31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод спустил на воду стеклопластиковый скоростной пассажирский катамаран нового поколения проекта 23290.
Как отметил генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо: "Сегодня многие судовладельцы в основном работают по программам переоборудования и модернизации своих судов, однако в целом это не решает главную проблему: отечественный пассажирский флот морально и физически устарел, — не отвечает современным требованиям безопасности мореплавания и в ближайшие годы подлежит массовому списанию, поэтому в этом сегменте рынка сложилась благоприятная ситуация для судостроителей – запрос на развитие и создание пассажирского флота нового поколения".
Как считают многие специалисты, появление на Неве нового 150-местного катамарана может открыть новую эпоху в развитии отечественного скоростного флота со времен Ростислава Алексеева.
Мы на страницах журнала и портала неоднократно освещали тему старения судов на подводных крыльях (СПК), а некоторые корабелы и вовсе ставят под сомнение рациональность конструкции СПК, называя ее устаревшей. Впрочем, свои доводы есть и у защитников, и у противников "крыла". А вот то, что действующий флот СПК устарел – это факт бесспорный. Всего по данным Российского Речного Регистра в стране числятся порядка 85 судов на подводных крыльях, при этом средний возраст их приближается к 32 годам. Конечно, не все суда эксплуатируется, некоторые прошли модернизацию с заменой главной силовой установки. Однако для алюминиевого корпуса 32 года – возраст критический.
Пик строительства СПК пришелся на 70-80-е годы XX века, когда страна занимала третье место в мире по числу пассажирского флота, суда работали на 189 линиях, из которых 120 – местные линии, 52 – внутренние и 17 – международные. Многие линии, особенно в отдаленных регионах страны, где других способов добраться до районного центра или в соседний поселок нет, работают до сих пор. Причем работают исключительно на старых СПК.
Перевозчики на этих жизненно важных линиях работают на грани окупаемости либо исключительно за счет дотаций из региональных бюджетов. Во-первых, потому что еще в 90-е годы стоимость перевозок существенно выросла, при этом платежоспособность населения также существенно упала. Во-вторых, эксплуатация старых судов по-определению дорогая. А в-третьих, из-за конструктивных особенностй работа СПК ни на одной линии СССР не являлась рентабельной и была выгодна исключительно в условиях плановой экономики и огромных серий судов. По отдельности, у каждого судовладельца есть свои пожелания: кто-то желает видеть большую пассажировместимость, кто-то больше места под багаж, у кого-то потребность в гораздо вместительных топливных танков для работы на большом плече и т.д.
С конца 2000-х годов пришло понимание, что пассажирский скоростной флот необходим в России. Не только для работы в удаленных регионах, но и в туристических целях. Появился целый ряд перспективных проектов, в том числе, кстати, и новое поколение судов на подводных крыльях.
В июле 2015 года Средне-Невский судостроительный завод – флагман отечественного композитного судостроения – заложил перспективный катамаран проекта 23290, который предназначен для решения задач водных пассажирских перевозок на дистанциях до 1000 км как по рекам, так и в прибрежной морской зоне.
Сам концепт многокорпусного пассажирского судна не уникальный. Суда подобного класса строят наши соседи норвежцы, датчане. Прогулочные катамараны и яхты успешно строят французы и итальянцы. На вторичном рынке можно встретить массу предложений. Чем же отличается от зарубежных аналогов "средне-невский" катамаран?
Для начала, СНСЗ заложил в судне все свои знании и технологии работы с композитными материалами, корпус катамарана углепластиковый, построен с применением метода вакуумной инфузии. При осадке в 1,5 метра (для сравнения осадка у "метеора" при движении в водоизмещающем режиме 2,35 метра) пассажировместимость катамарана 150-200 человек, против 116-120 пассажиров у "Метеоров". Дальность хода судна 1000 км при 600 км у "Метеоров".
Заявленная максимальная скорость катамарана 29,5 узлов, судно может эксплуатироваться при волнении до четырех баллов без снижения скоростных характеристик.
Высокую скорость судну обеспечивают два двигателя мощностью по 900 кВт каждый. При этом эксплуатационный расход топлива составляет 11 л/милю, а расход масла – 7,74 г/час, а ресурс - 12000 часов.
Применение композита позволило улучшить ударную прочность конструкции на 20-30%, усталостную прочность – на 50-200%, достигнуто снижение веса на 10-30%. Композитный материал по прочности не уступает многим современным металлам, плюс к этому – высокая стабильность, высокая сопротивляемость усталости, стойкость к действию морской среды, простота ремонта и эксплуатации. Срок службы корпуса не менее 30 лет.
Многокорпусная конструкция технически делает судно устойчивее, что имеет существенный плюс для пассажиров, которые страдают морской болезнью. Кроме того, катамараны практически непотопляемы, а два двигателя, разнесенные по двум корпусам, обеспечивают высокую маневренность, позволяющую катамарану развернуться практически на месте.
При проектировании и строительстве судна инженеры и специалисты завода совместно с представителями РМРС разрабатывали новые разделы правил Регистра. До этого прецедент надзора за проектированием и строительством композитных судов попросту отсутствовал.
Головное судно проекта 23290 Средне-Невский завод планирует передать в опытную эксплуатацию в навигацию следующего года.
Катамаран проекта 23290, в отличие от СПК прежней конструкции, может быть доработан с учетом пожеланий заказчика. Так, на судне предусмотрена установка системы ночного видения и комплекта прожекторов, благодаря которым суда могут эксплуатироваться в том числе и в ночное время, что повысит окупаемость проекта в целом. Под запросы заказчика можно увеличить место для размещения багажа или специального оборудования, а судно может использоваться для доставки персонала или грузов на объекты. Насыщение судна (практически вся спецификация), в том числе отделка пассажирского салона, также может корректироваться в зависимости от запросов заказчика.
Как уже неоднократно заявлялось, в том числе озвучивалось на страницах "Корабела", решить задачу организации пассажирских перевозок скоростным водным транспортом на базе судов нового поколения возможно только на основе механизма создания государственно-частного партнерства.
У Средне-Невского завода есть серьезный подпор в лице ОСК, существуют наработанные связи с крупными финансовыми организациями, крупными отраслевыми компаниями, что дает дополнительные преимущества заказчику.
И в завершение хочется сказать одну истину, которую многие корабелы забывают. "Пассажир выбирает, идти ему на судне или не идти, глазами". И тут отрицать, что катамаран проекта 23290 имеет свой шарм невозможно. Достаточно просто взглянуть на фото.
Краткие характеристики катамарана проекта 23290:
Классификация судна - КМ [2] R2-RSN MHC HSC Passenger A
Район плавания - внутренние водоемы и прибрежные районы морей с удалением от места-убежища до 20 миль,
Главные размерения:
Длина наибольшая, м – 25,63
Длина между перпендикулярами, м – 23,80
Ширина наибольшая, м – 9,04
Высота борта на миделе, м – 3,04
Водоизмещение (порожнем), т – 48,33
Водоизмещение (полное), т – 74,95
Осадка (при полном водоизмещении), м – 1,5
Как считают многие специалисты, появление на Неве нового 150-местного катамарана может открыть новую эпоху в развитии отечественного скоростного флота со времен Ростислава Алексеева.
Мы на страницах журнала и портала неоднократно освещали тему старения судов на подводных крыльях (СПК), а некоторые корабелы и вовсе ставят под сомнение рациональность конструкции СПК, называя ее устаревшей. Впрочем, свои доводы есть и у защитников, и у противников "крыла". А вот то, что действующий флот СПК устарел – это факт бесспорный. Всего по данным Российского Речного Регистра в стране числятся порядка 85 судов на подводных крыльях, при этом средний возраст их приближается к 32 годам. Конечно, не все суда эксплуатируется, некоторые прошли модернизацию с заменой главной силовой установки. Однако для алюминиевого корпуса 32 года – возраст критический.
Пик строительства СПК пришелся на 70-80-е годы XX века, когда страна занимала третье место в мире по числу пассажирского флота, суда работали на 189 линиях, из которых 120 – местные линии, 52 – внутренние и 17 – международные. Многие линии, особенно в отдаленных регионах страны, где других способов добраться до районного центра или в соседний поселок нет, работают до сих пор. Причем работают исключительно на старых СПК.
Катамаран проекта 23290 |
Перевозчики на этих жизненно важных линиях работают на грани окупаемости либо исключительно за счет дотаций из региональных бюджетов. Во-первых, потому что еще в 90-е годы стоимость перевозок существенно выросла, при этом платежоспособность населения также существенно упала. Во-вторых, эксплуатация старых судов по-определению дорогая. А в-третьих, из-за конструктивных особенностй работа СПК ни на одной линии СССР не являлась рентабельной и была выгодна исключительно в условиях плановой экономики и огромных серий судов. По отдельности, у каждого судовладельца есть свои пожелания: кто-то желает видеть большую пассажировместимость, кто-то больше места под багаж, у кого-то потребность в гораздо вместительных топливных танков для работы на большом плече и т.д.
С конца 2000-х годов пришло понимание, что пассажирский скоростной флот необходим в России. Не только для работы в удаленных регионах, но и в туристических целях. Появился целый ряд перспективных проектов, в том числе, кстати, и новое поколение судов на подводных крыльях.
В июле 2015 года Средне-Невский судостроительный завод – флагман отечественного композитного судостроения – заложил перспективный катамаран проекта 23290, который предназначен для решения задач водных пассажирских перевозок на дистанциях до 1000 км как по рекам, так и в прибрежной морской зоне.
Новый подход к традиционной конструкции
Сам концепт многокорпусного пассажирского судна не уникальный. Суда подобного класса строят наши соседи норвежцы, датчане. Прогулочные катамараны и яхты успешно строят французы и итальянцы. На вторичном рынке можно встретить массу предложений. Чем же отличается от зарубежных аналогов "средне-невский" катамаран?
Для начала, СНСЗ заложил в судне все свои знании и технологии работы с композитными материалами, корпус катамарана углепластиковый, построен с применением метода вакуумной инфузии. При осадке в 1,5 метра (для сравнения осадка у "метеора" при движении в водоизмещающем режиме 2,35 метра) пассажировместимость катамарана 150-200 человек, против 116-120 пассажиров у "Метеоров". Дальность хода судна 1000 км при 600 км у "Метеоров".
Заявленная максимальная скорость катамарана 29,5 узлов, судно может эксплуатироваться при волнении до четырех баллов без снижения скоростных характеристик.
Высокую скорость судну обеспечивают два двигателя мощностью по 900 кВт каждый. При этом эксплуатационный расход топлива составляет 11 л/милю, а расход масла – 7,74 г/час, а ресурс - 12000 часов.
Применение композита позволило улучшить ударную прочность конструкции на 20-30%, усталостную прочность – на 50-200%, достигнуто снижение веса на 10-30%. Композитный материал по прочности не уступает многим современным металлам, плюс к этому – высокая стабильность, высокая сопротивляемость усталости, стойкость к действию морской среды, простота ремонта и эксплуатации. Срок службы корпуса не менее 30 лет.
Многокорпусная конструкция технически делает судно устойчивее, что имеет существенный плюс для пассажиров, которые страдают морской болезнью. Кроме того, катамараны практически непотопляемы, а два двигателя, разнесенные по двум корпусам, обеспечивают высокую маневренность, позволяющую катамарану развернуться практически на месте.
При проектировании и строительстве судна инженеры и специалисты завода совместно с представителями РМРС разрабатывали новые разделы правил Регистра. До этого прецедент надзора за проектированием и строительством композитных судов попросту отсутствовал.
Головное судно проекта 23290 Средне-Невский завод планирует передать в опытную эксплуатацию в навигацию следующего года.
Катамаран проекта 23290 |
Открытый проект
Катамаран проекта 23290, в отличие от СПК прежней конструкции, может быть доработан с учетом пожеланий заказчика. Так, на судне предусмотрена установка системы ночного видения и комплекта прожекторов, благодаря которым суда могут эксплуатироваться в том числе и в ночное время, что повысит окупаемость проекта в целом. Под запросы заказчика можно увеличить место для размещения багажа или специального оборудования, а судно может использоваться для доставки персонала или грузов на объекты. Насыщение судна (практически вся спецификация), в том числе отделка пассажирского салона, также может корректироваться в зависимости от запросов заказчика.
Как уже неоднократно заявлялось, в том числе озвучивалось на страницах "Корабела", решить задачу организации пассажирских перевозок скоростным водным транспортом на базе судов нового поколения возможно только на основе механизма создания государственно-частного партнерства.
У Средне-Невского завода есть серьезный подпор в лице ОСК, существуют наработанные связи с крупными финансовыми организациями, крупными отраслевыми компаниями, что дает дополнительные преимущества заказчику.
И в завершение хочется сказать одну истину, которую многие корабелы забывают. "Пассажир выбирает, идти ему на судне или не идти, глазами". И тут отрицать, что катамаран проекта 23290 имеет свой шарм невозможно. Достаточно просто взглянуть на фото.
Краткие характеристики катамарана проекта 23290:
Классификация судна - КМ [2] R2-RSN MHC HSC Passenger A
Район плавания - внутренние водоемы и прибрежные районы морей с удалением от места-убежища до 20 миль,
Главные размерения:
Длина наибольшая, м – 25,63
Длина между перпендикулярами, м – 23,80
Ширина наибольшая, м – 9,04
Высота борта на миделе, м – 3,04
Водоизмещение (порожнем), т – 48,33
Водоизмещение (полное), т – 74,95
Осадка (при полном водоизмещении), м – 1,5