Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Укрепление границы России: "Алмаз" строит новый пограничный корабль

Укрепление границ России продолжается не только вдоль сухопутных границ, но и морских - на судостроительной фирме "Алмаз" заложен очередной "Охотник" для Пограничной службы ФСБ России.

Начало сентября 2018 года выдалось для СФ "Алмаз" юбилейным. Заводу исполнилось 85 лет со дня основания, а председатель совета директоров, бывший генеральный директор предприятия Леонид Грабовец отметил свое 70-летие. Но и это не все: вместе с днем рождения Леонид Германович принимал поздравление за юбилей трудового стажа на "Алмазе" - 50 лет работы на заводе.

4 сентября судостроительная фирма "Алмаз" организовала митинг, посвященный череде юбилеев завода. Именно в этот день завод совершенно справедливо решил заложить на стапелях очередной пограничный корабль проекта 22460 типа "Охотник" (заводской №511). 
 

Место строительства нового "Охотника" заводской №511 / Корабел.ру


На событие были приглашены представители власти и представители Пограничной службы ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. 

Ретроспектива "Алмаза"

Судостроительная фирма "Алмаз" начала свою историю от верфи Морпогранохраны Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), которую торжественно открыли 1 мая 1933 года. Решение о строительстве катеростроительного завода для нужд Морпогранохраны было принято ОГПУ в начале 1931 года, когда выяснилось, что национализированная и переданная управлению в марте 1930 года частновладельческая кустарная верфь Александра Золотова может выпускать в год не более 4-6 сторожевых катеров при потребности Морпогранохраны страны примерно в 270 катерах. Тогда других схожих по профилю заводов в стране не было. ОГПУ было заинтересовано в оснащении Морпогранохраны сторожевыми катерами, поэтому взяло на себя проектирование и постройку верфи. 

23 февраля 1931 года Ленгорисполком выделил на Петровском острове Ленинграда для строительства завода Морпогранохраны участок земли, а через пять месяцев - 5 июля 1931 года Госплан СССР выделил фонды на само строительство. В 1933 году на новой верфи был заложен первый сторожевой катер типа ГК. 
 

Эллинг СФ "Алмаз" / Корабел.ру


За время существования завод множество раз менял название, став в результате Публичным акционерным обществом "СФ "Алмаз".

Со дня основания у "Алмаза" была четкая направленность на строительство кораблей и катеров для охраны территорий страны. И вот уже 85 лет завод реализует заказы по этому направлению для Погранслужбы в интересах защиты государства.

Тройной юбилей с закладкой корабля

Ход - соединить три праздника, отметив эту череду закладкой очередного, уже 11-ого в серии "Охотника", действительно разумный. На событие были приглашены почетные гости, представители Погранслужбы ФСБ России, городских властей и "Северного ПКБ", спроектировавшего пограничный корабль проекта 22460.
 

Церемония закладки корабля проекта 22460 на СФ "Алмаз" / Корабел.ру


Первым на церемонии выступил заместитель руководителя департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ, контр-адмирал Сергей Сухов: "Дорогие алмазовцы! Очень символично, что мы празднуем юбилей вашего завода закладкой нового пограничного корабля. Много поколений морских пограничников связали свою жизнь с кораблями, построенными на "Алмазе". В послевоенные годы завод сдал службе 111 сторожевых кораблей. В настоящее время Погранслужба ФСБ России является головным учреждением по трем проектам современных кораблей. На счет закладки нового "Охотника" хочу выразить уверенность, что завод сдаст его точно в срок, в надлежащем качестве, и будем минимум полвека обеспечивать безопасность нашей страны".
 

Сергей Сухов, заместитель руководителя департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ / Корабел.ру


Затем слово взял начальник Пограничного управления Пограничной службы ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергей Дорофеев. 
 

Сергей Дорофеев, начальник Пограничного управления Пограничной службы ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области / Корабел.ру


- Заслуги вашего завода перед нашей службой по обеспечению защиты нашей страны бесценны, - выступил Сергей Дорофеев. - Все последние сторожевые корабли уходили на службу другим пограничным управлениям. Поэтому я надеюсь, что именно этот "Охотник" будет нести службу в городе Санкт-Петербурге. Алмазовцы всегда с душой выполняют строительство заказов, но мне кажется, если будет известно, что корабль будет служить нашему управлению, то вы отнесетесь к работе еще более трепетно. 

Стоит отметить, что в честь события завод и погранслужба подвели итоги работ и наградили лучших работников "Алмаза".
 

Награждение на СФ "Алмаз" в честь юбилея / Корабел.ру


От лица городской власти выступил глава администрации Петроградского района Санкт-Петербурга Иван Громов. Он выразил благодарность коллективу завода и отметил особую гордость за то, что именно такой завод как "Алмаз" находится на территории района и 85 лет выпускает очень нужную и важную продукцию для России, повышая престиж Санкт-Петербурга и поддерживая статус промышленного центра страны.

В своей речи на церемонии закладки генеральный директор судостроительной фирмы "Алмаз" Ильяз Мухутдинов заверил заказчиков, что корабль заводского номера 511 будет сдан ровно в срок, в надлежащем качестве: "Дорогие работники завода! Сейчас не самое легкое время. Мы строим четыре корабля, их необходимо сдать в срок, выполнив свою работу максимально профессионально. Скоро заключим новые контракты, работа будет - можете не беспокоиться". 
 

Ильяз Мухутдинов, генеральный директор СФ "Алмаз" / Корабел.ру


"Охотник" проекта 22460

Деятельность сегодняшней СФ "Алмаз" знаменита строительством пограничных кораблей проекта 22460. Как уже говорилось, 4 сентября прошла закладка уже одиннадцатого в серии.
 

Закладная доска ПСКР проекта 22460 заводской №511 / Корабел.ру


Корабли проекта 22460 (шифр "Охотник") — это дизельные пограничные (патрульные) сторожевые корабли территориального моря второго ранга. Их можно отнести к малым корветам.
 

ПСКР этого проекта предназначены для охраны госграницы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Вместе с охраной границы "Охотники" могут бороться с терроризмом и морским пиратством.
 

Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 / Корабел.ру


Проект ПСКР разработало "Северное ПКБ". Еще в 2008 году тогда генеральный директор КБ Владимир Спиридопуло (ныне главный советник "Северного ПКБ" - прим. редакции) сказал, что "Охотник" проекта 22460 будет отличаться от предшественников не только вооружением, но и кораблестроительными качествами. Так, корабль может нести службу при волнении моря в 6 баллов, свободно маневрируя при этом. У ПСКР новая форма корпуса и повышенная мореходность, что позволяет достигать скорости на спокойной воде до 30 узлов. Внешние обводы "Охотника" разработаны с применением элементов стелс-технологии. В кормовой части корабля имеется слип для спуска быстроходного катера жестко-надувного типа или другого оборудования. Для улучшения обитаемости ПСКР есть сауна и небольшой бассейн. Судно соответствует классу РРР РФ "О 2.0" (лед 20 см).

Основные характеристики корабля проекта 22460:

  • Длина — 62,50 м;
  • Ширина — 10,90 м;
  • Осадка — 2,77 м;
  • Водоизмещение — 630 т;
  • Скорость хода — 30 уз;
  • Дальность плавания — 3500 миль;
  • Автономность — 30 сут;
  • Экипаж — 20 чел.

ПСКР имеют на борту беспилотный летательный аппарат "Gorizont G-Air S-100". "Охотники" вооружены одной шестиствольной артиллерийской установкой АК-630 калибром 30 мм и двумя пулеметами "Корд" калибром 12,7 мм. При необходимости на ПСКР можно монтировать пусковые установки ПКР "Уран". 


Раньше корабли проекта 22460 оборудовали немецкими двигателями MTU 16V4000M73L. После введения санкций  для пограничных "Охотников" был выбран китайский двигатель CHD622V20CR. 

Сегодня для Погранслужбы ФСБ России строятся ПСКР проекта 22460 на двух заводах: на СФ "Алмаз" в Санкт-Петербурге и на "Восточной верфи" на Дальнем Востоке.

"Охотники", строящиеся на СФ "Алмаз":
 

НазваниеЗаводской №ЗаложенСпуск на водуДата подписания
приемного акта
Место службыСостояние
"Рубин"№5013 сентября 2007 года26 июня 2009 года13 ноября 2009 годаПогрануправление ФСБ России по Краснодарскому краюВ строю
"Бриллиант"№50212 мая 2010 года25 ноября 2011 года26 июня 2012 годаПогрануправление ФСБ России по Республике Дагестан В строю
"Жемчуг"№50322 декабря 2010 года21 апреля 2012 года21 сентбяря 2012 годаПогрануправление ФСБ России по Краснодарскому краюВ строю
"Изумруд"№50421 сентября 2012 года14 августа 2013 года27 июля 2014 годаПограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым. Базирование в БалаклавеВ строю
"Аметист"№5052012 год24 марта 2014 года3 октября 2014 годаПогрануправление ФСБ России по Республике Крым. В строю
"Проворный"№50627 июня 2014 года6 мая 2016 года11 ноября 2016 годаПогрануправление ФСБ России по Республике Крым. В строю
"Преданный"№507конец 2014 года7 апреля 2017 года15 сентября 2017 годаПогрануправление ФСБ России по Западному арктическому району В строю
"Надежный"№50827 июня 2014 года26 мая 2016 года10 декабря 2016 годаПогрануправление ФСБ России по Калининградской областиВ строю
"Бдительный"№509 21 апреля 2017 года13 октября 2017 годаПогрануправление ФСБ России по Западному арктическому районуВ строю
"Безупречный"№51024 мая 2017 года18 апреля 2018 года  Спущен на воду
 №5114 сентября 2018 года   В постройке

 

Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 / Корабел.ру


Дальневосточные "Охотники":
 

НазваниеЗаводской №ЗаложенСпуск на водуДата подписания
приемного акта
Место службыСостояние
"Сапфир"№300май 2012 года6 августа 2014 года17 апреля 2015 годаПогрануправление ФСБ России по Приморскому краюВ строю
"Коралл"№301май 2012 года6 июля 2015 года17 декабря 2015 годаПогрануправление ФСБ России по Сахалинской областиВ строю
"Дозорный"№302декабрь 2014 года22 августа 17 года25 мая 2018 годаПогрануправление ФСБ России по Сахалинской областиВ строю


 "Представьте, какой прекрасный завод, что столько времени работаю здесь"

1 сентября Леонид Грабовец праздновал юбилей - 70 лет. В этот же день исполнилось ровно 50 лет как Леонид Германович работает на "Алмазе". Безусловно, его труд просто не может быть незаметным. Да и эпитет такому трудовому стажу на одном предприятии крайне сложно подобрать.

Леонид Грабовец родился 1 сентября 1948 года на Украине. Окончил Северо-Западный политехнический институт. Начал свою трудовую деятельность на СФ "Алмаз" в 1970 году, пройдя путь от токаря до директора по экономике и финансам. Как отмечают представителей завода, Леонид Германович всегда находил наиболее рациональные инженерные и управленческие решения на всех участках работы. 
 

Леонид Грабовец, председатель совета директоров СФ "Алмаз" и Морского завода "Алмаз" / Корабел.ру


При строительстве сторожевых пограничных кораблей проекта 205П "Тарантул" Грабовец внес большой вклад во внедрение новых методов крупносерийной постройки корпусов. Будучи непосредственным руководителем строительства БРК "Молния" проекта 1241.1, который не имел аналогов в мире, внес в работу ряд новых технологий сборки и монтажа корпуса корабля.

Благодаря Леониду Грабовцу СФ "Алмаз" успешно вошла в третье тысячелетие: построили и сдали для ВМС Греции несколько КВП "Зубр", передали корабли ВМС Вьетнама, активно строятся плакраны для вспомогательного флота ВМФ РФ и сторожевые корабли для Погранслужбы ФСБ России.

Деятельность Леонида Германовича отмечена патентами на промышленные образцы новых скоростных катеров, в том числе на воздушной подушке, которые реализовала СФ "Алмаз".

Уверенно вперед

Еще в 2011 году тогда еще первый заместитель директора - руководитель пограничной службы генерал армии Владимир Проничев (ныне уволен с военной службы по достижению предельного возраста - прим. редакции) в интервью газете "Известия" сообщил, что погрануправлению ФСБ России требуется 30 ПСКР проекта 22460. Сейчас суммарно два завода сдали 13 "Охотников", началось строительство 14-го. 
 

Церемония закладки корабля проекта 22460 заводской №511 / Корабел.ру


Как сказал генеральный директор СФ "Алмаз" Ильяз Мухутдинов: "Работа будет, заказы - тоже". Значит предприятию волноваться за свое будущее не стоит. Завод успешно развивается, прикрывая своей работой тыл России, сдавая не только "сторожевиков" для охраны территории страны, но и плавкраны проекта 02690 для ВМФ РФ. Кстати, 31 августа 2018 года СФ "Алмаз" спустила на воду подобный "СПК-54150" этого проекта. Наша редакция продолжит следить за производственными успехами завода.

Коллектив "Корабел.ру" поздравляет судостроительную фирму "Алмаз" с 85-летием успешной работы! Желаем предприятию новых интересных заказов, руководству успехов, а заводчанам крепкого здоровья!


[Больше фотографий в Галерее снизу]

Материалы по теме: 
Три "алмазных" пограничника (статья о сторожевых кораблях проекта 22460)
"Алмаз": всегда на шаг впереди (интервью с заместителем начальника технического управления СФ "Алмаз")
Редкая традиция сдавать корабли раньше срока (о деятельности СФ "Алмаз")
Североморский СПК-19150, или Как устроен современный плавкран (статья о плавкранах проекта 02690)

 

"Северное проектно-конструкторское бюро", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 702-30-05
"Судостроительная фирма "Алмаз", ПАО Санкт-Петербург
+7(812)235-48-20, +7(812)350-11-64



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
07.09.2018, 08:17
Малохудожественные сказки - 6 баллов. Реально однокорпусный корабль такого водоизмещения может выполнять свои задачи на волнении не более 4 баллов. На любом более сильном может только выживать - более или менее успешно...:(
Свежие новости
В Нижегородской области полным ходом идет строительство судов проекта RBT2006
12:28 / судостроение