Рынок фрахта в ноябре и в прямом, и в переносном смысле слова зависел от погоды. Значительное влияние на него оказывали как традиционные погодные явления этого времени года – сильные ветра в Азовском море, а также появление льда на реке и введение ледовых ограничений в портах, так и различные прогнозы и ожидания перемен со стороны участников рынка.
Азово-Черноморский регион
Фрахтовый рынок Азово-Черноморского региона практически весь ноябрь "ждал у моря погоды". Сначала в прямом смысле этого фразеологизма в Таганрогском заливе задули сильные сгонные ветра, что привело к критическому падению уровня воды в АДМК, а также портах Ростов и Азов. Из-за низкого уровня воды было принято решение ограничить движение судов, что вызвало проблемы с отгрузками и отходом уже погруженных теплоходов в рейс. К 47-й неделе около 80 судов, в том числе и те, которые шли в балласте под погрузку, застряли в районе Ростова или на подходе к нему. Ситуация разрешилась ближе к началу 48-й недели: ветра ослабли, уровень воды поднялся и позволил теплоходам подойти к причалам.
Большое скопление тоннажа в споте в Азовском море не привело к каким-либо ощутимым колебаниям ставок, которые практически весь месяц держались на уровне $21-23 за тонну пшеницы на базисе Ростов – Мармара. Отчасти это объясняется низкой активностью трейдеров, которых отпугнула высокая цена на российскую пшеницу на внутреннем рынке. Весь ноябрь они демонстрировали свое несогласие с рыночной ценой и надеялись на ее снижение. Их ожидания в итоге не оправдались, в результате экспорт зерна из России за девять месяцев 2019 года упал на 30% к этому же периоду прошлого года, проиграв конкуренцию украинской пшенице. Существенная доля этих потерь пришлась на привычные российские рынки сбыта Турцию и Египет, зерно для которых традиционно отгружалось из портов Азовского моря. Основной поток остального российского экспорта пшеницы шел из глубоководного Новороссийска большими партиями, оставив зерновые терминалы Азова недозагруженными.
К концу месяца природа взяла свое и 26 ноября в Азовском море были введены ледовые ограничения. И, хотя позже они были отменены по результатам потепления, тем не менее с 11 декабря в портах Азова вводится ледовый сбор в размере около $1000 на 3000-тонное судно. Судовладельцы будут стараться переложить эти расходы на Фрахтователей, добавляя данную сумму к ставке при заключении договора.
Закрытие навигации на реке
На фоне стагнации Азовского рынка, ставки фрахта с речных портов в ноябре демонстрировали стабильно высокий курс, обусловленный опять же погодными условиями – реки постепенно покрывались льдом, а предложение грузов превышало количество теплоходов, которые судовладельцы готовы были отправить в реку, рискуя застрять там на зиму.
В середине месяца последние суда с пшеницей уходили из района Самары в Иран по $66 за тонну и, начиная с 47-й недели, открытым остался только порт Волгограда, откуда еще можно было отвезти зерно в Иран по $56 за тонну. Ожидается, что работа Волгоградского шлюза из-за высоких среднесуточных температур в регионе будет продлена до 10 декабря, но функционировать он будет в коммерческом режиме. Сутки проводки судов будут обходиться в 150 тыс. рублей, которые будут делиться между теплоходами, проходящими шлюзование. До середины декабря будет сохраняться устойчивый спрос на теплоходы с Камышина и Николаевского, где маржинальность бизнеса позволяет отправителям компенсировать коммерческую работу шлюза.
Каспийский регион
Ставки в иранские порты Каспийского моря оставались высокими весь месяц, испытывая небольшие колебания на фоне различных слухов и событий. В начале месяца их подхлестнула информация о подписании между Россией и Ираном меморандума о поставках пшеницы по государственным контрактам. В середине ноября в Иране начались беспорядки, сказавшиеся на ритмичности работы портов и потянувшие ставки вниз. Однако быстрая нейтрализация иранской властью недовольных ее действиями и восстановление порядка в стране, вернули ставки на прежний уровень. Не потянуло их вниз и ужесточение мер весового контроля на въезде в Астрахань. Со стороны Ирана наблюдается устойчивый спрос, формирующий большое количество предложений груза из Астрахани, Махачкалы и Актау. К концу месяца судовладельцы перехватили инициативу на Каспийском фрахтовом рынке, и ставки из Астрахани вновь подтянулись к $40.
Прогноз
Каспийский регион в декабре в целом будет повторять историю ноября. Рынок находится в позитивном настроении, грузов хватает, при этом ощущается определенная нехватка судов. В итоге следует ожидать поступательного движения ставок вверх на $1-2 в неделю.
Рынок Азовского региона будет формироваться двумя снижающимися тенденциями. С одной стороны из портов Азова будет уходить груз, с другой – часть теплоходов также уйдет из региона. Тот объем зерновых, который не успели вывезти с реки до завершения навигации, в большей части будет вывозиться из глубоководного Новороссийска и его поток минует порты Азова. Уже известно, что государственное агентство Египта GASC на тендерах 14 ноября и 4 декабря закупило соответственно 345 тыс. тонн и 295 тыс. тонн российской пшеницы. Поставки по обоим тендерам должны завершиться до конца января 2020 года и по большей части также будут осуществляться из Новороссийска большими партиями. Тем не менее, часть этого объема все равно будет отгружено из портов Азова, где уже введены ледовые ограничения. Наличие льда в акватории Азовского моря снизит предложение судов, однако это компенсируется более полной загрузкой оставшихся. В итоге мы ожидаем в Азовском регионе рост ставок в декабре на уровне $1 в неделю.