Это было впервые: оба судна под калининградским флагом шли практически одинаковым маршрутом, преодолев более тысячи морских миль
Как родные братья, два самых больших учебных парусника стояли на причалах пяти иностранных портов: финских Котка и Турку, литовской Клайпеды, польского Щецина и немецкого Ростока. И лишь в Нидерландах, в Ден-Хелдере, "Крузенштерн" представлял БГАРФ и Россию без "Седова", который не успел прибыть на морской фестиваль из-за неблагоприятных погодных условий, пишет Росрыболовство.
Для парусника "Крузенштерн" рейс начался 14 июня в Калининградском морском рыбном порту с официального построения курсантов, на котором присутствовали их родные и близкие. УПС "Седов" ушел на большую воду 18 июня с территории Светловского судоремонтного завода, где проходил предрейсовый ремонт и подготовку к навигации 2017 года. Здесь же на корму "Седова" была приварена надпись о новом порте приписки: "Седов" стал калининградцем.
За время второго рейса в общей сложности на обоих судах "Школу под парусами" прошли 300 курсантов морских специальностей учебных заведений Росрыболовства и Министерства образования и науки РФ, в подчинении которого с июня этого года находится Мурманский государственный технический университет. Кроме того, на "Крузенштерне" оморячились пятеро юнг из детского морского клуба Нижнего Новгорода, который курирует Фонд поддержки Российского флота.
Традиционно учебные суда Калининграда в качестве гостей побывали на морских праздниках в иностранных портах. Так, в Ден-Хелдере была организована большая программа Sail Den Helder 201", посвященная Дню военно-морского флота Нидерландов и Дням моря и парусам. Как правило, в расписание морских праздников включено множество официальных и неофициальных мероприятий. Этот год исключением не стал. В течение стоянок судам нанесли визиты представители администраций портов, городов, общественных и бизнес-сообществ, прошли парады парусов и экипажей, экскурсии, спортивные соревнования, культурные развлечения, фейерверки.
Все время стоянок "Крузенштерн" и "Седов" гостеприимно принимали гостей и жителей портов. В дни, открытые для посещений, на их палубы поднялись тысячи поклонников парусов. Они знакомились с экипажами и курсантами, осматривали судно, совершали экскурсии в сопровождении курсантов-гидов.
Курсантскую практику можно условно разделить на два этапа. В первый будущие моряки изучают специальную 10-суточную программу. Она состоит из лекций, практических занятий, подъемов на мачты, работы с парусным вооружением. По итогам начального этапа обучения все без исключения курсанты сдали зачеты на право допуска к самостоятельной работе с парусным вооружением и такелажем и к работе на высоте.
Далее курсанты, уже в деталях, осваивали науку парусного судна: участвовали в парусных авралах, поднимались на мачты и работали на высоте, учились ставить и убирать паруса. В ходе практики под руководством опытных боцманов ребята ежедневно пополняли знания о парусном вооружении судов, рангоуте, бегучем и стоячем такелаже. Затем на каждом судне прошли квалификационные испытания. Экзаменационные комиссии парусников присвоили курсантам рабочие квалификации: "вахтенный матрос", "судовой электрик", "вахтенный моторист".
17 июля, по окончании экзаменов, в порту Санкт-Петербург барк "Седов" произвел частичную замену курсантского состава. Попрощавшись с парусником, отправились домой курсанты из Мурманска и Архангельска. К продолжающим учебное плавание практикантам из Керчи в Санкт-Петербурге присоединились 95 будущих моряков из Мурманского государственного технического университета, Архангельского морского рыбопромышленного техникума, Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, морских рыбопромышленных колледжей Калининграда и Санкт-Петербурга.
22 июня, в День памяти и скорби, курсанты и экипажи судов находились вдали от родных берегов. Но, как всегда в этот день, они почтили память всех, у кого мирное летнее утро перечеркнуло жизнь на "до" и "после": кто перенес тяготы войны, кто погиб на рубежах передовых, кто трудился в тылу, кто выстоял и восстанавливал разрушенную страну. Вечером в судовой часовне "Седова" по усопшим воинам заупокойную литию отслужил отец Александр – священнослужитель храма Христа Спасителя города Калининграда.
В День рыбака, 9 июля, на парусниках "Крузенштерн" и "Седов" отметили профессиональный праздник, а на "Крузенштерне" еще и организовали шлюпочные гонки. По их результатам первой была сборная курсантов БГАРФ и Керченского государственного технологического университета. Но, конечно же, победили дружба и морское братство. В финской Котке самые сильные "перетягивальщики" "Крузенштерна" и "Седова" уже противостояли друг другу. Вырвавшая победу команда "Крузенштерна" поделились с друзьями-соперниками главным призом – тортом.
Традиционной особенностью этого рейса стало участие парусников STI в нескольких этапах Международной парусной регаты в водах Северного и Балтийского морей. Несмотря на разгар лета, парусники испытали и сильное морское волнение, и штормовые ветра. Перед гонками все судовые службы подготовили заведования, технические средства и механизмы к длительной нагрузке во время регат. Для курсантов были проведены дополнительные парусные авралы, где отрабатывались общие действия во время манёвров. Особое внимание офицерский состав парусников уделил совершенствованию навыков судоводителей при поворотах парусников.
В регату больших парусников на Балтийском море (The Tall Ships Races 2017) наши барки включились 23 июля, в 14 часов, в 60 милях от порта Турку. Маршрут регаты включал две путевые точки, которые участники регаты оставили по левому борту, пройдя между островами Готланд и Эланд. До порта Клайпеда (Литва) гонщики преодолели более 340 морских миль.
На старт вышли 70 участников, из них 18 больших парусников класса "А". Российская группа участников оказалась самой многочисленной, в нее вошли два самых крупных учебных парусника "Седов" и "Крузенштерн", а также фрегаты "Мир" и "Штандарт".
Клайпеда порадовала экипажи судов спортивными и культурными развлечениями. Из морской столицы Литвы парусный флот взял курс на польский порт Щецин. Протяжённость дистанции составила около 250 морских миль.
Старт состоялся в солнечную погоду 1 августа в 17 ч. у Куршской косы, однако в ходе соревнований погода внесла существенные коррективы в исходные данные. После трех дней хода под парусами по Центральной Балтике, множества дневных и ночных парусных авралов и лавировок, сильного встречного западного ветра, 3 августа, в 13.00 местного времени (10.00 UTC), дирекция соревнований приняла решение о прекращении гонки. Призовые места между участниками распределили по позициям парусников на время окончания регаты и объявили в польском Щецине. За достижения в соревнованиях между экипажами судов в Щецине спортсмены "Крузенштерна" были удостоены главного приза.
По итогам парусной регаты "Крузенштерн" занял 12 место в классе "А" и 32 место по флоту. Результаты "Седова" - 15-е место в классе "А" и 50-е место в общем зачёте.
В Щецине и Ростоке руководство КГТУ провело переговоры по вопросам участия парусников в европейских морских фестивалях и сотрудничеству с учебными заведениями Польши и Германии. Оба парусника были почетными гостями морского фестиваля в Ростоке "Hansa Sail 2017" - "Ганзейские паруса".
Вчера, 13 июля, поздно вечером парусники "Крузенштерн" и сегодня, 14 июля, утром "Седов" вышли из Ростока и взяли курс к родным берегам. Для "Седова" 17 августа навигация 2017 года с окончанием текущего рейса будет завершена. Торжественное построение экипажа и практикантского состава состоится в 19 ч в Балтийске, у причала № 2.
А 18-го августа торжественное построение возвестит об официальном окончании второго учебного рейса на барке "Крузенштерн". Церемония пройдет в Калининградском морском рыбном порту, на причале № 18, в 14 ч. Как всегда, на ней смогут присутствовать родные и близкие курсантов и членов экипажа. Вход на территорию порта строго по паспортам, детям – по свидетельствам о рождении. Стоянка в родном городе будет недолгой. Уже 21 августа на "Крузенштерне" в стройные шеренги построят новый курсантский состав. Начало церемонии, приуроченной к началу третьего рейса навигации этого года, назначено на 18 ч.
22 августа утренней проводкой по Калининградскому морскому судоходному каналу "Крузенштерн" уйдет в заключительный в этом году рейс 3/124.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+