Переброска бронекатеров стала первым пунктом комплекса мероприятий, утвержденых Советом национальной безопасности и обороны Украины, которые были направлены на защиту национальных интересов Украины в южных регионах и Азовском море. Основным моментом первого пункта стало создание корабельно-катерной группировки ВМС Украины в Азовском море. Вторым пунктом стало обеспечение подразделений береговой обороны новейшим высокоточным ракетным оружием.
Вопрос об использовании акватории Азова обострился после того, как 25 мая погранслужба Украины задержала в Азовском море рыболовецкое судно "Норд" под российским флагом, экипажу которого до сих пор не удается вернуться домой. Об этой истории можно прочитать в одном из наших прошлых материалов. Российская реакция на это пиратство была вполне предсказуемой: никаких блокирований Керченского пролива, но максимально жесткий досмотр судов. Суда, следовавшие в украинские порты Азовского моря, стали проходить досмотры не по одому разу: на входе в Керчь-Еникальский канал, на выходе из него, на широте Приморско-Ахтарска и, наконец, в 12 милях от украинского побережья. Уходящие с Украины суда досматривали в обратном порядке.
По словам украинского общественника Андрея Клименко, продолжительность ожидания разрешения на проход Керченским проливом для судов из Мариуполя и Бердянска составляет от 7 до 88 часов вместо стандартных 1−2 часов. Средняя продолжительность задержки - 29 часов.
Кроме того, Клименко очень хорошо подметил: "Задержания российскими пограничниками судов в Азовском море приобретают характер морского сафари от ФСБ". И эта фраза очень походит на правду - количество украинских судов, в частности рыбаков, в Азовском море значительно уменьшилось - об этом говорится в пресс-релизе погрануправления ФСБ по Республике Крым. В нем сказано "В настоящее время российскими рыбаками в Азовском море правил нарушения рыболовства не отмечается, украинские рыбаки по непонятным причинам промысел в общих рыболовецких угодьях не осуществляют".
Важно отметить, что российские досмотры проходят в рамках ратифицированного в 2004 году российско-украинского договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Госпогранслужба Украины по этому договору тоже имеет право досматривать российские суда в Азовском море, но не обладает для этого средствами. Односторонняя денонсация договора приведет к другому спору - территориальному, что Украине совсем не на руку.
После всего этого Киев заявил о необходимости создать корабельно-катерную группировку в Азовском море, чтобы "противодействовать российским пограничникам". И единственным выходом, бессмысленным для Петра Порошенко, стал перевод в Бердянск бронекатеров "Гюрза-М". Смысла в них нет, все ради пиара. Тем более в 2019 году президентские выборы.
"Гюрза-М": катер или моторная лодка?
Украинские бронекатера проекта 58155 (шифр "Гюрза-М) предназначены для несения боевой вахты на приграничных реках, озерах, а также в прибрежной морской зоне. В перечень задач бронекатеров входит: патрулирование, охрана водных рубежей, борьба с малоразмерными судами противника, защита береговых стационарных и плавучих гидротехнических объектов и сооружений.
Катер является модернизацией проекта 58150 (шифр "Гюрза"), который был разработан Николаевским Исследовательско-проектным центром кораблестроения. Проект модернизации разработали в Николаеве Казенным исследовательско-проектным центром кораблестроения.
Все катера проекта "Гюрза" и "Гюрза-М" построены на принадлежащем президенту Украины заводе "Ленинская Кузня", который в начале 2018 года был переименован в "Кузница на Рыбальском". Всего по проекту "Гюрза" было построено 2 катера в интересах погранслужбы Узбекистана. По проекту "Гюрза-М" было построено 6 катеров и все для ВМС Украины. Внешне оба проекта совершенно разные. Если первые корабли выглядели, как типичные советские бронекатера, то к модернизированному попытались приспособить наружную архитектуру типа "стелс". Кроме того, на них установлены два дистанционных боевых модуля БМ-5М.01 "Катран-М" (морской вариант модуля БМ-3 "Штурм"). В состав боевого модуля входит 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, 7,62-мм пулемет, 30-мм гранатомет КБА-117 и две установки ПТРК "Барьер".
В итоге получается, что если сравнить бронекатера с находящимися в Азовском море российскими пограничными кораблями проекта "Охотник", то они будут как простые моторные лодки.
Корабли проекта 22460 (шифр "Охотник") — это дизельные пограничные (патрульные) сторожевые корабли (ПСКР) территориального моря второго ранга. Их можно отнести к малым корветам. Корабли этого проекта предназначены для охраны госграницы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Вместе с охраной границы "Охотники" могут бороться с терроризмом и морским пиратством.
Мечты о украинской военно-морской базе
Как уже было указано выше, перебазирование производится в рамках создания корабельно-катерной группировки ВМС Украины в Азовском море. По состоянию на сегодня Украина имеет в Бердянске погранотряд, состоящий из нескольких катеров и пограничных кораблей.
По сообщениям украинских СМИ, ожидается переброска на Азовское море по суше еще двух малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155. Далее до конца года на Азовское море должна быть переведена из Николаева Южная военно-морская база ВМСУ, что позволит на ее основе развернуть катерный дивизион. Какие корабли войдут в ее состав - не сообщается. Да и есть ли они?
Похожие материалы:
Укрепление границы России: "Алмаз" строит новый пограничный корабль
Что там с "Нордом"? Смотрим на ситуацию с юридической точки зрения
Есть ли у украинского флота история?
Крейсер "Украина": попытка номер пять
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|
В Северном Ледовитом океане идет процесс ледообразования, чистыми остаются лишь два моря 21:15 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
В Архангельске с 21 ноября пассажирские теплоходы уступят место буксирам 21:00 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
За шесть лет мощности морских портов РФ вырастут на 200 млн тонн - Михаил Мишустин 20:45 , 20 Ноября 2024 / порты |