Наши репортажи Материалы корреспондентов портала |
Первый праздник выпускников в Ленинграде провели в 1968 году. Тогда по Неве прошла целая флотилия из "Кораблей труда", на котором плыли рабочий Кировского завода, революционный матрос, солдат Великой Отечественной войны. А сами катера символизировали идею строительства общества, основанного на свободном труде: на первом судне был изображен громадный молот, на втором серп, на третьем атом.
С 1970 года праздник приобрел более романтический оттенок повести Александра Грина "Алые паруса". Галиот "Секрет" тогда исполняла шхуна "Ленинград", судьба которой заслуживает даже не статьи, а целой книги.
Будущая шхуна "Ленинград" была построена на верфи Геброудерся в Голландии в 1912 году, как парусное рыболовое судно "СН 374", а после - "Стерна". В 1927 году парусник приобрёл новый судовладелец из Гамбурга, который переоборудовал его в универсальное грузовое судно и переименовал в "Эдельгард".
В 1936 году шхуну купил герой Первой мировой войны в Германии граф Феликс фон Люкнер (Felix Graf von Luckner). Он перестроил шхуну, изменив носовую часть, установил новый, заменив старый двухтактный двухцилиндровый двигатель роизводства "Дойче Веерке" (Deutsche Werke) мощностью 70 л. с. на 140-сильный уже четырехтактный, и переоборудовал её в комфортабельную яхту.
Шхуна получила новое имя ″Seeteufel″ – ″Морской дьявол″. Под этим названием и под командованием фон Люкнера шхуна в 1937-1939 годах совершила кругосветное плавание по маршруту: Норвегия — Панамский канал — Таити — Австралия — Индонезия — Аден — Суэцкий канал — Средиземное море — Италия — Англия. На самом деле, экипаж судна состоял из разведчиков и картографов, и основной целью путешествия был сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны.
С началом второй мировой войны шхуна числилась вспомогательным судном немецкого ВМФ. После войны шхуна по репарации была передана СССР и много лет служила учебно-парусным судном ВМФ и Нахимовского училища под именем "Ленинград".
В 2005 году, после 26-летнего перерыва праздник выпускников было решено возродить. И до 2010 года галиот "Секрет" в разное время изображали историческое судно "Штандарт", парусник "Мир", шхуна "Балтиец". В 2010 году алые паруса впервые на себя примерил шведский парусник "Tre Kronor of Stockholm".
Гордость Швеции
В 1993 г. в Стокгольме стартовал проект "Стокгольмский бриг", и за основу нового деревянного "парусника мира" был взят учебный бриг "Gladan" 1857 года.
Бриг "Gladan" несколько раз принимал участие в полярных экспедициях к Шпицбергену и Гренландии известного полярного исследователя Адольфа Эрика Норденшельда. Позже "Gladan" использовался как учебный парусник ВМС Швеции. Его служба окончилась в 1924 году, когда он затонул в военной гавани г. Карлскрона.
Это судно стало идеальной моделью для создания парусника по старинной технологии, поскольку в военных архивах нашлись подробные чертежи.
Киль "Tre Kronor of Stockholm" был заложен на верфи "Скипхолмен" (Skeppsholmen) в Стокгольме. Строилось судно на деньги благотворительных организаций и волонтеров – как теперь говорят, по схеме краудфандинга.
27 августа 2005 году судно спустили на воду, причем крестной матерью судна стала принцесса Виктория. А в свое первое плавание "гордость Швеции" отправилась в 2007 году.
Технические характеристики парусника "Tre Kronor of Stockholm":
полное водоизмещение,т | 330 |
макс. скорость под двигателем, узл. | 8 |
максимальная скорость под парусами, узл. | 17 |
длина по палубе, м | 35 |
ширина габаритная, м | 8,25 |
осадка, м | 3,25 |
высота мачт от ватерлинии, м | 29,5 |
площадь парусов, кв.м | 735 |
количество парусов, шт | 16 |
экипаж штатный, чел | 8-12 |
максимальное число людей на борту, чел | 68 |
Основными материалами для строительства судна послужили дуб, сосна, сибирская лиственница. На корпус судна пошло около 544 куб. метров дуба, а это примерно тысяча взрослых деревьев. Палуба сделана из сибирской лиственницы, мачты и реи изготовлены из сосны и лиственницы.
При этом на судно построено с учетом всех правил классификационных обществ. Например, на нем 8 водонепроницаемых отсеков, современная рулевая машина, навигационное оборудование. Для создания праздничного освещения судна используется специальный дизель-генератор.
Постоянный экипаж парусника — от 8 до 13 человек, остальные – волонтеры, курсанты или пассажиры, которые на коммерческой основе могут свободно попасть на судно. При этом требования к ним равные с практикантами.
Все члены экипажа свободно говорят по-английски, однако основная их часть – все-таки шведы, поэтому шведскую речь, особенно во время установки парусов можно услышать чаще.
Говорит Сергей Тимошков, командир-координатор брига "Tre Kronor" с российской стороны:
"Праздник состоит из нескольких основных составляющих: пиротехника, музыка, световое шоу, десятки тысяч зрителей на берегах Невы – все это вместе создает настоящую атмосферу праздника, кульминацией которого является появление парусника в пролете Троицкого моста.
В это время на борту судна идет колоссальная работа. В обычных условиях на выполнение таких, казалось бы, несложных маневров, как прохождение, поворот, швартовка нормы времени исчисляются десятками минут. У нас задача уложить все это в несколько секунд – ведь все выверено, согласовано с пиротехникой, музыкой. В прошлом году, например, мы отклонились от сценария всего на 3 секунды. Это, безусловно, верх профессионализма.
Поэтому несмотря на то, что "Tre Kronor" приходит на праздник уже шестой год подряд, экипаж проводит огромное количество тренировок".
Всем известно, что на судне второй человек после капитана это кок, а "главное место" после капитанского мостика – камбуз. Надо признаться, что вкусно и вовремя приготовленная пища – это залог хорошего настроения экипажа. Судовой кок парусника "Tre Kronor" Карл Бавнер (Karl Bavner) - энергичный молодой человек лет 25ти. Рассказывает, что один с легкостью справляется с приготовлением пищи на 20 человек команды. Система вахт на судне такая же, как и на российских парусниках 4 через 8, поэтому кормится экипаж 4-5 раз в день. Сложнее приходится, когда парусник делает коммерческие однодневные выходы, тогда к 20 членам экипажа прибавляется ещё 50 пассажиров, но Карл не жалуется, работа творческая. "Готовлю еду, смотрю в иллюминатор, а за бортом море плещется, романтика", – улыбаясь рассказывает Карл. Когда судно стоит в дома порту Карл подрабатывает в одном из местных ресторанчиков, но говорит, что на судне, конечно, интереснее.
Капитан парусника "Tre Kronor" Аллан Палмер (Allan Palmer) не менее интересная личность. Потомственный моряк, сам вот уже 20 лет ходит на парусных судах, в проекте "Tre Kronor" он участвовал с самого основания. В свободное от морской деятельности время Аллан художник-оформитель. И особая его любовь — подготовка изображений для почтовых марок (подробнее об этом можно прочитать здесь).
Все петербургские журналисты задают Аллану один и тот же вопрос об особенностях маневрирования на Неве. Задали его и мы. И как заверил опытный капитан, основная проблема на Неве – это ветер, поэтому надо координировать работу главного двигателя и парусного вооружения, и еще следить, чтобы на палубу не попали догорающие фейерверки.
А вот культурная жизнь на борту парусника не так развита. Например, что удивительно – нет традиционного шанти-хора. "Мой отец ходил на паруснике, у него на борту был шикарный шанти-хор, а вот у нас не получается, наверное, потому как большая часть экипажа – практиканты", – рассказывает Аллан.
После непродолжительной экскурсии капитан ушел по своим делам проверять паруса, высказав на прощание свои впечатления от уже шестого посещения "Алых парусов":
"Выступление для нас — это не только работа. Потому что, когда приезжаем, мы стараемся немного погулять по городу. Петербург – очень красивый город. В некотором роде мы, как артисты – даем хорошее представление и радуемся, если все вышло хорошо и зрителям понравилось".
Наблюдая за выступлением шведского коллектива с берега, мы можем сказать, что Аллану и его команде оно удалось на славу. Достаточно посмотреть на фото.
Рында парусника, "нечищенная". Год указан 1687. Происхождение и подлинность рынды неизвестна. Но как сказал капитан, это скорее всего "стилизация под старину". У нас бы все равно надраили.
Настоящие повседневные паруса парусника "Tre Kronor".
Кстати, в этом году алые паруса, которыми оснащались все парусники, принимавшие участие в празднике, впервые за 12 лет поменяли. Старые паруса передали в музей Грина в Феодосии.
Парусник оснащен главным двигателем Scania DI12M мощностью 400 л.с.
Каюта для пассажиров
Швеция – нация пива. Специальный аппарат
Олег Пономаренко (www.parusniki.info) и
Владислав Букин
[Больше фото в галерее ниже]
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |