День, когда закладывается корабль или судно, для любой верфи особенный — праздничный. Что же говорить про день, когда предприятие закладывает сразу три корабля? Событие редчайшее! Такой тройной праздник подарила себе на прошлой неделе Судостроительная фирма "Алмаз" — 24 мая начался отсчет строительства трех будущих стражей российских морских границ. В эллинге верфи прикрутили закладные доски двум пограничным сторожевым кораблям и патрульному судну ледового класса.
— Это современнейшие корабли трех основных проектов, которые строятся на нашем заводе. И это основные классы кораблей, которые в настоящее время несут службу по охране государственной границы, — заявил во время церемонии генеральный директор "Алмаза" Ильяз Мухутдинов.
По его словам, заложенные корабли оснащены по последнему слову техники, имеют высокий уровень обитаемости для личного состава, что позволяет им длительное время находиться в море.
К петербургским корабелам и гостям мероприятия обратился заместитель председателя городского Комитета по промышленной политике и инновациям Вадим Храбров:
— От имени правительства Санкт-Петербурга поздравляю вас с этим знаменательным событием. Несомненно, судостроительная фирма "Алмаз" уже давно стала символом качества и надежности, что подтверждается масштабом производства и сформированным на годы вперед портфелем заказов. Высокий профессионализм специалистов "Алмаза", а также современное оборудование позволяют производить продукцию, востребованную не только в России, но и в других странах мира, что также является объективным показателем успеха и лучшей оценкой вашей работы.
Но оставим в стороне официальные речи. Лучше скажем пару слов о том, что за корабли в этот день обзавелись новенькими сияющими закладными досками. Кстати, сразу оговоримся, что ранжирование мы производим не по степени значимости кораблей — каждый из них важен и ценен, у каждого будет своя ответственная роль в российских водах. Порядок, в котором они выстроятся ниже, выбран произвольно.
|
Закладка кораблей на "Алмазе" / "Судостроительная фирма "Алмаз", ОАО |
Безупречный сторожевик
Продолжается серия пограничных сторожевых кораблей 2 ранга проекта 22460 "Рубин", шифр "Охотник" (разработка Северного проектно-конструкторского бюро). Это десятый ПСКР данного проекта, который закладывается "Алмазом". Семь из них уже переданы заказчику — Пограничной службе ФСБ России и занимаются своим прямым предназначением — охраной государственной границы и территориального моря, а также борьбой с терроризмом и пиратством.
Десятый сторожевик проекта "Рубин" получил название "Безупречный". Интересно, что первые пять его собратьев, построенные на петербургской верфи, носили имена драгоценностей: помимо собственно "Рубина", завод сдал "Бриллиант", "Жемчуг", "Изумруд" и "Аметист". К ним примыкают еще два аналогичных корабля, которые были спущены на другом конце страны "Восточной верфью": "Сапфир" и "Коралл".
Вторая "алмазовская" пятерка обзавелась более традиционными наименованиями — "Проворный", "Преданный", "Надежный", "Бдительный" и вот теперь "Безупречный". В свою очередь, владивостокские коллеги добавят в этот список сторожевик "Дозорный", который еще строится.
Всего кораблей проекта 22460, по планам ФСБ, должно быть сдано около 30. Причем не менее 25 из них придется на долю "Алмаза". Судя по темпам, которые взяли петербургские корабелы, эта планка вполне реальна.
Характеристики "Безупречного": водоизмещение — 750 тонн, скорость хода — 26 узлов, дальность плавания при полных запасах топлива — 2700 миль, автономность — 30 суток, длина — 62,5 метра. Сторожевик оборудуют самыми современными средствами навигации и связи, на борту он будет иметь вертолет, систему автоматизации управления кораблем.
|
Закладка кораблей на "Алмазе" / Северное ПКБ |
Заказ на "Безупречный" был размещен ФСБ России 5 ноября 2014 года. Стоимость его составляет примерно 2,5 млрд рублей. Сдать корабль в эксплуатацию предполагается в декабре 2018 года.
"Светляк" со скоростью в 30 узлов
Второй номер из этой троицы — пограничный сторожевой корабль проекта 10410 "Светляк" (заводской № 313). Проект изначально разрабатывало еще в 80-е годы ЦМКБ "Алмаз". Результат получился достаточно успешным, и на воду за прошедшие годы спустили 40 таких таких кораблей. Головной корабль был построен почти 30 лет назад, в 1988 году на Владивостокском судостроительном заводе — том самом, который сейчас известен под названием "Восточная верфь". По сей день ПСКР проекта 10410 составляют костяк морских пограничных сил России.
Уже в наше время проект был сильно модернизирован с учетом возросших требований и обновившегося вооружения.
Сегодня усиленное артиллерийское вооружение и современная система управления стрельбой позволяет эффективно поражать воздушные, надводные и береговые цели. Полное водоизмещение сторожевика, заложенного на днях на "Алмазе", составляет 375 тонн, длина — 49,5 м, ширина — 9,2 м, дальность плавания — 1500 миль, скорость хода — 30 узлов, автономность — 10 суток, экипаж — 21 человек.
Корабли этого проекта строились на трех отечественных верфях — во Владивостоке, в Ярославле и на "Алмазе" в Санкт-Петербурге. "Алмаз" за прошедшие годы довел серию сторожевиков до 17 единиц. Из них 12 получила Пограничная службы ФСБ России и еще пять экземпляров отправились на экспорт — четыре во Вьетнам, один в Словению. Последний по времени ПСКР был сдан в 2015 году и сейчас находится на дежурстве в Крыму, базируется в Балаклаве.
Контракт на очередной, 18-й корабль проекта 10410 СФ "Алмаз" заключила с ФСБ в 2016 году.
|
Закладка кораблей на "Алмазе" / Северное ПКБ |
Это славное имя – "Камчатка"
Третьим кораблем, заложенным в этот день, стало патрульное судно ледового класса проекта 22120, шифр "Пурга" (заводской № 052). Судно, получившее имя "Камчатка", предназначено для охраны государственной границы, соблюдения режима экономической зоны и контроля за рыболовством.
Его проект по заказу Федеральной таможенной службы разрабатывался КБ "Петробалт". Однако таможенники от него в итоге отказались, и корабль был переориентирован под нужды пограничников. На борту смонтирована вертолетная площадка, предназначенная для вертолета Ка-226. Установленные радиолокационные средства позволяют обнаружить нарушителей на расстоянии до 40 морских миль.
Предназначен проект для холодных морей, поэтому кораблям придано ледовое усиление. Благодаря этому они способны самостоятельно ходить в разреженном однолетнем льду толщиной до 0,6 метра. Сейчас проект 22120 модернизируется конструкторским бюро ЗАО "Спецсудопроект".
Его полное водоизмещение составляет 1023 тонн, длина — 71,00 м, ширина — 10,50 м, скорость хода — 24 узла, экипаж — 16 человек, автономность — 20 суток, дальность плавания — 6000 миль.
"Алмазом" уже построено два корабля этого проекта — сданы в эксплуатацию в 2011 и 2013 гг. Оба находятся в распоряжении Сахалинского погрануправления. Куда отправится третий, официально пока неизвестно, но можно предположить, исходя из его названия.
Заказ на "Камчатку" был заключен с ФСБ в октябре 2016 года. Корабль должен быть поставлен до 31 октября 2018 года. Стоимость контракта, согласно сайту госзакупок, составляла 1,76 млрд рублей.
Материалы по теме: