Завод судовой светотехники "Маяк" выпускает эксклюзивную продукцию и является почти единственным производителем приборов и осветительной техники для судов любой конфигурации и водоизмещения на сегодняшний момент.
Завод судовой светотехники Маяк был организован на базе цеха № 5, Пя 4 (так раньше именовались предприятия) в 1964 году, на основании Приказа Госкомитета СССР №0352 по судостроению. До 1-го января 1967 года завд состоял в подчинении у опытного предприятия пя 1157.
Завод судовой светотехники "Маяк" на базе цеха № 5, Пя 4 |
С начала 1967 года завод был переорганизован как самостоятельная хозяйственная организация. Впоследствии к нему было присоединено предприятие "Луч". На территории были созданы цеха по производству и сборке судовых приборов и светильников. Позже появилось еще несколько цехов, корпуса для бытовых нужд, столовые, детский сад и магазины, очистные сооружения.
Располагался завод на улице Фиолентовское шоссе, 1 (город Севастополь). Всередине 70-х, когда число рабочих достигло 2000 человек, к проходной был введен специальный маршрут троллейбуса №11. Предприятие стало одним из самых прибыльных в городе.
Располагался завод на улице Фиолентовское шоссе, 1 (город Севастополь). Всередине 70-х, когда число рабочих достигло 2000 человек, к проходной был введен специальный маршрут троллейбуса №11. Предприятие стало одним из самых прибыльных в городе.
В 1985 году завод был переименован в Производственное объединение "Маяк". Завод являлся инициатором и застройщиком отдельных объектов строительства: детских садов, библиотек, жилых домов малосемейного типа (микрорайонов).
11 ноября 1964 года приказом председателя Госкомитета на базе 5-го цеха предприятия "ЭРА" было решено создать завод "Маяк". Для того, чтобы завод был приведен в действие, была направлена оперативная группа, которая участвовала в координировании строительных работ и проводила техническое проектирование. В группе было 4 человека. Весь завод размещался в одном корпусе, который сейчас является административным блоком. Здесь размещались: штамповка деталей, их сборка, прессовка, малярка и т.д.
Первое здание было воздвигнуто по венгерскому проекту. Построенное по типу корабля, оно стало украшением города. Крыша представляла собой световые лучи, а внутри антресоли служили "капитанскими мостиками". С этого места был виден весь производственный процесс.
Первоначально выпускались, в основном, только судовые светильники, затем производство ширилось, совершенствовалось. Во многих технологических вопросах завод стал новатором. Так, в Крыму впервые на заводе "Маяк" была осуществлена автоматизация гальванических процессов, которая значительно облегчила труд женщин. Здесь же впервые был применен амиакатный электролит для покрытия деталей и узлов. По автоматизации гальванических процессов в 1966 году завод был одним из участников ВДНХ и получил диплом. "Маяк" одним из первых освоил метод оперативного непрерывного производственного планирования. Вместо электромагнитных преобразователей впервые были применены ВАКГи на полупроводниках. Впервые на заводе применены такие терморадиационные камеры для сушки лакокрасочных покрытий. Новым словом стала установка и использование сварочного оборудования с электронным управлением. Новатором можно назвать завод и в применении вибраторa для металлорежущего оборудования.
В цехах Севастопольского завода "Маяк" выполнялись государственные заказы на производство приборов и светильников. В СССР деятельность предприятия была засекречена. Выпускались приборы "Луч", "Каскад", "Аквилон" и другие. Приоритетной задачей завода всегда был выпуск судовых светильников. Для этой цели были отлажены штамповочный, механообрабатывающий цеха, привезены станки ЧПУ, выстроены конвейерные линии по выпуску приборной техники. Основное направление деятельности завод сохраняет и по сей день.
В цехах Севастопольского завода "Маяк" выполнялись государственные заказы на производство приборов и светильников. В СССР деятельность предприятия была засекречена. Выпускались приборы "Луч", "Каскад", "Аквилон" и другие. Приоритетной задачей завода всегда был выпуск судовых светильников. Для этой цели были отлажены штамповочный, механообрабатывающий цеха, привезены станки ЧПУ, выстроены конвейерные линии по выпуску приборной техники. Основное направление деятельности завод сохраняет и по сей день.
Завод судовой светотехники "Маяк" |
Ассортимент продукции завода "Маяк" по номенклатурным единицам сохранился таким же, как и в советское время. Разработанные и проверенные временем модели светильников и приборов для судов и кораблей пользуются спросом в России и за ее пределами. Разница лишь в том, что прежде продукция была строго засекречена, а сейчас ее можно посмотреть и заказать на сайте "Технопарк Маяк" в разделе "Завод Маяк". В настоящее время в приоритете работа на российском рынке.
"Маяк" сотрудничает с многоими крупными предприятиями отрасли, в их числе ОСК, заводы "Звездочка", "Арктика", Калининградский завод "Янтарь", судостроительный завод Комсомольска-на-Амуре и многие другие.