Украина закроет для международного судоходства морские порты, расположенные на территории Крыма, – такое сообщение распространила пресс-служба украинского Министерства инфраструктуры.
Распоряжение коснется портов Евпатории, Керчи, Феодосии, Ялты и Севастополя. Соответствующий приказ от 16 июня "О закрытии морских портов", зарегистрированный в Минюсте Украины 24 июня, вступил в силу после его официального опубликования, передает пресс-служба РПСМ.
О возможности такой меры украинская сторона заявляла еще в середине мая. По сути, это означает, что любое судно, которое зашло в морские порты полуострова, рискует столкнуться с международными санкциями. Исполняющий обязанности губернатора Севастополя Сергей Меняйло расценил эту угрозу, как несерьезную и противоречащую здравому смыслу и экономике. По его словам, Севастопольский порт возобновил работу после решения проблем, связанных с переходным периодом. Сейчас ведутся переговоры с партнерами, и объемы перевалки грузов растут.
Понятно, что сама Украина не может обеспечить выполнение данного постановления. Однако Международная морская организация (IMO) вполне способна рекомендовать судам иностранных государств не заходить в порты Крыма до момента урегулирования территориального спора между Украиной и РФ.
В аналогичной ситуации, касающейся контроля воздушного пространства над Крымом, Международная организация гражданской авиации (ICAO) фактически заняла сторону Киева, заявив, что спорное пространство (украинские власти распорядились полностью закрыть его для полетов) находится в зоне ответственности Украины.
Отметим, что ведущие международные круизные компании еще в марте начали корректировать свои программы посещения Крымского полуострова в связи с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН. Напомним, в резолюции по Украине от 27 марта 2014 года Генассамблея призвала государства, международные организации, в том числе и IMO, отвечающую за международное торговое судоходство, не признавать любое изменение статуса Крыма и Севастополя и воздерживаться от действий, которые могут интерпретироваться, как признание любых изменений этого статуса.
Закрытие крымских портов для круизных судов – серьезный удар по туризму полуострова. По данным Министерства курортов и туризма Крыма, на долю Украины приходилась примерно половина общего количества судозаходов в Черном море, а доля Крыма в этом сегменте – почти 70%. В 2013 году круизные суда заходили в порты Крыма 187 раз. Чаще всего они посещали Ялту: сюда зашли 109 лайнеров, на борту которых в общей сложности находилось около 80 тысяч человек. Севастополь принял 58 лайнеров и 23,5 тысячи пассажиров, Феодосия – 18 лайнеров и 3,5 тысячи человек. В начале этого года было заявлено, что одна только Ялта примет более 200 лайнеров.
Помимо океанских лайнеров, порты принимали также суда класса "река-море". Например, только в Севастополь в прошлом году зашло 577 таких судов. В нынешней ситуации вряд ли можно рассчитывать на оптимистичный сценарий, что число заходов круизных лайнеров в Крым сохранится на прошлогоднем уровне.
"Попытки Киева ввести режим морской блокады влияния на российские планы не оказывают, – уверен заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько. – Основная функция Крыма – военная и геополитическая. Если в порты полуострова не будут заходить болгарские и турецкие суда, это никак не отразится на торговом балансе РФ с сопредельными, в том числе черноморскими, государствами. Москва для торговли с ними сможет, как и раньше, использовать порты Анапы и Новороссийска и суда, которые приписаны к этим портам".
Можно посмотреть на ситуацию на примере авиаперевозок: сейчас аэропорт Симферополя принимает до 150 рейсов в день, а ранее – всего три-четыре рейса. Споры вокруг воздушного пространства полуострова не мешают российским туристам, число которых скоро пойдет на третий миллион, посещать Крым. Если будут введены какие-либо жесткие санкции в отношении авиаперевозчиков, Россия вполне может создать специально две-три авиакомпании, которые смогут заниматься авиаперевозками исключительно в Крым.
То же самое можно сделать в сфере морского сообщения. Кроме того, крымские порты, которые теоретически могут попасть под международные санкции, всегда можно использовать для чисто внутрироссийских перевозок, например, между Крымом, Таманским полуостровом и бассейном Азовского моря.