На “Уральском дизель-моторном заводе” создано производство новейших высокооборотных дизельных двигателей ДМ-185. В ближайшие годы уральская машина будет устанавливаться на судах и кораблях, железнодорожных локомотивах и карьерной автотехнике. О проекте, который начал развиваться в рамках федеральной целевой программы с 2012-го года, нам рассказал руководитель дизельного дивизиона АО “Синара-Транспортные Машины” Кирилл Куклинский.
Куклинский К. М., директор дивизиона “Дизельные двигатели” АО “Синара-Транспортные Машины” / Фото: АО “Синара-Транспортные Машины” |
— Проекты, реализуемые для нужд судовой отрасли, всегда сложные и масштабные. Причиной этому, в первую очередь, служит тот факт, что корабли в условиях похода, особенно в открытом море, должны с самой высокой долей вероятности быть на ходу и снабжаться энергией. Именно поэтому специалисты СТМ уделяют особое внимание реализации и проработке таких проектов. Ну, а главным продуктом, предлагаемым холдингом СТМ для флота, разумеется, является семейство перспективных двигателей ДМ-185, разработанных и производимых на “Уральском дизель-моторном заводе” (УДМЗ).
— За счет чего будет расширяться дизельный портфель компании? Насколько вам интересен сегмент гражданского судостроения?
Гражданское судостроение, безусловно, является весьма перспективным направлением для расширения линейки и продвижения нашей дизельной продукции. К сожалению, на данном этапе таких проектов немного, но мы полностью готовы принимать в них участие. Сегодня в гражданском судостроении наиболее востребован тип низкооборотных дизельных моторов. Однако, согласно нашим прогнозам, двигатель производства УДМЗ также найдет применение в данном рыночном сегменте. Это должно произойти в связи с недавним ужесточением, связанным с регуляцией экологических норм. Отдельно подчеркну, что наш двигатель отвечает экологическому стандарту Stage III A.
В краткосрочной перспективе расширение дизельного потенциала компании мы видим за счет реализации проектов как в добывающем секторе, так и тепловозостроении. В данный момент СТМ работают над новым магистральным тепловозом 2ТЭ35А, в основу которого будут положены два наших двигателя 16ДМ-185Т мощностью 3650 кВт каждый. Производство первого образца намечено на следующий год. Также уже сегодня специалистами компании ведутся активные работы по созданию линейки газопоршневых двигателей на базе ДМ-185.
12ДМ-185А (газовая модификация, представленная на международном железнодорожном салоне пространства колеи 1520 "PRO // Движение.Экспо” 2021 / Фото: АО “Синара-Транспортные Машины” |
— Взаимодействие между холдингом СТМ и АО “БелАЗ началось в 2017 году, когда мы отгрузили двигатель модели 12ДМ-185А, предназначенный для работы в составе автосамосвала “БелАЗ-75319”. Была разработана и в настоящий момент продолжает реализовываться поэтапная программа испытаний двигателя внутреннего сгорания. Цель испытаний заключается в проверке показателей работы и выявление возможных конструкторских и технологических недостатков ДМ-185.
Установка двигателя 12ДМ-185А на "БелАЗ” / Фото: АО “Синара-Транспортные Машины” |
Карьерный самосвал “Белаз” с двигателем производства УДМЗ / Фото: АО “Синара-Транспортные Машины” |
Двигатель 12ДМ-185А на карьерный самосвал “БелАЗ” / Фото: АО “Синара-Транспортные Машины” |
— По своим техническим характеристикам двигатель совершенно не уступает иностранным аналогам, а в некоторых случаях даже имеет ряд преимуществ. Поэтому можно с уверенностью заявлять, что мотор производства УДМЗ обладает достаточно большим экспортным потенциалом. К сожалению, в данный момент он не так ярко выражен ввиду различных мировых политических тенденций. Однако мы надеемся, что в скором времени потенциал нашего двигателя для зарубежных компаний будет полностью раскрыт.
— К 2018-му году планировалось поднять уровень локализации ДМ-185 до 80%. Удалось ли достичь этой отметки?
Текущий уровень локализации мотора составляет, примерно, 92%. У нас есть четкий план действий, следование которому поможет нам к 2023 году достичь уровня локализации более 99%. Для того, чтобы ДМ-185 полностью отвечал заложенному в его конструкцию техническому уровню, единственный вариант сегодня заключается в использовании ряда иностранных компонентов, поскольку отечественных аналогов просто не существует. Тем не менее, мы занимаемся их разработкой с возможностью последующего производства.
— ДМ-185 создавался УДМЗ в рамках программы “Национальная технологическая база” совместно с немецкой инжиниринговой компанией FEV. Почему аналогичный проект ПАО “Звезда” и австрийских конструкторов из AVL List GmbH завершился не столь удачно?
— С данным вопросом лучше обратиться к руководству ПАО “Звезда” напрямую, однако, насколько мне известно, утверждать, что проект завершился неудачно, нельзя. Совместные усилия ПАО “Звезда” и AVL позволили создать линейку двигателей, однако она пока не нашла широкого применения на рынке.
— Проект М-150 окончательно закрыт?
— Я бы не был столь категоричен. На данный момент проект находится в стадии разработки стратегии развертывания, если так можно сказать. Многое изменилось с момента разработки, но говорить о закрытии проекта однозначно нельзя.
— Насколько большую роль в создании ДМ-185 сыграли Уральский федеральный университет, МГТУ им. Н. Э. Баумана и КБ Уральского турбомоторного завода? С кем из научных центров холдинг продолжает сотрудничество в сегменте двигателестроения?
— Отдельно подчеркну, что конструкторское бюро “Уральского дизель-моторного завода” играло ключевую роль в создании двигателя модельного ряда ДМ-185. Не стоит думать, что глобальная задача по разработке всех основных систем мотора была возложена на наших иностранных и научных партнеров. Напротив, все главные конструкторские идеи и решения принимались именно на заводе. Роль партнеров скорее заключалась в предоставлении консультаций, а также советов, следование которым позволяло нам предупредить возможные ошибки.
Одним из активно реализуемых холдингом СТМ направлений является и плотное взаимодействие с профильными вузами. Например, сегодня именно технические факультеты Уральского федерального университета являются главной “кузницей кадров” для УДМЗ. Но наше сотрудничество с университетами не ограничивается только этим. Мы взаимодействуем с рядом технических вузов по многим векторам в рамках опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР).
— Верна ли информация, что УДМЗ планирует повысить долю на российском рынке дизелестроения с 9% (1500 двигателей) до 30%? Как планируется решать эту задачу?
— Разумеется, мы планируем увеличивать присутствие на рынке. Именно стремление к развитию обеспечивает любую компанию будущим и двигает прогресс вперед, как мне кажется. Достигать поставленную планку мы намерены, в первую очередь, за счет выхода на рынки карьерной техники, а также малой энергетики. Немаловажную роль в достижении желаемых результатов играет и реализация новых проектов в судостроительной и железнодорожных отраслях, что также позволит существенно увеличить нашу долю на рынке двигателестроения. Подчеркну, что помогает нам в этом и принятый государственный политический курс на импортозамещение.
Цех “Уральского дизель-моторного завода” / Фото: АО “Синара-Транспортные Машины” |