Дарья работает на заводе третий год, а Кирилл – шестой. Оба по-настоящему горят своим делом, а потому и интервью получилось таким же – горячим. Деятельность свою считают интересной и достойной. Дарья на Адмиралтейских верфях занимается гражданскими судами, а Кирилл – военными. В творческих порывах на работе не ограничивают. Кирилл, кстати, пишет диссертацию по теме "Совершенствование технологии формирования корпуса", а Дарья в магистратуре изучает вопрос импортозамещения, покрытий, коррозии.
– Чем привлекает инженерная деятельность?
– Очень приятно, когда видишь, как по твоему чертежу выполняют работу. А когда судно выходит на ходовые – вообще испытываешь непередаваемые ощущения.
– Расскажите, как вы попали на конкурс?
– Летом 2020 года увидели объявление на интернет-площадке ОСК. Переглянулись, обсудили и через два месяца решили всерьез участвовать. Дизайн-проект мы сделать точно могли! К тому же у нас появилась возможность придумать свое судно, которое можно было бы построить в ближайшее время. Скажу больше – проектирование хоть с завтрашнего дня начинай.
– А если прямо сейчас за судно взяться, через сколько оно появится на свет?
– Технический проект занимает около 2-3 лет. Строительство головного заказа – ещё года 3. Итого – лет 6.
– Как вы пришли к идее такого судна?
– Круизы по Арктике и Антарктике стали пользоваться спросом. В связи с этим мы и сделали ставку на ледокольный корпус Arc-7, способный самостоятельно и без ограничений ходить в летне-осенний период во всех арктических морях. Кроме того нам хотелось, чтобы проект был перспективный, необходимый и актуальный. Из современных лайнеров в России за последнее десятилетие только "Мустай Карим" со стапелей сошел – и это тоже стало нашим мотиватором. Как возможную площадку для реализации проекта в первую очередь рассматривали Адмиралтейские верфи. Этот фактор стал определяющим при выборе размеров судна: 130 метров в длину и 20 в ширину.
Когда платформа была готова, мы стали потихоньку набрасывать эскизные линии. И вот спустя две недели появился первый результат.
– В паре работали над эскизом?
– Да.
– Как протекал творческий процесс?
– Если у одного из нас наступал творческий кризис, другой подхватывал. Порой обращались за помощью к коллегам. Дискутировали. Приходили к компромиссу. Наш плюс в том, что мы вообще не привязывались ни к кораблям, ни к судам. На первых парах вдохновлялись автопромом. Да-да, проанализировали модели ведущих автомобилестроительных предприятий, победителей в области дизайна и стали творить. Например, Mazda показалась нам достаточно интересной. Минимализм, элегантность, плавные формы – вот, к чему мы стремились. Логика была такая: если машины людям нравятся, значит, и судно будет нравиться.
– Вы стали победителями конкурса в 2022 году. А чем закончилось участие в 2021?
– (Дарья) Первый раз мы вышли в финал, но ничего не заняли. Нам выдали ряд замечаний, мы их проанализировали и доработали свое судно. Так же в этот раз проанализировали более 200 проектов как реализованных, так и нет. С похожей идеей стилевой выразительности было найдено только три проекта. Среди них наиболее близкие к нашему – небольших размеров яхта и круизный ледокол. Компоновка элементов судна на этот раз получилась интереснее. Особенно газоходы. Если смотреть в нос, можно подумать, что это ушки.
– (Кирилл) То есть, это обычные трубы. На их эстетическую часть обычно редко обращают внимание. Они или в корпусе спрятаны, или в надстройке. Ставят какую-нибудь коробку, из которой торчат трубы. И всё. А мы попробовали красиво обыграть этот элемент, с точки зрения дизайна: если посмотреть под определенным углом на лайнер, можно заметить, как боковые линии плавно переходят в газоходы. И вертолетную площадку гармонично вписали, на самой верхней палубе.
– Надстройку тоже самостоятельно продумывали?
– Чистая импровизация. Потом уже нашли схожее судно, построенное в Хорватии год назад. Я имею ввиду стиль исполнения.
– Насколько мы знаем, судно ещё и соответствует экологическим стандартам.
– (Дарья) Да, мы хотели сократить вредные выбросы.
– (Кирилл) Думали об аккумуляторах, но это нереально на данном этапе технических возможностей. Поэтому наш лайнер по чистой воде должен ходить на СПГ, а при входе на ледовые поля подключаются дизельные двигатели. Иначе мощности не хватит. Такое решение позволяет сократить вредные выбросы до 95% по сравнению с традиционными двигателями. Атомную энергетику тоже не рассматривали, так как слишком дорого.
– Прорабатывали вопрос окупаемости?
– Да. Проводили статистический анализ на предмет стоимости подобных судов. Тем более знаний у нас, как у технологов, в области ценообразования достаточно. В итоге вышли на окупаемость в 15-18 лет. В связи с этим у жюри были вопросы, но окупаемость "Мустая Карима", исходя из открытых источников, – 20-25 лет. Стоимость строительства считали по зарубежным судам, потому что у нас такие не выпускались.
Судно взрослое и серьезное. Билеты недешевые на наш лайнер будут. Можно было бы задаться вопросом, а кто захочет купить такой билет, но люди действительно есть. К тому же с каждым годом арктический туризм наращивает темпы.
– Прорабатывали подробно техническую часть проекта?
– Такой задачи на конкурсе не было. Но технические параметры мы можем озвучить.
Характеристики круизного судна "Умка":
Это – пятипалубное судно. Ледовый класс позволяет ходить в заданных широтах в летне-осенний период самостоятельно, как я уже говорил. В целом, лайнер благодаря обводам и техническим решениям обладает пониженным воздушным сопротивлением. Заложили в теплоход возможность автоматизированного управления, а также автоматизацию и механизацию обслуживания гостей.
– Вполне такое современное и комфортное судно.
– (Кирилл) Ну, надо сказать, что ВРК уже как лет 15 используется на судах. И без них в арктических условиях будет очень сложно маневрировать. СПГ и автоматизация тоже не новость, но нам действительно удалось сделать что-то интересное. Хоть от СПГ, если судно реально строить, вероятно придется отказаться, так как СПГ – европейская технология.
– (Дарья) Также стоит отметить, что у нас продумана общественная часть: рестораны, сауна, бары и тому подобное.
– Над интерьером думали?
– (Кирилл) Детально не прорабатывали. Возможно, это станет темой следующего конкурса. Но, если вернуться к общественным пространствам (на это жюри тоже внимательно смотрели), "Умка", как мы уже отметили, имеет в наличии 100 кают, огромный ресторан на верхней палубе площадью порядка 400 м2, с первого по третий ярусы в носовой и кормовой частях – общественные пространства площадью от 190 до 300 м2. В них можно разместить все, что пожелает заказчик.
– (Дарья) Так же мы придумали оранжерею разместить. Может быть на два яруса.
– Оранжерею?
– (Дарья) Да, это такая фишка. Тем более на судне панорамное остекление. Уверена, отдыхающим было бы приятно с собой в дорогу взять кусочек тепла и зелени. Тем более мы хотели разместить там растения, свойственные нашей стране. Такую идею ещё никто не реализовывал.
– (Кирилл) Разве что на огромных десятипалубных лайнерах, но не на больших круизных судах. Ещё отмечу, что мы продумали для судна интерактивную библиотеку, чтобы была возможность не просто развлечься, а провести время со смыслом. Ведь у нас не простое круизное судно, а круизно-экспедиционное.
– То есть, на судне можно вести научную деятельность?
– Не совсем. Скорее, как возможность что-то узнать, почувствовать себя в роли арктического исследователя. Но при этом с должным уровнем безопасности и комфорта.
– Думаете потенциальные путешественники захотели бы попасть на "Умку"?
– Уверены в этом! Каждый раз, что-то добавляя, мы ориентировались на себя. Захотелось бы нам, например, купить сюда билет? Что хочется увидеть? Так что каждое решение прочувствовано.
– Сложно ли далась победа в конкурсе?
– Победа далась нелегко. В 2020 году, когда ОСК придумали конкурс, в жюри были только представители ОСК. В этом году добавились представители от академий Штиглица, Строганова. К конкурсу подключились дизайнерские агентства, студенты-дизайнеры. Всего в финал вышла 21 работа. Борьба шла серьезная.
– Когда успевали все это продумывать и делать?
– В свободное от работы время!
– А на Адмиралтейских верфях знали, что вы участвуете в конкурсе?
– Пока на наше имя не пришел вызов на завод – нет. Это была инициативная работа.
– Коллеги поддерживали? Руководитель?
– Когда мы выиграли, нас все поздравляли!
– Насколько победа для вас ценна?
– Ценна, ведь мы долго к ней шли.
– Что дал конкурс?
– Опыт. Возможность увидеть других, на каком этапе находится развитие судового дизайна.
– Бросили бы свою инженерную деятельность ради дизайна?
– Не-е-ет. Строительство кораблей и судов намного интереснее. Мы – инженеры.
– Вы как-то планируете дать проекту реальную жизнь?
– Заказчиков ищет ОСК, не мы. Но, вероятно, такое интересно было бы компании "ВодоходЪ".
– В каких-то конкурсах ещё планируете участвовать?
– Пойдем на этот же конкурс в ноябре. Есть планы показать что-нибудь новое.
– В завершение нашего интервью хотим вас попросить сказать пару слов о профессии инженера. Чем на ваш взгляд стоит привлекать молодое поколение к такой важной работе?
– Мы бы обратили внимание на практику. Многие идут с горящими глазами в Корабелку, а когда окунаются в производственную практику, получают однообразную работу, которая в итоге убивает мотивацию. Интересная практика – дорого стоит. Очень важно впервые увидеть, как твои чертежи превращаются в настоящее судно, корабль. Знаем ребят, которым провели практику "как надо", и они загорелись профессией, захотели пойти на завод, развиваться. Выучиться – это только 50%.
– Ещё один короткий вопрос. Лайнер получил название в честь того самого "Умки"?
– Да. Белые медведи – символ этого снежного края. Эти животные – олицетворение свободы, силы и красоты. Наиболее близкий нам оказался в известном всеми мультфильме 1969 года "Умка", который назван так в честь главного героя – белого медвежонка.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|