ЗАО "СММ" - российская компания-производитель тяжелого грузоподъемного оборудования для промышленных предприятий, портов и судовых верфей, увеличило линейку выпускаемого технологического оборудования для судостроительной отрасли. Подробности – в интервью с генеральным директором ЗАО "СММ" Олегом Титберия.
- ЗАО "СММ" стала первой отечественной краностроительной компанией, которая производит и поставляет оборудование на крупнейшие предприятия судостроительной отрасли России. Напомните, какие краны положили начало реализации государственной программы импортозамещения в судостроении?
- Производственная линейка портальных монтажных кранов серии "Витязь-М" включает в себя краны грузоподъемностью от 50 до 200 тонн, с максимальным вылетом стрелы 80 метров. Один кран: "СММ-1400" грузоподъемностью 50 тонн и два крана "СММ-4500" грузоподъемностью 100 тонн успешно эксплуатируются на АО "Адмиралтейские верфи" и ООО "Балтийский завод-Судостроение" и в начале 2016 года самый большой в мире портальный монтажный кран с шарнирно-сочлененной стреловой системой "СММ-2500" грузоподъемностью 60 тонн введен в эксплуатацию на ОАО "Производственное объединение "Севмаш". Отмечу, что каждый портальный монтажный кран серии "Витязь-М" изготовлен по индивидуальному проекту и имеет оригинальные конструктивные особенности. Это современное, высокопроизводительное и качественное технологическое оборудование, по своим техническим характеристикам не имеющее аналогов не только в советском и российском, но и в европейском краностроении. Например, краны отечественного производства такого типоразмера как "СММ-4500": максимальный вылет стрелы 66 метров, грузоподъемность 100 тонн на вылете стрелы 45 метров и высота подъема 50 метров ранее в судостроительную отрасль не поставлялись. В основном на верфях работало грузоподъемное оборудование, изготовленное в Германии и Финляндии. А монтажный портальный кран с шарнирно-сочлененной стреловой системой "СММ-2500" по нашим оценкам не имеет и мировых аналогов. Его неординарность заключается как в габаритах (по верхнему габариту высота крана составляет 128 метров), так и в параметрах, которые полностью соответствуют специфике работы предприятия. В соответствии с техническим заданием заказчика максимальный вылет стрелы составляет 80 метров; грузоподъемность главного подъема на вылете стрелы 42 метра - 60 тонн, вспомогательного подъема - 16 тонн. Кроме того, конструктивные особенности крана облегчают и ускоряют процесс его монтажа и демонтажа и перемещения по мере производственной необходимости, а увеличенный до 96 колес механизм передвижения обеспечивает минимальную нагрузку на подкрановое основание.
- Как специалисты предприятий судостроительной отрасли оценивают новое технологическое оборудование?
- Портальные монтажные краны производства ЗАО "СММ" получили высокую оценку судостроителей, но у нас есть четкое понимание, что сегодня, когда превращение Северного морского пути в национальную транспортную магистраль и освоение морских месторождений углеводородов в Арктике требует создания качественно новых и не только для российского, а в ряде случаях и мирового судостроения типов судов, нельзя останавливаться на достигнутом. Накопленный специалистами компании опыт, (а за последние десять лет ЗАО "СММ" изготовило более ста единиц тяжелого грузоподъемного оборудования грузоподъемностью от 10 до 200 тонн) и наши производственно-технологические мощности позволяют постоянно расширять спектр разрабатываемого и выпускаемого оборудования. Следующим этапом стало проектирование и изготовление судовых кранов для нужд ВМФ МО РФ. Уже подготовлена проектно-конструкторская документация на изготовление трех судовых электрогидравлических кранов-манипуляторов грузоподъемностью от одной до 100 тонн, каждый из которых, из-за специфики эксплуатации, имеет эксклюзивные особенности. Например, один из кранов оснащен глубоководным механизмом подъема гака и обладает режимом динамического вертикального позиционирования груза под водой. И, если говорить о дальнейших перспективах развития, то они связаны с проектом создания высокотехнологичного грузоподъемного оборудования и в частности электрогидравлической крановой установки "С-4300" для плавучего крана грузоподъемностью 150 тонн на основном подъеме и 35 тонн на вспомогательном подъеме.
- Доля "СММ" на рынке портальных кранов России по самым скромным оценкам составляет 85% и, как мы видим, производственная линейка компании постоянно расширяется. Планирует ли ЗАО "СММ" строительство собственного предприятии?
- Считаю, что иметь собственную производственную площадку в то время, когда в стране их большая часть загружена на 30% экономически нецелесообразно. И неправильно с точки зрения государственных интересов, поскольку создание нового предприятия рядом с существующим и переманивание (вольно или невольно) оттуда специалистов, неизбежно разрушит сложившуюся социальную структуру действующего предприятия. Поэтому компания выбрала другую концепцию развития бизнеса: кооперацию с ведущими предприятиями отечественной машиностроительной отрасли и передачу им современных технологий. Соглашение о консорциуме заключено с крупнейшим российским производителем энергетического и нефтегазохимического оборудования - АО "АЭМ Технологии" и ОАО "Ижорские заводы" (входит ОАО "Объединённые машиностроительные заводы" - один из крупнейших в России промышленных холдингов в области тяжелого машиностроения). Об уровне решаемых в кооперации задач можно судить по тому, что сейчас в сферу деятельности ЗАО "СММ" за малым исключением входят все составляющие мирового краностроения.
- По какому принципу размещаются заказы и как обеспечивается контроль за процессом изготовления портальных кранов на предприятиях-партнерах компании?
- Если говорить о лидере атомного машиностроения - АО "АЭМ Технологии", то на производственных площадках предприятия: "Атоммаш" в г. Волгодонск в основном изготавливаются сверхгабаритные и крупнотоннажные составляющие портальных кранов: стреловые системы и поворотная часть. Предприятие обладает обширным парком уникального оборудования, а габариты производственных корпусов позволяет изготавливать оборудование практически любых существующих типоразмеров. В качестве примера технологических возможностей завода приведу изготовление монтажного портального крана "СММ-3800", максимальный вылет стрелы которого составляет 80 м.
Высокотехнологичным уровнем производства обладает и дочернее предприятие ОАО "Ижорские заводы" - ООО "ИЗ-КАРТЭКС" имени П.Г. Коробкова, с которым ЗАО "СММ" связывает многолетняя совместная работа. С гордостью отмечу, в том, что последние несколько лет "ИЗ-КАРТЭКС" осуществляет программу технического перевооружения производства, закупает новые, современные станки, есть и вклад ЗАО "СММ". На производственных площадях предприятия изготавливаются несущие металлоконструкции кранов серии "Аист" и "Витязь".
Контроль исполнения заданных параметров обеспечивается постоянным присутствием на заводах сюрвейеров, но помимо стандартного контроля качества, специалисты ЗАО "СММ" проводят технологическое сопровождение заказа и авторский надзор. В свою очередь, возможность скоординировать и контролировать производственный процесс на всех этапах изготовления кранов служит дополнительной гарантией изготовления машин, успешно конкурирующих с лучшими мировыми аналогами на многочисленных международных тендерах с участием ведущих зарубежных компаний - производителей тяжелого грузоподъемного оборудования.
- И нет сомнений - ЗАО "СММ" сумеет реализовать все возможности, сегодня открывающиеся перед российскими предприятиями тяжелого машиностроения благодаря государственной программе импортозамещения…
- Производственная линейка портальных монтажных кранов серии "Витязь-М" включает в себя краны грузоподъемностью от 50 до 200 тонн, с максимальным вылетом стрелы 80 метров. Один кран: "СММ-1400" грузоподъемностью 50 тонн и два крана "СММ-4500" грузоподъемностью 100 тонн успешно эксплуатируются на АО "Адмиралтейские верфи" и ООО "Балтийский завод-Судостроение" и в начале 2016 года самый большой в мире портальный монтажный кран с шарнирно-сочлененной стреловой системой "СММ-2500" грузоподъемностью 60 тонн введен в эксплуатацию на ОАО "Производственное объединение "Севмаш". Отмечу, что каждый портальный монтажный кран серии "Витязь-М" изготовлен по индивидуальному проекту и имеет оригинальные конструктивные особенности. Это современное, высокопроизводительное и качественное технологическое оборудование, по своим техническим характеристикам не имеющее аналогов не только в советском и российском, но и в европейском краностроении. Например, краны отечественного производства такого типоразмера как "СММ-4500": максимальный вылет стрелы 66 метров, грузоподъемность 100 тонн на вылете стрелы 45 метров и высота подъема 50 метров ранее в судостроительную отрасль не поставлялись. В основном на верфях работало грузоподъемное оборудование, изготовленное в Германии и Финляндии. А монтажный портальный кран с шарнирно-сочлененной стреловой системой "СММ-2500" по нашим оценкам не имеет и мировых аналогов. Его неординарность заключается как в габаритах (по верхнему габариту высота крана составляет 128 метров), так и в параметрах, которые полностью соответствуют специфике работы предприятия. В соответствии с техническим заданием заказчика максимальный вылет стрелы составляет 80 метров; грузоподъемность главного подъема на вылете стрелы 42 метра - 60 тонн, вспомогательного подъема - 16 тонн. Кроме того, конструктивные особенности крана облегчают и ускоряют процесс его монтажа и демонтажа и перемещения по мере производственной необходимости, а увеличенный до 96 колес механизм передвижения обеспечивает минимальную нагрузку на подкрановое основание.
- Как специалисты предприятий судостроительной отрасли оценивают новое технологическое оборудование?
- Портальные монтажные краны производства ЗАО "СММ" получили высокую оценку судостроителей, но у нас есть четкое понимание, что сегодня, когда превращение Северного морского пути в национальную транспортную магистраль и освоение морских месторождений углеводородов в Арктике требует создания качественно новых и не только для российского, а в ряде случаях и мирового судостроения типов судов, нельзя останавливаться на достигнутом. Накопленный специалистами компании опыт, (а за последние десять лет ЗАО "СММ" изготовило более ста единиц тяжелого грузоподъемного оборудования грузоподъемностью от 10 до 200 тонн) и наши производственно-технологические мощности позволяют постоянно расширять спектр разрабатываемого и выпускаемого оборудования. Следующим этапом стало проектирование и изготовление судовых кранов для нужд ВМФ МО РФ. Уже подготовлена проектно-конструкторская документация на изготовление трех судовых электрогидравлических кранов-манипуляторов грузоподъемностью от одной до 100 тонн, каждый из которых, из-за специфики эксплуатации, имеет эксклюзивные особенности. Например, один из кранов оснащен глубоководным механизмом подъема гака и обладает режимом динамического вертикального позиционирования груза под водой. И, если говорить о дальнейших перспективах развития, то они связаны с проектом создания высокотехнологичного грузоподъемного оборудования и в частности электрогидравлической крановой установки "С-4300" для плавучего крана грузоподъемностью 150 тонн на основном подъеме и 35 тонн на вспомогательном подъеме.
- Доля "СММ" на рынке портальных кранов России по самым скромным оценкам составляет 85% и, как мы видим, производственная линейка компании постоянно расширяется. Планирует ли ЗАО "СММ" строительство собственного предприятии?
- Считаю, что иметь собственную производственную площадку в то время, когда в стране их большая часть загружена на 30% экономически нецелесообразно. И неправильно с точки зрения государственных интересов, поскольку создание нового предприятия рядом с существующим и переманивание (вольно или невольно) оттуда специалистов, неизбежно разрушит сложившуюся социальную структуру действующего предприятия. Поэтому компания выбрала другую концепцию развития бизнеса: кооперацию с ведущими предприятиями отечественной машиностроительной отрасли и передачу им современных технологий. Соглашение о консорциуме заключено с крупнейшим российским производителем энергетического и нефтегазохимического оборудования - АО "АЭМ Технологии" и ОАО "Ижорские заводы" (входит ОАО "Объединённые машиностроительные заводы" - один из крупнейших в России промышленных холдингов в области тяжелого машиностроения). Об уровне решаемых в кооперации задач можно судить по тому, что сейчас в сферу деятельности ЗАО "СММ" за малым исключением входят все составляющие мирового краностроения.
- По какому принципу размещаются заказы и как обеспечивается контроль за процессом изготовления портальных кранов на предприятиях-партнерах компании?
- Если говорить о лидере атомного машиностроения - АО "АЭМ Технологии", то на производственных площадках предприятия: "Атоммаш" в г. Волгодонск в основном изготавливаются сверхгабаритные и крупнотоннажные составляющие портальных кранов: стреловые системы и поворотная часть. Предприятие обладает обширным парком уникального оборудования, а габариты производственных корпусов позволяет изготавливать оборудование практически любых существующих типоразмеров. В качестве примера технологических возможностей завода приведу изготовление монтажного портального крана "СММ-3800", максимальный вылет стрелы которого составляет 80 м.
Высокотехнологичным уровнем производства обладает и дочернее предприятие ОАО "Ижорские заводы" - ООО "ИЗ-КАРТЭКС" имени П.Г. Коробкова, с которым ЗАО "СММ" связывает многолетняя совместная работа. С гордостью отмечу, в том, что последние несколько лет "ИЗ-КАРТЭКС"
Контроль исполнения заданных параметров обеспечивается постоянным присутствием на заводах сюрвейеров, но помимо стандартного контроля качества, специалисты ЗАО "СММ" проводят технологическое сопровождение заказа и авторский надзор. В свою очередь, возможность скоординировать и контролировать производственный процесс на всех этапах изготовления кранов служит дополнительной гарантией изготовления машин, успешно конкурирующих с лучшими мировыми аналогами на многочисленных международных тендерах с участием ведущих зарубежных компаний - производителей тяжелого грузоподъемного оборудования.
- И нет сомнений - ЗАО "СММ" сумеет реализовать все возможности, сегодня открывающиеся перед российскими предприятиями тяжелого машиностроения благодаря государственной программе импортозамещения…
Беседовала Зотова Вероника