Атомный ледокол "50 лет Победы" завершил рейс посвященный 40-летию первого достижения самой северной точки планеты надводным судном. Как сообщили в пресс-службе Росатомфлота, крупнейший в мире атомный ледокол вернулся к Кольскому полуострову и утром в среду ошвартуется у причала в Мурманске.
"Ледокол начал поход, посвященный 40-летию достижения атомным ледоколом "Арктика" географической точки Северного полюса, 13 августа", - сказали в компании.
Рекорды в честь юбилея
В числе участников рейса члены легендарного похода на "Арктике", ветераны Росатомфлота, представители Госкорпорации "Росатом", партнеры предприятия, представители Государственной Думы, Совета Федерации и партнеры ФГУП "Атомфлот". Поход возглавил генеральный директор "Атомфлота" Вячеслав Рукша.
17 августа в 02 часа 33 минуты атомный ледокол "50 лет Победы" достиг Северного полюса, поставив новый рекорд. Переход атомохода из Мурманска до самой северной точки планеты занял всего 79 часов. В 1977 году путь ледокола к вершине планеты занял 176 часов.
В свою очередь капитан атомного ледокола "50 лет Победы" Дмитрий Лобусов поставил еще один рекорд, в 24-й раз достигнув Северного полюса в должности капитана. Предыдущее достижение принадлежало капитану атомохода "Ямал" Александру Лембрику.
Прибытие ледокола "50 лет Победы" на Северный полюс было отмечено торжественным митингом и подъемом Государственного флага РФ. Участники экспедиции совершили самое короткое кругосветное путешествие, которое возможно осуществить только на самой северной точке планеты.
Встреча атомохода на базе ФГУП "Атомфлот" пройдет в традициях легендарного рейса 1977 года. В порт приписки Мурманск ледокол "50 лет Победы" зайдет под звуки оркестра штаба Северного флота.
Самые северные туристы
Нынешний поход ледокола "50 лет Победы" стал 124-м рейсом в истории надводных судов к Северному полюсу. Из них 111 заходов были выполнены российскими и советскими судами. В последние десятилетия рейсы к макушке планеты проводятся в основном с туристами на борту.
Крупнейший в мире атомный ледокол "50 лет Победы" осуществляет круизные рейсы к самой северной точке планеты с 2008 года. До 2008 года на туристической вахте работал атомный ледокол "Ямал". А впервые на Северный полюс туристов доставил атомоход "Россия" 8 августа 1990 года. Туризм позволил в непростой экономический период сохранить атомный ледокольный флот России.
Путешествие до макушки планеты и обратно обычно занимает около 11 суток. Около пяти дней нужно, чтобы достичь географической точки полюса, далее атомоход посещает острова архипелага Земли Франца-Иосифа, где можно увидеть огромные птичьи базары, белых медведей, моржей, китов, уникальные круглые камни и другие удивительные природные богатства. Из экзотических развлечений туристам предлагают пожарить полярное барбекю, поводить хоровод вокруг точки полюса и искупаться в Северном Ледовитом океане. Кроме того путешественники могут увидеть Северный полюс и судно из вертолета, а также насладиться видом незаходящего солнца: в самой северной точке планеты полгода длится полярный день.
Всплеск интереса туристов был в 2015 году, накануне которого "Атомфлот" объявил о планах прекратить круизы на полюс из-за значительного увеличения работы на Севморпути, который все активнее используется перевозчикам грузов. Тогда наплыв желающих вынудил провести за лето сразу 7 вместо обычных 5 походов. За каждый рейс Арктику посещают около сотни туристов, в основном из Америки и Европы, хотя в последние годы все больше становится гостей из Азии и граждан России. На сегодняшний день у Росатомфлота есть договоренность о сотрудничестве с фрахтователями вплоть до 2019 года.
Исторический поход
Историческое покорение ледоколом Северного полюса состоялось 17 августа 1977 года. В 04:00 мск атомоход "Арктика" под командованием капитана Юрия Кучиева впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. В экспедиции принимало участие более 200 человек.
За 7 суток и 8 часов атомоход преодолел 2528 миль. Экипаж и участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. Юрий Кучиев прикрепил к флагштоку древко от флага экспедиции легендарного исследователя Арктики Георгия Седова.
В результате экспедиции была практически доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути.
Источник: ТАСС