В подпрограмме 11 «Развитие туризма на Дальнем Востоке», входящей в недавно принятую госпрограмму «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона», среди проектов по увеличению туристического потенциала региона, предусмотрена возможность поднятия и музеефикации затопленного фрегата «Паллада», передает ДВ-РОСС.
Фрегат был построен в 1832 году по личному указанию императора Николая I, а затоплен в бухте Постовая Императорской гавани (ныне Советская Гавань) в 1856 году по приказу военного губернатора Камчатки Василия Завойко. В то время Василий Степанович был назначен начальником морских сил, находящихся в устье реки Амур, а сам военный порт во времяф Крымской войны был переведен из Петропавловска в устье Амура.
Первый капитан «Паллады» — знаменитый русский адмирал (тогда еще капитан-лейтенант) Павел Нахимов. Сама судьба фрегата тоже необычна. Проектировался по лучшим кораблестроительным образцам, денег на постройку не жалели: корпус и обшивку делали из выдержанных лиственницы и дуба, а палубу — из тикового дерева (в ней содержится кремний). Впервые в истории судостроения установили бронзовые иллюминаторы с толстым стеклом, дно обшили красной медью.
В 1852-1855 годах «Паллада» совершила с дипломатической миссией вице-адмирала Ефима Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. В этом рейсе участвовал писатель Иван Гончаров, написавший затем цикл путевых заметок «Фрегат «Паллада».
Вернувшись в Россию, фрегат простоял зиму в Императорской гавани, а весной «швы на «Палладе» разошлись настолько, что вода в трюме доходила до жилой палубы». Боясь нападения англо-французской эскадры, фрегат решено было затопить, а мачты спилить. И вот уже 157 лет он лежит на морском дне.
Каково его состояние, цел ли он или разграблен, — не известно. Также не известно, можно ли судно, пролежавшее больше ста лет в морской воде, поднимать на возду. Да и стоимость операции немаленькая, хотя в подпрограмме на развитие туризма предусмотрено 29,2 млрд рублей.