Сегодня мазут широко применяется не только в качестве сырья для высокотехнологичных вторичных процессов переработки, но и служит как источник энергии для судовых двигателей и газотурбинных установок. Одной из особенностей этого вида топлива является нестабильность его состава: при транспортировке и длительном хранении в мазуте может существенно увеличиться доля минеральных примесей и воды, которые впоследствии ускоряют коррозию металлических резервуаров и другого используемого оборудования, приводя к их преждевременному выходу из строя.
Среди всех характеристик мазута важную роль играет вязкость. Данный показатель у этого нефтепродукта очень высокий, поэтому без дополнительного нагревания с ним практически невозможно провести какие-либо работы, даже залить в цистерну для транспортировки. Чаще всего для подогрева мазута применяют острый пар, благодаря чему он ещё больше обводняется. В результате конечному потребителю может прийти мазут неприемлемого качества.
Подготовка мазута
Для повышения качественных характеристик мазута необходимо с минимальными временными и финансовыми затратами отделить от него воду и минеральные примеси.
При 20ºС плотность воды составляет 1000 кг на тонну, у мазута – 890-1000 кг на тонну. Поэтому при нормальных условиях вода осаждается очень медленно. Кроме того, мазутные эмульсии практически ничем не отличаются от нефтяных, могут иметь защитные пленки и плотно удерживаться во взвешенном состоянии. Стандартный способ – нагревание и дальнейшее отстаивание – в таких условиях вряд ли приведет к положительным результатам.
Наиболее эффективным средством для разрушения эмульсий при подготовке мазута выступает термохимический способ – нагрев с использованием химических реагентов-деэмульгаторов. Особое внимание можно уделить отечественной разработке – деэмульгатору Difron 9425. Данный реагент в первую очередь используется для обезвоживания водонефтяных эмульсий. Однако проведенные лабораторные испытания подтвердили его действенность и на темных нефтепродуктах – он полностью справился с поставленной задачей по разделению мазутных эмульсий.
Принцип действия деэмульгатора Difron 9425 основывается на снижении поверхностного натяжения эмульсии. Благодаря этому прочность плёнки уменьшается. Капли воды легко отделяются от мазута и скапливаются на дне резервуара. Следует также отметить, что применение химического реагента для обезвоживания мазута целесообразно и с финансовой точки зрения – процесс отделения воды от нефтепродукта может проходить при более низких температурах, по сравнению со стандартным нагреванием. При этом после отстаивания вместе с объемом воды снизится и количество минеральных примесей.
Как следствие, использование деэмульгатора поможет заметно увеличить качественные характеристики бункерного топлива и свести практически к минимуму сложности, связанные с наличием воды и минеральных примесей.