реклама

У позорного… погранстолба

2 2357 7 мин
Нарочно не придумаешь: в адрес Ренийского порта то и дело из Киева шлют депеши: из министерств иностранных дел и транспорта, из Государственной морской и речной администрация, из флотинспекции и других центральных ведомств. Содержащиеся в них вопросы ставят в тупик, ибо разговор идет «под дурачка». Спрашивают, например, это что же вы там натворили такое, что у нас под носом появился молдавский в Джурджулештах, и почему не принято никаких мер? Такое впечатление, будто это портовики распорядились частью территории страны, подарив ее Молдове…
В начале ноября текущего года состоялся официальный визит секретаря СНБОУ Раисы Богатыревой в Молдову. По словам Президента Виктора Ющенко, задачей этих переговоров было продолжение двусторонних консультаций «с целью окончательного урегулирования вопросов взаимного признания прав собственности и договорно-правового оформления украинско-молдавской государственной границы».
В частности, в ходе визита рассматривался вопрос о передаче Украине участка автотрассы Одесса-Рени в районе молдавского села Паланка. Однако Молдова попросила взамен выделить ей несколько гектаров водной поверхности реки Дунай для расширения возможностей Джурджулештского портового комплекса.
Мы неоднократно писали на эту тему, поэтому повторяться не будем. Сегодня акцентируем внимание на более приземленных вещах, тем более что политики с высоты своего Олимпа зачастую просто не замечают их. Между тем, некоторые аспекты украинско-молдавского взаимодействия в районе Джурджулешт приобрели прямо-таки постыдный характер. Как нетрудно догадаться, постыдный именно для нашей страны.
Они изволили «проснуться»
— Я не политик, я — специалист-транспортник, но даже со своей «колокольни» понимаю, что обмен украинского участка дунайского побережья на молдавский отрезок автодороги Одесса-Рени в районе Паланки был совершенно неравноценным, — говорит исполняющий обязанности капитана порта Рени Иван Максимов. — И дело даже не в том, что Молдова за эти годы так и не выполнила своих обязательств по обмену. Для Украины, по большому счету, эта сделка в любом случае — большая глупость. Если бы тогдашнее руководство нашей страны действительно исходило из национальных интересов, оно либо вообще отказалось бы от такого обмена, либо обменяло выход к Дунаю на тот участок Молдавской железной дороги, по которому грузы поступают в Ренийский порт. Второй вариант стал бы гораздо более выгодным и для нашего порта, и для Придунавья в целом (напомню: именно лишний железнодорожный транзит по территории Молдовы является одной из главных причин упадка Ренийского порта). Таким образом, этот больной вопрос давно уже можно было решить за счет взаимовыгодного обмена с Молдовой. Однако украинская территориальная уступка привела к тому, что мы не решили старую проблему и создали новую, не менее острую.
Самое интересное, что за период строительства Джурджулештского порта (с 1997 года и по сегодняшний день) высшие органы власти Украины практически не замечали этой проблемы. Стыдно сказать: чиновники министерского уровня плохо представляли себе, что такое Джурджулешты, и «с чем их едят». А когда Молдова построила в устье Прута целый транспортный комплекс и заявила на весь мир, что она стала морской державой, украинские ведомства вдруг «проснулись»! В нынешнем году в порт Рени буквально посыпались всевозможные запросы и письма из Киева: Министерство иностранных дел, Министерство транспорта, Государственная морская и речная администрация, Госфлотинспекция и другие украинские ведомства стали требовать от нас разъяснений в духе «что у вас там происходит, и что с этим делать?»
Я завел целую папку для всей этой бумажной активности. И теперь капитания порта Рени вынуждена докладывать руководству страны, как могло получиться, что сухопутная Молдова «вдруг» вклинилась в украинскую транспортную систему в Дунайско-Черноморском бассейне! Например, мне лично звонил чиновник из МИДа с предложением проводить мониторинг судоходства и грузопотоков в акватории Джурджулештского порта, а в письме Государственной морской и речной администрации Украины от 30 июня 2009 года №250—02/09 2/38‑09 в адрес УДП и Ренийского порта изложено требование «предоставлять информацию о нарушениях молдавской стороной правил безопасности судоходства». Еще раз подчеркну: подобные запросы из столицы появились лишь в текущем году. Вопрос: где эти господа были раньше?
«Веселая» история с молдавской акваторией
— Мы, конечно, вынуждены реагировать на любопытство «высокого начальства», — продолжает Максимов, — но тут возникают объективные препятствия. Каким образом капитания порта Рени может проводить мониторинг в акватории другого государства? Вроде бы и не может, и не должна. Но, как оказалось, формально все не совсем так. Пытаясь разобраться в этом вопросе, капитания направила командованию Измаильского погранотряда письмо от 9 июня 2009 года №29/8‑28 с просьбой разъяснить, цитирую, «прошла ли демаркация украинско-молдавской границы и установлена ли официально граница в этом месте?». На это Измаильский погранотряд в своем ответе от 25 июня 2009 года №42/4425 сообщил нам следующее: «Государственная граница в стыке границ Украины, Молдовы и Румынии делимитирована, но демаркация данного участка границы не проведена. За более детальной информацией предлагаем обратиться к совместной украинско-молдавской демаркационной комиссии». Иными словами, нас вежливо послали подальше…
Тем не менее, в Рени приезжал начальник Госфлотинспекции Щепцов и требовал от капитана порта показать, где тот самый пограничный столб, от которого надо «плясать» при разграничении акваторий Украины и Молдовы. Но что мы могли показать, если демаркация границы еще не закончена?! Можно лишь сказать, что фактически акватория Джурджулештского порта расположена между устьем Прута и 72‑ой милей Дуная. В то же время, что интересно, в зону ответственности капитании порта Рени входит не только участок реки у причальной линии, но и отрезок Дуная от 116‑го километра (чуть ниже мыса Измаильский Чатал) до устья Прута. То есть, с формальной точки зрения в эту зону по сей день входит и акватория порта Джурджулешты — водная территория другого государства! И если там что-то случится, то, по действующим правилам, разбираться должна капитания Ренийского порта.
Когда мы поняли, что эту парадоксальную ситуацию урегулировать кроме нас некому, мы решили проявить инициативу. Я добился встречи с капитаном Джурджулештского порта Петром Кодряну — в надежде на то, что в ходе переговоров мы сможем конструктивно решить проблемные вопросы. Однако эта встреча глубоко разочаровала меня. Я надеялся на конкретный разговор двух профессионалов, но оказалось, что мой молдавский коллега — не моряк. Хуже того: он просто не понимал, в чем заключается предмет беседы. Кодряну заявил, что молдавские власти уже определили свою акваторию и даже приняли по этому поводу соответствующее постановление, однако названные документы он мне так и не показал. Соответственно, я не получил ответ на вопрос, согласованы ли молдавские директивы с украинской стороной. Что еще удивило? Как только я переводил переговоры в сугубо профессиональное русло, капитан порта Джурджулешты начинал сетовать на то, что «сильная и богатая Украина обижает маленькую и бедную Молдову». Мне не удалось узнать даже, есть ли у них якорная стоянка.
Необходимо добавить, что на встрече присутствовал и начальник Джурджулештского порта. Он внимательно слушал наш разговор, но не проронил ни слова. Я не уверен даже, был ли это в действительности начальник — документов он не показал… В результате начальник порта Рени Сергей Строя направил в Государственную морскую и речную администрацию Украины письмо с просьбой изменить зону ответственности нашей капитании, исключив из нее молдавскую акваторию Дуная.
Можно получить «Титаник» местного масштаба
Сегодня молдавский порт перерабатывает не только нефтепродукты. Так называемые «скотовозы», которые еще в прошлом году заходили в порт Рени, сегодня обрабатываются в Джурджулештах. Наращивают молдавские портовики и объемы перевалки зерна, в том числе, опять же, «переманивая» его из Рени. При этом безопасность судоходства в молдавской акватории остается на самом низком уровне. Об этом свидетельствует целый ряд фактов. Например, зафиксирован случай, когда судно с зерном село на мель в устье Прута (зерно считается опасным грузом: оно может резко смещаться с одного борта на другой и нарушать тем самым положение судна на воде). В Джурджулештах именно так и произошло: молдаване пытались снять транспорт с мели и едва не опрокинули его.
Но самый вопиющий инцидент произошел с пассажирским судном «Принцесса Елена» (145 мест), которое 17 марта т. г. начало курсировать по регулярной линии Джурджулешты-Стамбул-Джурджулешты. Дело было так. Из румынского порта Галац вниз по течению Дуная шло морское грузовое судно, а в этот момент из устья Прута выходила «Принцесса Елена». Следует пояснить, что в данной точке Прут и Дунай разделены островом, который, разумеется, не позволяет судам видеть друг друга. Специально для подобных случаев существует международная система оповещения, однако молдавская сторона никого не известила о движении своего судна. К счастью, румынские лоцманы своевременно отреагировали на возникшую опасность. В противном случае произошло бы столкновение, и не исключено, что в итоге Молдова и Румыния получили бы «Титаник» дунайского масштаба…
По словам И. Максимова, в таком «стиле» порт Джурджулешты работает постоянно. Подошло судно — «свистнули» лоцмана из Рени, завтра — лоцмана из Измаила, послезавтра — из Галаца. К тому же, молдавская сторона практически не выходит в эфир по тем каналам связи, которые действуют для обеспечения безопасности навигации. Это 73‑й канал Ренийского ПРДС и 16‑й канал международной безопасности судоходства на Дунае. За последнее время ренийские портовики лишь один раз (!) слышали в эфире голос должностного лица Джурджулешт. И это при том, что все участники навигации обязаны докладывать друг другу о любых перемещениях судов, включая информацию о видах груза, скорости движения и т. д.
* * *
Пятнадцать лет назад, когда уже стало понятно, что объемы грузопотоков в Ренийском порту падают до критического уровня, украинская сторона предложила Молдове взять в аренду причалы первого грузового района порта на 90 лет. Эту идею поддержал тогдашний премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко. В то время соседняя республика даже мечтать не могла о статусе морской державы, поэтому инициатива Украины казалась действительно взаимовыгодной. Одновременно рассматривалась возможность использования мощностей Ренийской нефтебазы для снабжения Молдовы нефтепродуктами водным транспортом. Как выразился тогдашний начальник порта Валерий Вертинский, «Рени может стать самым молдавским портом». В этом случае сопредельному государству не понадобилось бы строить собственные транспортные мощности в устье Прута. К чему мы об этом вспоминаем? Да к тому, что все могло произойти совсем по-другому — с умом. И для этого были абсолютно реальные осязаемые возможности. Но молдаване отказались. По всей видимости, у них (или у западных инвесторов, пришедших в Молдову) уже был более хитроумный и эффективный план.
Судя по всему, именно так и было. Ведь дальше случилось неожиданное и необъяснимое: Украина с легкостью отдала Молдове участок драгоценного дунайского берега, на котором соседняя республика успешно построила портовый комплекс в ущерб экономическим и геополитическим интересам своих «благодетелей».
Аппетит, как известно, приходит во время еды, и теперь «морская держава в степях Украины» просит еще кусочек нашей территории. Видимо, не без оснований надеясь на то, что украинская тупость пределов и границ не знает. В том числе, государственных.
Андрей Потылико
Час Пик, Украина



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Жижин Ниолай, 17.01.2010, 20:27Ну.. О предприимчивости молдован ходят легенды. Добавить нечего.
-0+
#Alex, 17.01.2011, 07:11Украинская пропаганда смешна.
Свежие новости
Карьера в Волжском пароходстве: "Я на связи с экипажами 24/7"
09:21 / судоходство