Южный фрахт Обзор грузоперевозок в южных регионах от экспертов из компании "Глогос проект" |
Регион: Волго-Донской бассейн, Азовское море, Каспийское море
Тоннаж: Костеры
Азов
В ноябре фрахтовый рынок в Азовском регионе продолжил падение, однако не столь быстрыми темпами, как предполагалось ранее. Одна из причин, оказавших влияние на динамику фрахта – неблагоприятные погодные условия в Азовском и Черном морях. В течение месяца неоднократно прекращалось движение теплоходов по акваториям портов по причине сильных затяжных штормов. Из-за непогоды образовывались очереди из теплоходов на подходе и выходе из Керченского пролива, суда были вынуждены ожидать окончания непогоды и не могли начать или завершить рейсы. В сложившейся ситуации некоторые фрахтователи канцелировали теплоходы, а к моменту, когда одновременно открылось большое количество тоннажа, у трейдеров появилась возможность заключить контракты по ставкам ниже согласованных ранее. Этот фактор способствовал снижению фрахта в регионе.
В середине ноября темпы отправок пшеницы в Турцию начали расти. Турецкие импортеры совершали сделки на покупку российской пшеницы партиями от 1500 до 2000 тонн. Мукомолы таким образом минимизировали валютные риски из-за высокой волатильности лиры. Кроме того, многие турецкие Трейдеры лишились кредитной поддержки банков, а получить нужную сумму для партии в 1500 тонн зерна легче, чем на 3000. Возобновление активности в турецком направлении удержало фрахт на Азове от стремительного падения.
Другие азовские фрахтователи, традиционно работавшие с турецкими импортерами, придумали иной способ адаптации к новым реалиям на рынке. В ноябре отправители формировали совместные партии зерна (около 15 000 тонн) для отправок судами типа Handy-size с рейда порта Кавказ в азиатские страны (Вьетнам, Бангладеш), где спрос на российскую пшеницу остается высоким.
Снижение ставок на Азове в ноябре обусловлено также слабым спросом на российскую пшеницу. Цены на зерно (FOB, азовские порты) начали резко снижаться вслед за внутрироссийском рынком, где к концу месяца стоимость упала на 200-300 рублей за тонну. Фрахт при этом снижался плавно. Большая часть флота была законтрактована до наступления спотовых дат, поэтому рынок не обвалился.
Лишь накануне введения ледовых ограничений падение фрахтового рынка остановилось. Более того, ставки незначительно увеличились (в среднем на 2 USD). Это кратковременное явление объясняется небольшим количеством флота, способного совершать рейсы из Азовского бассейна в период ледовых ограничений. Как показывает практика, с каждым годом численность такого флота уменьшается, как следствие, ставки на тоннаж с ледовым классом повышаются.
Каспий
На протяжении всего ноября фрахт в Каспийском регионе увеличивался, набрав около 15 USD. С начала месяца это было вызвано приближающимся окончанием навигационного периода и высоким спросом на флот. Многие судовладельцы отказывались работать с портов Средней Волги, начиная с середины ноября, из-за начавшихся заморозков. Экспортеры, которые не успели вывезти груз с речных элеваторов, соглашались на высокие ставки, лишь бы найти подходящий тоннаж.
К середине месяца на рынке сложилось понимание по расстановке судов на время зимовки. Количество флота в Каспийском регионе на ближайшие несколько месяцев будет уступать прошлогоднему, но и груза ожидается меньше, чем в прошлом году. Учитывая текущее состояние рынка, трейдеры делают ставку на стабильность фрахта во время зимы.
Из-за нехватки тоннажа, приспособленного к проведению полной фумигации (введена в сентябре этого года), многие каспийские трейдеры вынуждены искать иные способы доставки груза в Иран. Так, например, некоторые фрахтователи фиксовали те теплоходы, на которых возможно проведение только профилактической фумигации груза. Поэтому первая дезинфекция зерна осуществляется в порту погрузки, а последующая полная – уже после выгрузки в Иране на таможенном складе. Зачастую такие рейсы оказываются для фрахтователей более выгодными, поскольку судовладельцы незерновых теплоходов готовы снижаться по ставкам.
Прогнозы
Азовские судовладельцы планируют свои позиции на декабрь таким образом, чтобы не оказаться в новогодние праздники в российских портах в период длительных выходных. Поэтому большим спросом в середине месяца будут пользоваться дальние рейсы, ставки на эти направления будут снижаться из-за повышенного предложения тоннажа.
Кроме того, стоимость фрахта будет расти и благодаря турецким импортерам. По сообщению зерновых трейдеров, турецкая сторона за полгода текущего зернового сезона закупила меньше половины необходимого объема пшеницы, поэтому в декабре повышение ставок возможно из-за большого количества запросов от турецких трейдеров.
Многие участники рынка отмечают тенденцию на пропорциональную связь между ростом курса доллара по отношению к рублю и повышением фрахта. Несмотря на то, что в ноябре рубль дешевел, падение национальной валюты лишь остановило снижение ставок. Однако, если в декабре российская валюта снова будет демонстрировать нестабильность, ставки могут снижаться.
Переход к стадии роста фрахтового рынка судовладельцы ожидают с повсеместным введением ледовых ограничений в декабре и последующим снижением количества доступного тоннажа, способного работать в таких условиях.
По мнению участников рынка, начиная с декабря, может резко сократиться объем груза, переваливаемого на рейде порта Кавказ. Многие судовладельцы уже анонсировали окончание контрактной работы своего флота и намерение работать с рынка. На этом фоне трейдеры прогнозируют, что ставки фрахта в декабре будут сохранять стабильность и даже снижаться, несмотря на введение ледовых ограничений.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |