Специалистами отдела судовых электроэнергетических систем ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, специализирующегося на разработке эффективных регулируемых электроприводов и преобразователей энергии, выполнена работа: "Электродвижение". Целью работы являлся поиск и разработка нетрадиционных мощных (4000 - 40000 кВт) систем электродвижения (СЭД), массогабаритные характеристики которых значительно лучше, чем у мировых аналогов.
В последние годы благодаря взрывному развитию силовой полупроводниковой техники качественно изменился подход к построению корабельной электроэнергетики, происходит активное вытеснение традиционных механических передач энергии от дизеля или турбины к гребному винту. Гребные электрические установки мощностью до 30 МВт широко внедряются как на гражданских судах, так и на военных кораблях.
Однако, наряду с огромными преимуществами современных электроприводов и систем электродвижения у них есть и недостатки, основными из которых являются большие веса и габариты и резкое обострение при их внедрении проблемы обеспечения электромагнитной совместимости на морских объектах. Опираясь на предшествующий опыт, в институте удалось получить ряд технических решений на уровне, превышающем мировой. В частности на основе принципиально новых технических решений выполнены разработки (теоретические, экспериментальные, конструкторские) главного электроэнергетического оборудования СЭД с высоким качеством электрического тока:
– гребных электрических агрегатов, вес и объем которых снижен в 2,5–3 раза;
– статических преобразователей электроэнергии СЭД, массогабаритные показатели которых снижены в 4–5 раз, при коэффициенте гармоник выходного напряжения около 4%, без применения крупногабаритных фильтров.
Подтверждением правильности новых идей являются действующие макеты и опытные образцы, на которых проводится дальнейшая работа по повышению эффективности силовых элементов электроэнергетических систем.
Выполненные теоретические и экспериментальные разработки могут стать основой для создания отечественных конкурентоспособных СЭД.
Работа выполнена в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 г.г."