у их предшественников.

– Кроме  того,  что  новые  суда  более  комфортабельные,  они  оборудованы  современным  высокоавтоматизированным  оборудованием.  Подготовка  кадров  для  них  уже идет? 

– Когда новые суда стали строиться и сдаваться, все увидели, что часть специалистов, которая работает на существующем флоте, не способна эффективно работать на новых траулерах и краболовах. "Профессионалитет" для среднего специального образования предполагает переработку всех учебных программ и стандартов с учетом пожеланий и требований работодателей. Также востребовано переобучение и повышение квалификации действующего плавсостава. Для этого университет и совершенствует свою материальную базу. Например, тренажер машинного отделения оборудован разными видами силовых и вспомогательных установок, которые планируется ставить на новые суда. В рамках "Профессионалитета" мы получили значительные средства, на которые модернизировали учебные лаборатории.

– На  глаза  попалась  свежая методичка одного из вузов "Механизация  процессов  рыболовства". Она в основном базируется на учебниках  1970-х  годов.  С  той  поры ничего  не  изменилось  или  есть  сложности с написанием учебной литературы?  

– Такая проблема есть. В Калининградской мореходке в 1980-х и в начале 1990-х годов было как минимум пять авторов учебников из числа работников и преподавателей. Сейчас нет ни одного.Выкручиваемся с помощью методических пособий, которые совершенствуют те классические учебники, которые были созданы ранее. Росрыболовство прилагает значительные усилия, чтобы повлиять на ситуацию с помощью учебно-методического объединения. В частности, мы являемся головным учреждением по учебно-методическому объединению и каждый год выделяем денежные средства на написание учебников и учебно-методических пособий для преподавателей отраслевых вузов. Если в 2000-х возникали сложности даже с формированием плана такой работы, то сейчас до 9–10 серьезных учебно-методических пособий и учебников в год по рыбохозяйственному направлению удается выпустить.

– Вопрос об учебном флоте. Ректор Макаровки Сергей Барышников несколько  месяцев назад  рассказал нам о планах по строительству двух учебных судов...

– Необходимость строительства учебных судов доказывали многие годы. Сейчас Минтранс сделал расчеты, я слышал цифру четыре, скорее всего, столько судов будет построено для всех университетов. Росрыболовство подало заявку на строительство одного учебно-промыслового судна (УПС). Недавно мы уточнили его технические характеристики, количество практикантов и так далее.

Я застал работу БОУС – Балтийского отряда учебных судов, базировавшихся в Риге. В его состав входило два промысловых судна, на каждом из которых одновременно находилось до 60 практикантов,один производственный рефрижератор, обеспечивающий производственную и плавательную практику нескольких десятков курсантов.И легендарные парусники "Крузенштерн" и "Седов", которые по сей день осуществляют первую учебную морскую практику для курсантов учебных заведений Росрыболовства. Мы постоянно обосновывали важность наличия учебных промысловых судов, отправляли в вышестоящие государственные структуры свою статистику по плавсоставу,описывали все минусы и плюсы их подготовки, высказали свои пожелания. В результате этого, думаю, и появилась программа строительства УПС.

Четырехмачтовые барки Росрыболовства -
Четырехмачтовые барки Росрыболовства - "Крузенштерн" и "Седов" / Фото: Валерий Притченко/КГТУ
Фото: Анастасия Радюк/КГТУ
Фото: Анастасия Радюк/КГТУ

– Известный отечественный судостроитель  Владимир Леонидович Александров  рассказывал,  что на  первом  курсе  очного  отделения Кораблестроительного  института  у  него  в  трудовой  книжке  появилась  запись  "ученик  судосборщика  Адмиралтейского  завода".  Весь первый  год  в  институте  студенты  днем работали, а вечером учились. По  словам Александрова,  для  семнадцатилетнего  парня  это  была огромная  школа.  Серьезная  ставка на  практические  навыки  делается и в немецкой дуальной системе технического образования...

– Могу сказать, что в Калининградском и Санкт-Петербургском морских рыбопромышленных колледжах количество практических занятий увеличивается однозначно. Сегодня оно занимает порядка 50% от срока обучения. То, о чем вы говорите, дает очень хороший эффект. Мы выступили с пилотным проектом по созданию Высшей балтийской школы гастрономии, заключили комплексный договор с ассоциацией рестораторов в Калининграде. Основой обучения в данном формате является совмещение практического обучения ресторане и теории-практики на базе университета. Студенты работают под руководством шеф-поваров и других практикующих специалистов весь период своего обучения.

В итоге за время учебы студенты проходят все ступени, пробуют себя во всех профессиях – от посудомойки и официанта до шеф-повара и мастера организации производства каких-то супер блюд. Одновременно рестораторы видят, к чему у студента больше тяга, где он лучше раскрывается. И при выпуске студенты уже знают, на какое направление хотят пойти.

Такая практика дает очень хороший эффект. Ничего плохого для студентов я в этом не вижу, а для работодателей, заинтересованных получить молодых специалистов, не только с компетенциями, но и с умениями и навыками, это наиболее эффективная система.

– Учебные  заведения  работают не  в  безвоздушном  пространстве, и обратная связь с предприятиями важна:  нужно  точнее  понимать  – чему учить, а что, быть может, стоит  убрать из программы. Судя по проектам  с  "Янтарем",  КГТУ  пытается прислушиваться к запросам производственников...  

– Не просто пытаемся, в свое время и в колледже, и в академии мы открыли центры содействия трудоустройству. Наш колледж – первое учебное заведение в стране, которое сертифицировалось на международном уровне по системе менеджмента качества ISO. Она обязывает, чтобы мы выпускников.

Что касается того, какой предмет нужен, какой нет... Наши бывшие выпускники нередко задают мне вопрос: "Владимир Алексеевич, у меня в вузе самой большой проблемой была высшая математика, а сколько лет уже работаю, эти формулы не пригодились ни разу". На что я отвечаю, что высшая математика – пища для мозга. После взятия двойных и тройных интегралов извилины начинают работать во всех направлениях: и в вопросах семейной жизни, и в управленческой сфере, и во многих других ситуациях. Не буду категорически утверждать, но, как правило, выпускники технических направлений, где фундаментальная база математики, физики давалась очень серьезно, превосходят в рациональности управленческих решений специалистов, получивших гуманитарное образование, при всем уважении к гуманитариям.

– Чтобы стать  капитаном, раньше требовалось окончить высшую  мореходку,  сегодня  достаточно отучиться в колледже... 

– Могу сказать, что и в СССР с большим желанием брали на флот капитанов, стармехов и кадровиков со средним образованием. Со временем выяснилось, что специалисты с высшим морским образованием, благодаря серьезной фундаментальной инженерной подготовке превосходят моряков со средним образованием. 

Капитаном со средним образованием можно было стать только на судах ограниченной классификации. Позже появились нормативные акты, требования Минтранса о дипломе высшего образования при занятии определенных командных должностей на некоторых типах судов. Насколько это оправдано, не знаю. Не готов,  сказать, и насколько необходимо высшее образование капитану среднетоннажного рыбопромыслового судна. Все очень индивидуально. Есть специалисты со средним образованием, которые дадут фору многим выпускникам университетов. 

Выпускники колледжей – более практикоориентированные кадры, зато без выпускников высшей школы невозможно морское образование. Почему? Потому что тогда не будет морской науки, навигационной науки, преподавательских кадров, которые должны развивать эти направления. Когда молодежь и их родители поймут эту разницу между высшим и средним образованием, то смогут сделать более грамотный выбор. Хочешь работать на более высоком интеллектуальном уровне, изобретательно, с перспективой карьеры в науке – это о высшем образовании. Хочешь быстрее начать зарабатывать деньги, стать хорошим специалистом на судне – это про колледж. Ничто не мешает идти по ступеням образования последовательно. Многие советские руководители рыбной отрасли начинали с профессионального образования, а лишь затем, проявив определенные организаторские и профессиональные способности, получали высшее. К примеру, я окончил среднюю мореходку, отходил в море почти 10 лет. И уже с этим практическим багажом понял, что мне нужно от высшего образования.

Тренажерный комплекс судовождения в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота / Фото: КГТУ
Тренажерный комплекс судовождения в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота / Фото: КГТУ




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости