В ходе завершившегося 78 рейса научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» впервые были апробированы самовсплывающие донные станции, установленные в рамках пилотного проекта в районе хребта Гаккеля, и получены первые результаты применения разработанной технологии. Сейсмографы были погружены на дно Северного Ледовитого океана осенью прошлого года на глубину 80 и 320 метров.
Наблюдения за сейсмичностью Арктических районов как одного из методов изучения деградации подводной мерзлоты ведутся учеными Института океанологии им. П.П. Ширшова последние несколько лет.
Шельф Российских Восточных Арктических морей (глубиной до 200 м) содержит около 80% подводной поддонной мерзлоты всего Мирового океана. Температура этих слоев в настоящее время на 8-10 градусов выше по сравнению с наземной мерзлотой, что обуславливает ее деградацию. В процессе таяния выделяется растворенный в ней метан. Мощные выходы газа, проявляющиеся в виде так называемых мега сипов (аномально большие сипы), повсеместно встречаются в морях Российской Арктики и, как показали недавние исследования, приобретают серьезные масштабы. Такие явления могут изменить цикл циркуляции метана в атмосфере Земли и усилить парниковый эффект.
Разработанная учеными Института океанологии технология долговременных наблюдений за сейсмической активностью мирового океана обеспечивает непрерывную регистрацию происходящих в атмосфере Земли процессов в течение более чем 13 месяцев с возможностью пребывания сейсмографа на морском дне до 2 лет на глубине до 6 км.
Согласно предварительным результатам ученым удалось зарегистрировать множество локальных и инструментальных землетрясений, что позволяет локализовать очаги скопления метана и оценить масштаб таяния подводной мерзлоты, приводящей к выбросам парникового газа и в перспективе необратимым последствиям. Более детальный анализ годовых сейсмических наблюдений позволит связать районы существования мега-сипов с разломами земной коры и оценить объемы выбросов метана. Исследования техногенных причин донных локальных землетрясений, ставшие возможными благодаря разработанной технологии, приобретают особую значимость ввиду коммерческого освоения Севморпути и строительства береговых портовых сооружений.