После того как Тюменский судостроительный завод был приобретен Группой компаний «Интегра» и стал структурным подразделением ЗАО «Уралмаш-буровое оборудование», почти умирающее предприятие стало одной из опорных точек экономики Тюменской области.
Времена разрухи закончились
Судостроительный завод – одно из старейших предприятий области – недавно он отпраздновал свое 80-летие. В его славном прошлом и выпуск боеголовок для ракет, и сборка торпедных катеров, и работа с мирной продукцией: речные катера, лодки, танкеры. Несмотря на то, что завод по-прежнему называется судостроительным, профильную продукцию здесь не выпускают с середины 90-х гг. Сегодня работники завода вспоминают недавнее прошлое как время глубокой повсеместной разрухи: после 1991 года «оборонка закончилась», и судостроение стало невостребованным. В августе 2006 года завод был приобретен Группой компаний «Интегра» и стал филиалом ЗАО «Уралмаш-буровое оборудование», перепрофилировавшись на производство металлоконструкций для буровых установок. В течение 2006–2009 годов в восстановление завода ГК «Интегра» инвестировала около 500 млн. рублей, которые были направлены на возрождение инфраструктуры предприятия.
Как рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru» управляющий директор Сергей Лузгин, восстановление потребовало больших усилий, учитывая плачевное состояние завода в 2006 году, когда его приобрела Интегра. «В то время я приезжал сюда: территория была запущена, везде страшное запустение. Рабочих – всего 114 человек. Первое, что тогда сделали – расплатились с долгами по зарплате. Появились дополнительные рабочие места, стали своевременно выплачивать заработную плату. С августа 2006 года количество рабочих завода возросло кратно», – рассказал Сергей Лузгин.
Отметим, что в настоящее время на заводе работает свыше 700 человек. В последние годы предприятие возродило подготовку собственных специалистов. Сейчас, по данным предприятия, больше 50 % работников – это молодые люди, чей возраст не превышает 35 лет. «У нас трудятся выпускники Тюменского государственного нефтегазового университета. Ключевые посты занимают люди в возрасте от 25 до 35 лет», – отметил управляющий директор завода.
Средняя зарплата на Тюменском судостроительном заводе – порядка 30 тыс. рублей, в то время как в целом по Тюменской области этот показатель составляет 20 тыс. рублей.
Сами рабочие отмечают динамичное развитие завода. «Я думаю, что завод встанет на ноги: взамен старых цехов непременно построим новые, предусмотренные планом технического перевооружения. Проблемы, конечно, есть, и еще будут, но завод развивается, есть четкие планы на будущее, уверенность в завтрашнем дне. На заводе производятся металлоконструкции для буровых установок: вышки, направляющие, рамы, лонжероны, модули циркуляционных систем, межмодульные конструкции», – рассказал «УралПолит.Ru» один из старейших работников предприятия Виталий Замураев.
Прошлое, настоящее, будущее
Сейчас новый менеджмент завода активно модернизирует производство в цехах и обустройство 47 га территории предприятия. «Мы больше вложились в производство, по благоустройству цехов сделали только самое необходимое. Но и до них очередь дойдет. Еще три года назад на экскурсию по цехам никто бы не отважился. Показывать было совершенно нечего, – рассказал управляющий директор Сергей Лузгин. – В короткие сроки было восстановлено подъемное оборудование, компрессорные установки. Сегодня парк подъемных механизмов является уникальным. Козловые краны отремонтированы и участвуют в производственном процессе. Увеличивается машинный парк завода. Построены новые арочники».
По оценке самого директора, сейчас завод стабильно функционирует. В составе завода работают три типа лабораторий: химическая, измерительная и лаборатория разрушающих методов контроля: «Закуплено новое оборудование, оборудованы сборочный и сварочный цеха».
На сегодняшний день завод может выпускать до 12 циркуляционных систем в год. Отметим, одна такая система весит 250 тонн плюс дорогостоящее оборудование для очистки буровых растворов. Первая система очистки была собрана в Тюмени в прошлом году. «До настоящего времени циркуляционные системы такого класса выпускались только в Волгограде», – отметил Сергей Лузгин. В перспективных планах Тюменского судостроительного завода – выпуск сложных металлоконструкций.
«Катюша» нефтегаза
Дальнейшее развитие предприятия тесно связано с ростом производства металлоконструкций для буровых вышек. В настоящее время завод работает над заказом Роснефти. По мнению директора судостроительного завода, российские заказчики по достоинству оценили продукцию Интегры: «Мы тщательно изучаем технические требования заказчика. У нас гибкая ценовая политика, – делится Сергей Лузгин. – Замена импортных комплектующих отечественными аналогами существенно снижает расходы. Мы и сейчас работаем над оптимизацией цен. Наши заказчики сегодня сокращают инвестиции в новое буровое оборудование в связи с колебаниями цен на нефть. Мы это учитываем, сокращаем затраты и оптимизируем бизнес-процессы».
Рассказывая о поставленной для нужд ОАО «Газпром» буровой установке «Екатерина», для которой на Тюменском судостроительном заводе была изготовлена часть металлоконструкций, Сергей Лузгин пояснил, что эта буровая установка оснащена цементировочным комплексом, разработанным специалистами предприятия ООО «Стромнефтемаш», г. Кострома, которое также входит в состав ГК «Интегра». Это позволяет производить цементирование скважины без дополнительных затрат на доставку и подключение цементировочных агрегатов. «В отличие от зарубежных аналогов, которые имеют четырехступенчатую систему очистки, у циркуляционной системы «Екатерины» с обогреваемыми паром емкостями бурового раствора – пять ступеней очистки. А также в укрытиях блока циркуляционной системы «Екатерины» имеются окна для более комфортной работы обслуживающего персонала, над блоком очистки имеется вытяжная вентиляция».
Было бы неправильно говорить о «процветании» и небывалых успехах. Тяжело сейчас всем. И выбирать особенно не из чего: либо горевать, жаловаться, надеяться на помощь, которая, может быть, когда-нибудь и придет, либо выбрать другой путь, который гораздо сложнее: экономия, снижение затрат, поиск резервов и правильных решений, напряженная работа.
На Тюменском судостроительном заводе выбрали второй вариант.
Как рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru» управляющий директор Сергей Лузгин, восстановление потребовало больших усилий, учитывая плачевное состояние завода в 2006 году, когда его приобрела Интегра. «В то время я приезжал сюда: территория была запущена, везде страшное запустение. Рабочих – всего 114 человек. Первое, что тогда сделали – расплатились с долгами по зарплате. Появились дополнительные рабочие места, стали своевременно выплачивать заработную плату. С августа 2006 года количество рабочих завода возросло кратно», – рассказал Сергей Лузгин.
Отметим, что в настоящее время на заводе работает свыше 700 человек. В последние годы предприятие возродило подготовку собственных специалистов. Сейчас, по данным предприятия, больше 50 % работников – это молодые люди, чей возраст не превышает 35 лет. «У нас трудятся выпускники Тюменского государственного нефтегазового университета. Ключевые посты занимают люди в возрасте от 25 до 35 лет», – отметил управляющий директор завода.
Средняя зарплата на Тюменском судостроительном заводе – порядка 30 тыс. рублей, в то время как в целом по Тюменской области этот показатель составляет 20 тыс. рублей.
Сами рабочие отмечают динамичное развитие завода. «Я думаю, что завод встанет на ноги: взамен старых цехов непременно построим новые, предусмотренные планом технического перевооружения. Проблемы, конечно, есть, и еще будут, но завод развивается, есть четкие планы на будущее, уверенность в завтрашнем дне. На заводе производятся металлоконструкции для буровых установок: вышки, направляющие, рамы, лонжероны, модули циркуляционных систем, межмодульные конструкции», – рассказал «УралПолит.Ru» один из старейших работников предприятия Виталий Замураев.
Прошлое, настоящее, будущее
Сейчас новый менеджмент завода активно модернизирует производство в цехах и обустройство 47 га территории предприятия. «Мы больше вложились в производство, по благоустройству цехов сделали только самое необходимое. Но и до них очередь дойдет. Еще три года назад на экскурсию по цехам никто бы не отважился. Показывать было совершенно нечего, – рассказал управляющий директор Сергей Лузгин. – В короткие сроки было восстановлено подъемное оборудование, компрессорные установки. Сегодня парк подъемных механизмов является уникальным. Козловые краны отремонтированы и участвуют в производственном процессе. Увеличивается машинный парк завода. Построены новые арочники».
По оценке самого директора, сейчас завод стабильно функционирует. В составе завода работают три типа лабораторий: химическая, измерительная и лаборатория разрушающих методов контроля: «Закуплено новое оборудование, оборудованы сборочный и сварочный цеха».
На сегодняшний день завод может выпускать до 12 циркуляционных систем в год. Отметим, одна такая система весит 250 тонн плюс дорогостоящее оборудование для очистки буровых растворов. Первая система очистки была собрана в Тюмени в прошлом году. «До настоящего времени циркуляционные системы такого класса выпускались только в Волгограде», – отметил Сергей Лузгин. В перспективных планах Тюменского судостроительного завода – выпуск сложных металлоконструкций.
«Катюша» нефтегаза
Дальнейшее развитие предприятия тесно связано с ростом производства металлоконструкций для буровых вышек. В настоящее время завод работает над заказом Роснефти. По мнению директора судостроительного завода, российские заказчики по достоинству оценили продукцию Интегры: «Мы тщательно изучаем технические требования заказчика. У нас гибкая ценовая политика, – делится Сергей Лузгин. – Замена импортных комплектующих отечественными аналогами существенно снижает расходы. Мы и сейчас работаем над оптимизацией цен. Наши заказчики сегодня сокращают инвестиции в новое буровое оборудование в связи с колебаниями цен на нефть. Мы это учитываем, сокращаем затраты и оптимизируем бизнес-процессы».
Рассказывая о поставленной для нужд ОАО «Газпром» буровой установке «Екатерина», для которой на Тюменском судостроительном заводе была изготовлена часть металлоконструкций, Сергей Лузгин пояснил, что эта буровая установка оснащена цементировочным комплексом, разработанным специалистами предприятия ООО «Стромнефтемаш», г. Кострома, которое также входит в состав ГК «Интегра». Это позволяет производить цементирование скважины без дополнительных затрат на доставку и подключение цементировочных агрегатов. «В отличие от зарубежных аналогов, которые имеют четырехступенчатую систему очистки, у циркуляционной системы «Екатерины» с обогреваемыми паром емкостями бурового раствора – пять ступеней очистки. А также в укрытиях блока циркуляционной системы «Екатерины» имеются окна для более комфортной работы обслуживающего персонала, над блоком очистки имеется вытяжная вентиляция».
Было бы неправильно говорить о «процветании» и небывалых успехах. Тяжело сейчас всем. И выбирать особенно не из чего: либо горевать, жаловаться, надеяться на помощь, которая, может быть, когда-нибудь и придет, либо выбрать другой путь, который гораздо сложнее: экономия, снижение затрат, поиск резервов и правильных решений, напряженная работа.
На Тюменском судостроительном заводе выбрали второй вариант.