В самом сердце России — за Уральскими горами, в краю металлургических и машиностроительных гигантов — расположился завод, который тесно связан с отечественным флотом. Именно в городе Катав-Ивановске выпускают магнитные компасы, которыми пользуется уже на протяжении 70 лет практически весь наш ВМФ и немалая часть гражданских судов. Плюсом к этому идет еще широкий ассортимент разного рода навигационных приборов и прочего оборудования.
А теперь связь завода в континентальной глубинке с морем будет еще крепче — предприятие освоило выпуск скоростных катеров. Об этом и о деятельности Катав-Ивановского приборостроительного завода в целом мы побеседовали с генеральным директором предприятия Динаром Сагдетдиновым.
— Южный Урал — один из наиболее удаленных от морей и океанов регионов России. При этом ваш завод тесно связан с морем. Как и почему именно в этих краях появился завод, на котором изготавливались компасы, лаги и прочее навигационное оборудование?
— Такой уникальный для Южного Урала завод появился в регионе после эвакуации Ленинградского завода штурманских приборов в 1941 году. Как вы знаете, тогда предприятия, обеспечивающие обороноспособность, перевозили из центра вглубь страны, чтобы бесперебойно снабжать армию и флот. На новом месте успешно было возобновлено производство морского оборудования. Настолько успешно, что после окончания Великой Отечественной войны, когда лениградское предприятие вернулось на свое прежнее место, у нас, на Южном Урале, выпуск продукции для моря не прекратился.
— А сейчас вы с заводом-прародителем поддерживаете контакты? Составляет ли он вам конкуренцию в каких-то сегментах?
— Этот завод сейчас называется "Штурманские приборы", расположен в Санкт-Петербурге. И, да, в определенной степени он является нашим конкурентом, хотя бы потому что мы продолжаем работать в одном сегменте рынка. Но при этом отмечу важный момент: отношения между нашими предприятиями не нацелены на борьбу, а носят дружественный характер. Мы работаем в одной отрасли, и проблемы у нас общие.
— Кстати, о проблемах. Так сложилась история нашей страны, что практически любое предприятие в 90-е годы понесло потери. Расскажите, как вы пережили постперестроечный период? Какие были трудности и за счет чего удалось все преодолеть?
— В перестроечный период у завода, как и у других предприятий, были финансовые трудности и отсутствие заказов. В целях сохранения производственной базы и завода в целом руководство приняло решение об освоении нового вида продукции. Мы стали выпускать электромагнитные клапаны и пневмораспределители, применяемых машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической, металлургической, зерноперерабатывающей, энергетической, пищевой, цементной, автомобильной и других отраслях промышленности.
Конечно, из-за нехватки средств были сложности с разработкой этих изделий, их сертификацией. Трудно было приобретать материалы и комплектующие для производства. Но мы все это преодолели за счет сплоченной командной работы молодых и опытных конструкторов, рабочих и всех работников завода.
За прошедшие годы наши клапаны и пневмораспределители прошли обкатку, усовершенствовались, достигли конкурентоспособного уровня. И сейчас мы продолжаем выпускать эти изделия и предлагать их к применению предприятиям судостроительной отрасли наряду с навигационным оборудованием, клинкетными задвижками, новыми лебедками, катерами. Можно даже сказать, что их выпуск сейчас не менее актуален, чем в девяностые годы, поскольку укладывается в рамки широко идущего импортозамещения. Более того, при необходимости мы сейчас готовы их доработать по запросу клиента и даже создать новые виды клапанов.
— А если взять основной ассортимент продукции, выпускаемой вами, какие изделия можно считать визитными карточками Катав-Ивановского приборостроительного завода?
— Мы работаем, как уже было сказано, свыше семидесяти лет. И основное изделие за все эти годы – магнитный компас. Это, наверное, и есть визитная карточка завода. И конструкторские организации, и судостроители, и судовладельцы знают нас как основного производителя магнитных компасов для судов и кораблей всех классов — от океанских лайнеров до моторных лодок.
— Изучаете ли вы при этом аналогичные разработки ваших конкурентов как на российском, так и на мировом рынке? Есть ли какие-то тенденции в развитии, которые вы отмечаете или даже сами формируете?
— Мы, конечно, уже достигли много, но это не повод останавливаться в развитии. Поэтому, разумеется, мы изучаем разработки конкурентов — и российских, и зарубежных. Продолжаем работать над совершенствованием выпускаемой продукции, в том числе высокотехнологичных изделий. А для этого надо знать рынок, знакомиться с другими производителями и фирмами, работающими в смежных областях, завязывать связи и налаживать поставки на взаимовыгодной основе. Сейчас наш завод как раз плотно сотрудничает с разного рода предприятиями по изготовлению и поставке деталей и узлов высокотехнологичных изделий.
— Новые технологии — это всегда очень интересно и актуально, даже несмотря на то, что морская отрасль считается несколько консервативной. Можете рассказать, какие именно новинки вы предлагаете сегодня российскому флоту?
— Завод снова, как и в начале 2000-х годов, проводит расширение объемов и номенклатуры выпуска продукции, диверсификацию и технологическое переоснащение производства. Нами освоен, например, выпуск ряда новых изделий для российского флота, не относящихся к традиционному навигационному оборудованию, таких как судовая запорная арматура, лебедки, многоцелевые катера.
— Многоцелевые катера? Необычное направление деятельности для приборостроительного завода. Почему вы решили освоить для себя еще и судостроение?
— Выпуск катеров это отдельная история, но вполне переплетающаяся с основной продукцией завода, поскольку она морского назначения. Идея появилась с легкой руки одного из потребителей наших приборов. Он предложил объединить в мобильный комплекс уже имеющиеся у него приборы, создать новые и установить их на небольшой, но мореходный катер-носитель. Требования заказчика оказались весьма специфичны, и подходящих моделей не оказалось в предложении российских производителей.
К этому времени на предприятии уже выпускалось не только навигационное оборудование. Велись опытно-конструкторские работы по многим направлениям, в том числе и по выпуску сложных и более металлоемких изделий, например, таких как квадроциклы и другие. Было приобретено современное металлообрабатывающее оборудование, освоены новые технологии. Также, учитывая имеющийся интерес к водно-моторной теме и наличие опыта у сотрудников, мы решили спроектировать и построить катер собственными силами, в порядке инициативной разработки. Для осуществления данного проекта понадобилось приобретение лишь дополнительного сварочного оборудования.
— Расскажите подробнее о характеристиках выпускаемых вами катеров.
— Целью данной работы явилось создание скоростного маломерного судна со стационарным дизельным двигателем и поворотно-откидной колонкой, превосходящего по своим эксплуатационным свойствам уже имеющиеся в силовых структурах и схожие по своим характеристикам катера.
Основным критерием при проектировании катера служило снижение ударных нагрузок при сохранении максимальной скорости на волнении. Для достижения данного результата в конструкции корпуса применены новые запатентованные обводы с переменной килеватостью (патент № 169055). Днище состоит из двух участков с разными углами килеватости. Первый участок, образующий киль, имеет глубокую килеватость для лучшего прохождения волны. Второй участок, примыкающий к борту, имеет меньшую килеватость для снижения необходимой для выхода на глиссирование мощности силовой установки и снижения валкости на стоянке и в дрейфе. На транце килеватости составляют 24 и 17 градусов соответственно.
Судно имеет открытый кокпит с ходовым тентом, сидения для экипажа два кресла в передней части кокпита, два трехместных откидных пассажирских сидения расположенных по бортам. Перед передними креслами устанавливается ветровое стекло с калиткой, консоль управления и штурманский стол.
Катер оснащается стационарным или подвесным мотором и комплектуется всем необходимым оборудованием в зависимости от цели применения. Предназначен он для использования в качестве служебно-разъездного, патрульного или спасательного судна, а также в качестве бортового плавсредства при максимальном удалении от берега или от судна носителя до 5 километров и высоте волны до 1,2 метра.
— Где и как катера испытывались?
— Испытания проходили у заказчика на Азовском море. В их ходе подтвердилась правильность принятых технических решений. При это во время испытаний представители других заинтересованных ведомств внесли дополнительные пожелания и предложения. В результате как раз и появились еще две модификации катера — с подвесным мотором и каютный вариант. В настоящий момент ведется работа по сертификации в Российском морском регистре судоходства и Речном Регистре.
Работа над конструкцией катера продолжается. Мы готовы осуществить потребности тех, кто заинтересован в эксплуатации такого судна.
— Какие предприятия являются поставщиками материалов, электронной начинки, оборудования для катеров?
— Поставщиками материалов для катеров (алюминиево-магниевых сплавов, металлов, пластмасс) являются российские предприятия, комплектующие изделия — импортные, так как в России не производятся, магнитный компас устанавливается КМС-90 производства нашего завода.
— Расскажите о кадровом составе вашего предприятия. Привлекаете ли молодежь? Есть ли разрыв поколений?
— За последнее десятилетие средний возраст работников завода снизился. Возрастной состав персонала: от 20 лет, самому старейшему работнику завода 77 лет, из них более 40 лет он проработал на заводе.
Среди работников большая доля специалистов пенсионного возраста, которые бескорыстно передают накопленный опыт молодым коллегам. Вместе с тем администрация предприятия активно привлекает и приветствует поступление на завод молодых специалистов, создает им условия для эффективной работы.
— Какие специалисты работают, какую квалификацию имеют?
— Работают в коллективе как высококвалифицированные кадры, так и работники без спецподготовки (на вспомогательных работах). Инженерно-технические кадры – специалисты с высшим образованием, в основном, выпускники Южно-Уральского государственного университета.
Среди рабочих также есть высококвалифицированные токари, фрезеровщики, слесари, которые десятилетиями работали по одной профессии, приобретя огромный профессиональный опыт и высокие квалификационные разряды.
— Проходят ли они переподготовку?
— Да. в связи с увеличением объемов и расширением номенклатуры выпуска продукции, технологическим переоснащением производства потребовалось обучить кадры. Многие работники предприятия прошли повышение квалификации — например, инженеры-технологи, электросварщики, операторы станков с ПУ. Некоторые работники приобрели новые для завода специальности, такие как дефектоскопист рентгено-, гаммаграфирования. Молодые кадры получают высшее образование в различных вузах без отрыва от производства.
— И еще пара вопросов напоследок. В чем вы, как считаете, наиболее сильны?
— Сильная сторона нашего предприятия в том, что оно мобильно и обладает видами производственных процессов, позволяющими изготовить любой вид продукции, начиная с литья и резки заготовок и заканчивая покраской, различными гальванопокрытиями, сборкой. У нас на заводе применяются все виды механической обработки металлов и пластмасс.
— А какие объективные трудности или вызовы стоят перед заводом сегодня? И как вы намерены их преодолевать?
— Основная трудность в данный момент – малое количество заказов от гражданского судостроения.
Принимая во внимание действие федеральных целевых программ, мы развиваем партнерские отношения с предприятиями "Роснефти", "Газпрома", судовладельцами, которые являются перевозчиками их продукции, предлагаем свою продукцию рыболовецким компаниям. Это может позволить нам увеличить объем заказов гражданской продукции.
В настоящее время российское судостроение нацелено на строительство современных высокотехнологичных судов и кораблей. Наше предприятие готово к этому вызову. Выпускаемое Катав-Ивановским приборостроительным заводом навигационное оборудование соответствует современным международным требованиям к навигационному оборудованию для оснащения судов и кораблей всех классов. Наши новые катера также разработаны с учетом перспективных требований и обладают повышенной мореходностью.
Катав-Ивановский приборостроительный завод, АО |
— Южный Урал — один из наиболее удаленных от морей и океанов регионов России. При этом ваш завод тесно связан с морем. Как и почему именно в этих краях появился завод, на котором изготавливались компасы, лаги и прочее навигационное оборудование?
— Такой уникальный для Южного Урала завод появился в регионе после эвакуации Ленинградского завода штурманских приборов в 1941 году. Как вы знаете, тогда предприятия, обеспечивающие обороноспособность, перевозили из центра вглубь страны, чтобы бесперебойно снабжать армию и флот. На новом месте успешно было возобновлено производство морского оборудования. Настолько успешно, что после окончания Великой Отечественной войны, когда лениградское предприятие вернулось на свое прежнее место, у нас, на Южном Урале, выпуск продукции для моря не прекратился.
— А сейчас вы с заводом-прародителем поддерживаете контакты? Составляет ли он вам конкуренцию в каких-то сегментах?
— Этот завод сейчас называется "Штурманские приборы", расположен в Санкт-Петербурге. И, да, в определенной степени он является нашим конкурентом, хотя бы потому что мы продолжаем работать в одном сегменте рынка. Но при этом отмечу важный момент: отношения между нашими предприятиями не нацелены на борьбу, а носят дружественный характер. Мы работаем в одной отрасли, и проблемы у нас общие.
— Кстати, о проблемах. Так сложилась история нашей страны, что практически любое предприятие в 90-е годы понесло потери. Расскажите, как вы пережили постперестроечный период? Какие были трудности и за счет чего удалось все преодолеть?
— В перестроечный период у завода, как и у других предприятий, были финансовые трудности и отсутствие заказов. В целях сохранения производственной базы и завода в целом руководство приняло решение об освоении нового вида продукции. Мы стали выпускать электромагнитные клапаны и пневмораспределители, применяемых машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической, металлургической, зерноперерабатывающей, энергетической, пищевой, цементной, автомобильной и других отраслях промышленности.
Конечно, из-за нехватки средств были сложности с разработкой этих изделий, их сертификацией. Трудно было приобретать материалы и комплектующие для производства. Но мы все это преодолели за счет сплоченной командной работы молодых и опытных конструкторов, рабочих и всех работников завода.
За прошедшие годы наши клапаны и пневмораспределители прошли обкатку, усовершенствовались, достигли конкурентоспособного уровня. И сейчас мы продолжаем выпускать эти изделия и предлагать их к применению предприятиям судостроительной отрасли наряду с навигационным оборудованием, клинкетными задвижками, новыми лебедками, катерами. Можно даже сказать, что их выпуск сейчас не менее актуален, чем в девяностые годы, поскольку укладывается в рамки широко идущего импортозамещения. Более того, при необходимости мы сейчас готовы их доработать по запросу клиента и даже создать новые виды клапанов.
Катав-Ивановский приборостроительный завод, АО |
— А если взять основной ассортимент продукции, выпускаемой вами, какие изделия можно считать визитными карточками Катав-Ивановского приборостроительного завода?
— Мы работаем, как уже было сказано, свыше семидесяти лет. И основное изделие за все эти годы – магнитный компас. Это, наверное, и есть визитная карточка завода. И конструкторские организации, и судостроители, и судовладельцы знают нас как основного производителя магнитных компасов для судов и кораблей всех классов — от океанских лайнеров до моторных лодок.
— Изучаете ли вы при этом аналогичные разработки ваших конкурентов как на российском, так и на мировом рынке? Есть ли какие-то тенденции в развитии, которые вы отмечаете или даже сами формируете?
— Мы, конечно, уже достигли много, но это не повод останавливаться в развитии. Поэтому, разумеется, мы изучаем разработки конкурентов — и российских, и зарубежных. Продолжаем работать над совершенствованием выпускаемой продукции, в том числе высокотехнологичных изделий. А для этого надо знать рынок, знакомиться с другими производителями и фирмами, работающими в смежных областях, завязывать связи и налаживать поставки на взаимовыгодной основе. Сейчас наш завод как раз плотно сотрудничает с разного рода предприятиями по изготовлению и поставке деталей и узлов высокотехнологичных изделий.
— Новые технологии — это всегда очень интересно и актуально, даже несмотря на то, что морская отрасль считается несколько консервативной. Можете рассказать, какие именно новинки вы предлагаете сегодня российскому флоту?
— Завод снова, как и в начале 2000-х годов, проводит расширение объемов и номенклатуры выпуска продукции, диверсификацию и технологическое переоснащение производства. Нами освоен, например, выпуск ряда новых изделий для российского флота, не относящихся к традиционному навигационному оборудованию, таких как судовая запорная арматура, лебедки, многоцелевые катера.
Катав-Ивановский приборостроительный завод, АО |
— Многоцелевые катера? Необычное направление деятельности для приборостроительного завода. Почему вы решили освоить для себя еще и судостроение?
— Выпуск катеров это отдельная история, но вполне переплетающаяся с основной продукцией завода, поскольку она морского назначения. Идея появилась с легкой руки одного из потребителей наших приборов. Он предложил объединить в мобильный комплекс уже имеющиеся у него приборы, создать новые и установить их на небольшой, но мореходный катер-носитель. Требования заказчика оказались весьма специфичны, и подходящих моделей не оказалось в предложении российских производителей.
К этому времени на предприятии уже выпускалось не только навигационное оборудование. Велись опытно-конструкторские работы по многим направлениям, в том числе и по выпуску сложных и более металлоемких изделий, например, таких как квадроциклы и другие. Было приобретено современное металлообрабатывающее оборудование, освоены новые технологии. Также, учитывая имеющийся интерес к водно-моторной теме и наличие опыта у сотрудников, мы решили спроектировать и построить катер собственными силами, в порядке инициативной разработки. Для осуществления данного проекта понадобилось приобретение лишь дополнительного сварочного оборудования.
— Расскажите подробнее о характеристиках выпускаемых вами катеров.
— Целью данной работы явилось создание скоростного маломерного судна со стационарным дизельным двигателем и поворотно-откидной колонкой, превосходящего по своим эксплуатационным свойствам уже имеющиеся в силовых структурах и схожие по своим характеристикам катера.
Основным критерием при проектировании катера служило снижение ударных нагрузок при сохранении максимальной скорости на волнении. Для достижения данного результата в конструкции корпуса применены новые запатентованные обводы с переменной килеватостью (патент № 169055). Днище состоит из двух участков с разными углами килеватости. Первый участок, образующий киль, имеет глубокую килеватость для лучшего прохождения волны. Второй участок, примыкающий к борту, имеет меньшую килеватость для снижения необходимой для выхода на глиссирование мощности силовой установки и снижения валкости на стоянке и в дрейфе. На транце килеватости составляют 24 и 17 градусов соответственно.
Судно имеет открытый кокпит с ходовым тентом, сидения для экипажа два кресла в передней части кокпита, два трехместных откидных пассажирских сидения расположенных по бортам. Перед передними креслами устанавливается ветровое стекло с калиткой, консоль управления и штурманский стол.
Катер оснащается стационарным или подвесным мотором и комплектуется всем необходимым оборудованием в зависимости от цели применения. Предназначен он для использования в качестве служебно-разъездного, патрульного или спасательного судна, а также в качестве бортового плавсредства при максимальном удалении от берега или от судна носителя до 5 километров и высоте волны до 1,2 метра.
Катав-Ивановский приборостроительный завод, АО |
— Где и как катера испытывались?
— Испытания проходили у заказчика на Азовском море. В их ходе подтвердилась правильность принятых технических решений. При это во время испытаний представители других заинтересованных ведомств внесли дополнительные пожелания и предложения. В результате как раз и появились еще две модификации катера — с подвесным мотором и каютный вариант. В настоящий момент ведется работа по сертификации в Российском морском регистре судоходства и Речном Регистре.
Работа над конструкцией катера продолжается. Мы готовы осуществить потребности тех, кто заинтересован в эксплуатации такого судна.
— Какие предприятия являются поставщиками материалов, электронной начинки, оборудования для катеров?
— Поставщиками материалов для катеров (алюминиево-магниевых сплавов, металлов, пластмасс) являются российские предприятия, комплектующие изделия — импортные, так как в России не производятся, магнитный компас устанавливается КМС-90 производства нашего завода.
— Расскажите о кадровом составе вашего предприятия. Привлекаете ли молодежь? Есть ли разрыв поколений?
— За последнее десятилетие средний возраст работников завода снизился. Возрастной состав персонала: от 20 лет, самому старейшему работнику завода 77 лет, из них более 40 лет он проработал на заводе.
Среди работников большая доля специалистов пенсионного возраста, которые бескорыстно передают накопленный опыт молодым коллегам. Вместе с тем администрация предприятия активно привлекает и приветствует поступление на завод молодых специалистов, создает им условия для эффективной работы.
Катав-Ивановский приборостроительный завод, АО |
— Какие специалисты работают, какую квалификацию имеют?
— Работают в коллективе как высококвалифицированные кадры, так и работники без спецподготовки (на вспомогательных работах). Инженерно-технические кадры – специалисты с высшим образованием, в основном, выпускники Южно-Уральского государственного университета.
Среди рабочих также есть высококвалифицированные токари, фрезеровщики, слесари, которые десятилетиями работали по одной профессии, приобретя огромный профессиональный опыт и высокие квалификационные разряды.
— Проходят ли они переподготовку?
— Да. в связи с увеличением объемов и расширением номенклатуры выпуска продукции, технологическим переоснащением производства потребовалось обучить кадры. Многие работники предприятия прошли повышение квалификации — например, инженеры-технологи, электросварщики, операторы станков с ПУ. Некоторые работники приобрели новые для завода специальности, такие как дефектоскопист рентгено-, гаммаграфирования. Молодые кадры получают высшее образование в различных вузах без отрыва от производства.
— И еще пара вопросов напоследок. В чем вы, как считаете, наиболее сильны?
— Сильная сторона нашего предприятия в том, что оно мобильно и обладает видами производственных процессов, позволяющими изготовить любой вид продукции, начиная с литья и резки заготовок и заканчивая покраской, различными гальванопокрытиями, сборкой. У нас на заводе применяются все виды механической обработки металлов и пластмасс.
— А какие объективные трудности или вызовы стоят перед заводом сегодня? И как вы намерены их преодолевать?
— Основная трудность в данный момент – малое количество заказов от гражданского судостроения.
Принимая во внимание действие федеральных целевых программ, мы развиваем партнерские отношения с предприятиями "Роснефти", "Газпрома", судовладельцами, которые являются перевозчиками их продукции, предлагаем свою продукцию рыболовецким компаниям. Это может позволить нам увеличить объем заказов гражданской продукции.
В настоящее время российское судостроение нацелено на строительство современных высокотехнологичных судов и кораблей. Наше предприятие готово к этому вызову. Выпускаемое Катав-Ивановским приборостроительным заводом навигационное оборудование соответствует современным международным требованиям к навигационному оборудованию для оснащения судов и кораблей всех классов. Наши новые катера также разработаны с учетом перспективных требований и обладают повышенной мореходностью.
Беседовал Ренарт Фасхутдинов
Материалы по теме:
Наследники Попова (интервью с генеральным директором Российского института мощного радиостроения)
Трезубец морей (о строительстве скоростных катеров на верфи Trident Aluminium boats)
Что скрывается под гелькоутом (о производстве катеров из композита компанией "Мобиле Груп")