ЦНИИМФ - для "Корабел.ру"

5 5194 5 мин
После ряда критических замечаний наших авторов в адрес старейшего научного центра нашей страны в области морского флота – ЗАО «ЦНИИМФ», мы попытались поближе познакомить читателей с деятельностью этого института в настоящее время и договорились об интервью с генеральным директором, Всеволодом Ильичем Пересыпкиным.
Откровенно говоря, разговор под диктофон не очень удался, поэтому, по обоюдному согласию, решили, что на наши письменные вопросы, специалисты института также ответят письменно. Ниже публикуем то, что из этого получилось. Без купюр и комментариев.

Ответы на вопросы главного редактора Н. Ивакина
Информация о ЗАО «ЦНИИМФ».


Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота, созданный в 1929 году, является головной научной организацией Российской Федерации в области морского транспорта, занимающейся практически всеми проблемами отрасли: развитием флота и портов, проектированием судов транспортного и служебно-вспомогательного флота, технологиями перевозки грузов, экономикой морского флота, технической эксплуатацией судов и портовой перегрузочной техники, радиационной безопасностью, охраной труда, развитием арктической морской транспортной системы, ледокольным и атомным флотом, всеми вопросами обеспечения безопасности мореплавания, разработкой региональных систем управления движением судов, охраной окружающей среды, разработкой планов ликвидации разливов нефти, разработкой проектов дооборудования судов транспортного флота для обеспечения мобилизационной готовности.

Основные направления деятельности института:
1. Экономика, организация и технология работы флота и портов.
2. Развитие, экономика и экология морского транспорта.
3. Безопасность мореплавания, средства судовождения и связи.
4. Техническая эксплуатация и ремонт флота, охрана труда.
5. Перспективы развития и проектирование вспомогательного и портового флота.

Вопрос: Как на Вашей деятельности отразились перемены, произошедшие в России за последние 20 лет?

Ответ: Как и всей стране нам было не просто, но мы выжили.
Вовремя акционировались, создали стимулирующие экономические условия в институте, и за счет этого выстояли. Наши условия стимулируют как руководство, так и сотрудников активно осуществлять поиск заказов и качественно выполнять работу. В первую очередь изменилось сознание сотрудников, понимание вопроса о том, что выполнять нужно то, что требуется заказчику.

Вопрос: Изменился ли состав заказчиков Ваших работ?

Ответ: В большей степени – не изменился. Это федеральные органы исполнительной власти (Минтранс России, Федеральное агентство морского и речного транспорта и т.д.), ФГУП «Росморпорт», Администрации морских портов, морские порты и судоходные компании, различные коммерческие организации водного транспорта.

Вопрос: Насколько востребованы сегодня Ваши разработки при определении перспектив флота страны, флота отечественных морских перевозчиков?

Ответ: Весь флот сегодня условно можно разделить на две группы. Первая группа – это флот государственного назначения, с помощью которого оказываются услуги в морских портах, обеспечивается безопасность мореплавания, осуществляются аварийно-спасательные работы и т.д. Это такие суда как: ледоколы, суда аварийно-спасательного флота, буксиры и т.д. Институт активно участвует в подготовке обосновывающих материалов, определении необходимого типажа и потребного количества таких судов по годам перспективного периода. Вторая группа судов – это суда, принадлежащие коммерческим акционерным компаниям. Здесь мы также участвуем в процессе определения перспектив развития этого флота, но в меньшей степени. Например, в таких вопросах, как транспортное обеспечение вывоза углеводородов из арктических месторождений и т.д.

Вопрос: Кто сегодня является основным заказчиком, коммерческие судовладельцы или государственные структуры?

Ответ: Ответ дан выше – и те и другие.

Вопрос: Уверен, что Ваш институт принимал деятельное участие в формировании ФЦП, принятых в последние годы. А в них заложено строительство 1870 судов различного назначения. Как Вы оцениваете ход реализации этих программ?

Ответ: Да институт постоянно принимает активное участие в формировании отраслевых ФЦП. Основные мероприятия, заложенные в данных ФЦП, практически полностью выполняются, особенно это касается освоения бюджетных средств, выделенных на развитие морского и речного транспорта.
Что касается 1870 различных судов, которые озвучены для проектирования и строительства, то эта цифра несколько завышена и включает в себя общую потребность в морских, речных, рыбопромысловых, научно-исследовательских, обеспечивающих видов флота и судов технического флота.
Подпрограммой «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусмотрено проектирование и строительство 200 транспортных судов и 100 судов обеспечивающих видов флота.
В 2010 году в рамках реализации данной подпрограммы уже построены 14 транспортных судов и 9 судов обеспечивающих видов флота. В 2011 году построено 18 транспортных (морских и судов река-море плавания) и 5 судов служебно-вспомогательного флота. Разработан и утвержден технический проект линейного ледокола мощностью 25 МВт, в ближайшее время будет объявлен конкурс на строительство данного ледокола.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что новые морские суда для отечественных судоходных компаний строятся, однако не в тех масштабах, о которых Вы сказали.

Вопрос: Меня удивило, что в перечне основных заказчиков Отдела развития морского транспорта Вашего института не фигурирует ОАО «ОСК». Насколько тесно Ваш институт взаимодействует с ОАО «ОСК»? Заинтересована ли корпорация в Вашей работе?

Ответ: ОАО «ОСК» не является нашим заказчиком, никаких контактов между нашими организациями нет. У ОАО «ОСК» в системе Минпромторга России есть свои научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты.

Вопрос: В структуре Вашего института есть целый отдел, занимающийся вопросами судового комплектующего оборудования. Вместе с тем, производство в России этого оборудования переживает не лучшие времена, если не сказать - сворачивается. Какие перспективы Вы видите в этом направлении судостроения?

Ответ:
В отношении нормативных документов
ЗАО «ЦНИИМФ», являясь головной организацией по стандартизации на морском транспорте, формирует и поддерживает эталонный фонд нормативно-технической документации по направлениям деятельности морского транспорта.
На базе ЗАО «ЦНИИМФ» создан и функционирует Технический комитет по стандартизации на морском транспорте ТК-318 «Морфлот», который, кроме других, выполняет следующие основные задачи:
- участие в формировании Программ разработки национальных стандартов (ПРНС) в области стандартизации на морском транспорте;
- организация проведения экспертизы проектов национальных, межгосударственных и международных стандартов, касающихся деятельности морского транспорта и смежных с ним отраслей;
- сотрудничество с национальными техническими комитетами в смежных с морским транспортом отраслях;
- подготовка предложений по дальнейшему использованию имеющегося фонда отраслевых нормативных документов, исходя из необходимости его актуализации (переработка документов в статус национальных стандартов, СТО или отмена);
- обеспечение нормативно-технической документацией важнейших процессов производственной деятельности морского транспорта – проектирования, испытания, приемки, эксплуатации, обслуживания, ремонта, модернизации и др.;
- обеспечение максимального учета в применяемых и разрабатываемых на морском транспорте стандартах и других документах по стандартизации интересов предприятий и организаций морского транспорта и потребителей, результатов их производственной деятельности
- обеспечение соответствия, разрабатываемых для нужд морского транспорта стандартов и других документов по стандартизации, ратифицированным Российской Федерацией международным конвенциям, международным и межгосударственным стандартам, национальным техническим регламентам;
- издание и распространение перечней документов в области стандартизации на морском транспорте по всем видам его производственной деятельности.
Последняя задача реализуется ЗАО «ЦНИИМФ» ежегодным изданием документа «Перечень стандартов организаций, руководящих документов и рекомендаций, регулирующих деятельность объектов морского транспорта» Последний «Перечень» составлен на 1 февраля 2011г. Документ распространяется среди заинтересованных предприятий и организаций морского транспорта.

В отношении отечественного судового оборудования
ЗАО «ЦНИИМФ» серьезным образом обеспокоено отсутствием отечественного комплектующего оборудования. По мнению института это связано с рядом причин, основные из которых следующие:
-в связи с распадом СССР многие поставщики оборудования перешли из разряда «отечественные» в разряд «иностранные»;
-ряд предприятий прекратил выпуск судового оборудования из-за сокращения спроса внутри страны и неконкурентоспособности на внешнем рынке;
-оборудование предприятий, которые сохранили производство, не находит надлежащего применения из-за высоких цен;
-техническое обслуживание отечественного оборудования зачастую уступает сервису, предлагаемому зарубежными фирмами;
- отечественные производители десятилетиями не модернизируют свою продукцию;
-информация и реклама об отечественном оборудовании уступает рекламе об аналогичном оборудовании иностранных фирм.
Для изменения ситуации в лучшую сторону ЗАО «ЦНИИМФ» участвует в работах по ФЦП «Развитие гражданской морской техники», выполняя НИР «Разработка предложений по комплектации новых судов морского флота отечественным оборудованием».
Данная работа включает формирование состава судового оборудования, которое отсутствует или по своим характеристикам не может применяться на современных судах, анализ возможностей отечественных изготовителей освоить в производстве новое современное оборудование, взаимодействие с потенциальными отечественными изготовителями. Взаимодействие охватывает вопросы, начиная от заинтересованности изготовителя, вплоть до разработки институтом и передачи изготовителю и проектанту исходных технических требований на разработку и изготовление оборудования. В соответствии с ФЦП данная работа выполняется поэтапно и будет продолжаться в 2012 году.



Комментарии   5.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
24.10.2011, 13:43
Сейчас можно только вспоминать времена, когда разрабатывались крупные государственные программы развития морского флота и ЦНИИМФ был нужен. Сейчас появились мелкие заказчики, которым научные разработки не по карману. Кроме того, они считают, что сами такие крутые, что могут заработать ТЗ на проектирование и вырабатывать требования к судам. К таким заказчикам относится Норильский Никель. Из-за недостатка соответствующих знаний они поманились рекламой финнов создали собственный флот и заказали дорогие суда, обеспечив себе головную болью. Но они этого не понимают, как дурачок не понимает своего состояния.
-0+
#проф
24.10.2011, 19:08
Г-н Климашевский ... очередной разпальцем в небо... " слышала муха звон-да незнала где он"
Как раз Норильский Никель  был заказчиком ЦНИИМФа - в части экпертизы проекта " Енисея".. уж насколько они как судовладельцы остались довольны  это другой вопрос,(и насколько " верхнее рукководство - всмысле московское - прислушмвалось вообще к мнению мурманчан) оставим за скобками так же  то насколько заказчик остался доволен работой..(здесь можно многое сказать но не в рамках этого обсуждения)но то . что все основные переговоры проводились по адресу Ставропольская 10 - это факт..то что отзывы и заключения на проект в целом и по многим текущим вопросам писались по тому же адресу - это тоже факт.. а резу3льтат... посмотрим.. на сколько я понимаю как раз сейчас судно должно или идти в Дудинку ли вставать уже под погрузку..
Всвязи с чем предложение администрации попробовать получить интервью и мураманского филиала норникеля - что скажут о параходе..
далее...
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
26.10.2011, 15:00
Норильский Никель не послушался ЦНИИМФ и всё решил сам. Так, что насчёт пальца... можете сами его использовать по известному назначению.
-0+
#проф
26.10.2011, 20:31
Г-н Климашевский, на счет пальца я подумаю... если честно сходу - могу толь ко  абстрактное ОТЭТ.. этим пальцем.. ага...Но не важно  поясните конкретно по " Енисею" разве не ЦНИИМФ выполнял для НорНикеля работу? а? согласовывая от имени судовладельца технические решения верфи ? или что что-то не так? тогда зачем ЦНИИМФ взял деньги? если не сделали работу - то почему не вернули?
И главное что значит " непослушался" ?..Что Судовладельцу предложили постоить что-то другое - где-то в другом месте и заодно рассказали про то как это надо финансировать?
Не надо быть " голубыми воришками" - сперва брать с судовладельца деньги а потом говорить - " ой .. результат так - себе"... знаете вот я вво отличие отспецификацию этого порохода видел и в том виде в котором она было " до того как" и сейчас.. могу сказать ЦНИИМФ " выгреб" некотоые проблемы.. но немало и " промухал" и это встало судовладельцу в реальные деньги.. уже на стадии стоительства
Причем заметьте ни я ( как абстрактно вмртуальное существо) ЦНИИМФ не виню -( хотя мог бы и весьма аргументированно) ни даже судовладелец. -ну им то что винить... они же сами выбрали эксперта... будешь ругать публично -считай как та унтерофицерская вдова -сам себя высек далее...
-0+
#проф
26.10.2011, 21:08
хотел добавить
Всеволод Ильич, не принимайте все что я понаписал в укор  ЦНИИМФУ,и  ситуацию знаю, понимаю, отношусь с огромным уважением..это скорее я попросил быть аккуратнее тех кто говорит что-то незная ситуации
Свежие новости
Астраханская область становится центром строительства дноуглубительного флота - глава региона
21:30 / судостроение
рекламаПодписка 2025