Обострение украинского конфликта уже привело к фактической остановке вывоза зерновых из страны. При этом ситуация усугубляется повышенными рисками для судоходства как в районе портов т.н. "Большой Одессы" (собственно Одесса, Ильичевск и Южный), так и практически на всей акватории западной части Черного моря из-за мин, выставленных украинской стороной, а позднее сорванных с якорей.
Между тем, по оценкам информационного агентства France-Presse (AFP), на долю Украины приходилось почти половина всего мирового экспорта семечек подсолнечника, 15% – кукурузы и 12% – пшеницы. По предварительным оценкам украинского Минсельхоза, ежемесячные потери от нереализованных экспортных операций достигают $1,5 млрд.
Поскольку именно поступления от экспорта сельскохозяйственных продуктов составляют основу доходной части украинского госбюджета, правительство страны энергично ведет переговоры о возможностях организации новых логистических цепочек, с отгрузкой зерновых на экспорт через порты Румынии, в частности – через п.Констанцу.
Помимо этого официальный Киев планирует поступательно наращивать экспорт зерновых сухопутным путем в Польшу и Словакию, причем к железнодорожному транспорту предполагается подключить автомобильный. При этом украинские отраслевые эксперты откровенно признают, что реализация подобных схем являются является паллиативным и не сможет эффективно решить проблему вывоза сельхозпродукции из страны.
Таким образом, наиболее перспективным для украинской стороны остается все же румынское направление, по которому планируется организовать поставки до 600 тыс. тонн зерновых в месяц. В свою очередь, администрация порта Констанца уже объявила о дополнительных инвестициях в местные инфраструктурные проекты с учетом ожидаемого увеличения грузовой базы.
Слабым звеном планируемой логистической цепи остается участок маршрута от юго-западных украинских границ до п. Констанца. В настоящее время рассматриваются три его основных варианта.
Первый предполагает транспортировку зерновых из Одессы на большегрузных автомобилях в румынский порт Галац на Дунае, с последующей перевалкой на речные суда и дальнейшей перевозкой по системе внутренних водных путей в Констанцу.
Второй маршрут поставок может быть реализован через Молдову, с обязательным "объездом" территории Приднестровья, которая еще с начала 1990-х не контролируется Кишиневом.
Наконец, третий альтернативный путь для украинского экспорта может быть проложен строго на запад – в северные регионы Румынии, с дальней доставкой грузов к черноморскому побережью страны. Опытные поставки по этому (наиболее безопасному) маршруту уже производятся.
Очевидно, что осуществление любого из предлагаемых вариантов ведет к значительному удлинению сроков экспортных операций и в очередной раз подчеркивает стратегическое значение украинских портов, значительные риски использования которых Запад оценил еще месяц назад.
Ранее Korabel.ru уже рассказывал про эффект бумеранга санкций, которые болезненно ударили по национальным экономикам стран-инициаторов их введения против Российской Федерации.