Тяговые аккумуляторы являются источниками постоянного тока, но способны довольно продолжительное время поддерживать необходимую мощность (современные образцы могут работать до 12 часов подряд). Именно это отличает их от стартерных и прочих АКБ. Применяются тяговые аккумуляторы не столь широко, и область их использования ограничивается, как правило, электрокарами (подъемниками, моющими машинами, шахтными электровозами и т.д.). По техническому исполнению их разделяют на кислотные и щелочные.
Щелочные тяговые аккумуляторы применяются на погрузчиках, произведенных еще во времена Советского Союза, и имеют очень короткий срок службы (до 500 циклов зарядки – разрядки).
Практически все тяговые щелочные аккумуляторы построены на основе никеля – железной "начинки", заполненной электролитом, вследствие чего их и называют ТНЖ (тяговые никель-железные). В качестве электролита здесь выступает щелочь специального состава, благодаря которой батарея приобретает определенные электрические характеристики. В комплект поставки, как правило, входят набор элементов (т.н. банок) и перемычек. В России тремя китами, на которых держится производство щелочных аккумуляторов, являются:
-
Завод "Аккумулятор" (г. Курск);
-
ОАО "Импульс" (г. Великие Луки);
-
ЗАО "Кузбассэлемент" ( г. Ленинск-Кузнецкий).
Преимущества тяговых щелочных аккумуляторов
ТНЖ имеют ряд неоспоримых достоинств, среди которых:
-
Высокая надежность (возможна эксплуатация в холодных условиях, а хранение возможно как в заряженном состоянии, так и в разряженном);
-
Простота в обслуживании (требуется лишь контролировать уровень электролита);
-
Щелочные АКБ не боятся сильной разрядки, в отличии от кислотных;
-
Довольно длительный срок эксплуатации (до тысячи циклов заряда – разряда).
Недостатки ТНЖ
Однако не обошлось и без существенных недостатков:
-
Цена на щелочной аккумулятор гораздо выше, чем на аналогичный кислотный;
-
Стоимость зарядного устройства для таких батарей превышает стоимость зарядного устройства для кислотных аккумуляторов;
-
В процессе зарядки могут выделяться едкие пары, которые нарушают работу зарядного устройства, если оно расположено близко к заряжаемой батарее. Именно поэтому для зарядки необходимо выделять хорошо проветриваемое помещение, а расстояние между зарядным устройством и аккумулятором должно быть не менее пяти метров.