Не хочется сейчас вдаваться в подробности спасательной операции, списков тех, кто остался под водой, обещаний МЧС продолжать поиски до последнего. Хочется лишь отразить нападки СМИ на судостроителей.
Двухпалубный пассажирский дизель-электроход "Булгария" проекта 785 "Россия" мощностью 800 л.с. Построен в 1955 году в Чехословакии. До февраля 2010 года носило имя "Украина". Длина — 80,2 м, ширина — 14 м, осадка — 1,9 м, водоизмещение — 1003 т. Водоизмещение порожнем с командой и запасами - 825 т. Еще 178 т - на пассажиров, багаж и т.д. (стандартно считается 100 кг на одного человека). Кроме того, проектом предусмотрено 36,6 т - запас водоизмещения. Тот груз, который судно должно было бы принять на борт, чтобы вода начала заливаться в иллюминаторы. При таком раскладе версия с перегрузом кажется несколько надуманной.
Судно было рассчитано на 233 пассажира, но в ходе последующих модернизаций осталось только 140 посадочных мест. Проектом предусмотрено 47 мест для команды. Премьер-министр Татарии сообщил о 142 пассажирах и 33 членах экипажа. Особых перегрузок быть не должно.
Неожиданно и заявление некоего эксперта об отсутствии у теплохода поперечных переборок. Мол, именно поэтому судно затонуло всего за 3 минуты (некоторые говорят о 8 минутах). Согласно данным Справочника по серийным транспортным судам, 1972 года выпуска, судно проекта 785 имело целых 12 водонепроницаемых переборок. И никакой Регистр не подтвердил бы проект модернизации судна с нарушением отсечности.
Прокомментировать ситуацию согласился генеральный конструктор ОАО "Инженерный центр судостроения" (бывшее НПО "Судостроение" Минречфлота), доктор технических наук Горбачев Юрий Николаевич. Он отметил, что в 2003-2009 годах судно стояло в отстое и должно было уже пойти на металлолом, но было выкуплено. В 2010 году оператором судна была компания "Водафлот", с 2011 года — казанское ООО "Аргоречтур". По пока не подтвержденной информации, теплоход прошел модернизацию. В результате топливные и канализационные цистерны были расположены по разным бортам, что вызывало крен по мере наполнения одних емкостей и опорожнения других. Однако странно, что этот крен не компенсировался балластной системой, которая на судне, судя по всему, была.
Также не могла стать причиной происшествия неисправность одного из двигателей. Схема дизель-электрохода предполагает работу двух главных двигателей на два главных генератора, питающих два гребных электродвигателя. Отказ одного из главных двигателей мог повлиять на скорость хода, но никак не на остойчивость. Проект судна также соответствовал району плавания.
Как прокомментировал ситуацию Николай Николаевич Фомин, бывший руководитель Северо-Западного филиала РРР, причиной происшествия стали незадраенные иллюминаторы. Судно с креном на правый борт в плохих погодных условиях, с порывами ветра до 30 м/с и высотой волны до 1,5 метров, выполняло поворот на 70
0 и накренилось. Сильный ветер и ударившая в борт волна, о которой говорят спасенные пассажиры, усилили крен. В незадраенные иллюминаторы хлынула волна, и судно буквально "присосало" к поверхности воды. В итоге спастись удалось лишь находившимся в непосредственной близости от верхней палубы. В то же время, за несколько минут до затопления детей увели в музыкальный зал.
Пока идет расследование обстоятельств, нельзя окончательно сказать, правомерна ли эта версия. Тем не менее, сейчас мы ищем данные о проекте модернизации теплохода "Булгария", способные пролить свет на то, почему вчера в каютах под водой осталось более сотни человек.
Материалы по теме:
МК: секретная версия гибели "Булгарии"
Руководитель Госморречнадзора Владимир Попов ушел в отставку
Следователи перечислили неполадки "Булгарии"
М.Войтенко: "Гибель т/х Булгария: если без истерик, то…"