Сегодня 1 января 2018 года, минуту назад завершился год 2017-й. "Корабел.ру" поздравляет всех, кто имеет отношение к судостроительной и судоходной отрасли, и предлагает бросить краткий взгляд назад - на главные события последних двенадцати месяцев.
Если помните, в прошлом году мы уже публиковали обзор в подобном формате. Но на всякий случай еще раз поясним, схема следующая: один месяц - одно событие. И если, скажем, на декабрь у нас пришлись конференция "Арктика: настоящее и будущее" в Петербурге, "Транспортная неделя" в Москве, закладка тральщика на Средне-Невском СЗ, первая отгрузка СПГ на борт "Кристофа де Маржери" в Сабетте и еще разные закладки и спуски танкеров или барж, то в наш календарь попадет только запись о Сабетте. При всем уважении к остальным городам и заводам.
Итак, все точки над "и" расставлены. Поехали!
Январь 2017 г.
Минувший год стал прорывным для рыбопромысловой отрасли. После принятия выстраданного закона об инвестиционных квотах (в народе - "квоты под киль") на российские верфи пролился дождь заказов. Рыбакам срочно потребовались траулеры самых разных проектов и размеров.
К этой теме мы еще вернемся, а пока отметим, что 2017 год начался довольно символично - Выборгский судостроительный завод расширил подписанный незадолго до того контракт с "Архангельским траловым флотом". 16 января стороны договорились о новом опционе, который увеличивает заказанную ранее серию судов с четырех до 8-10. Более того, строить их будут по проекту ST 118 вместо ST 116 XL. Это означает увеличение траулеров в длину с 80,4 до 86 м, а в ширину - с 15,4 до 17 м.
По такому случаю "Корабел.ру" взял интервью у генерального директора Выборгского судостроительного завода Александра Соловьева. Почитать его вы можете, нажав на ссылку.
Февраль 2017 г.
Жизнь отрасли не исчерпывается закладками, спусками и вводами в строй судов. Судостроение - сложнейший технологический процесс, в котором важны все аспекты. В том числе и такой, как подбор качественного навигационного оборудования. Здесь в признанных лидерах ходит продукция азиатских брендов - радиолокационное оборудование и "черные ящики" от южнокорейских, японских, китайских компаний. На российский рынок они приходят усилиями всем хорошо известной компании "Морская техника"
В феврале "МТ" провела четырехдневный семинар по навигационному оборудованию, на котором были представлены последние новинки от HighLander, Koden и других компаний. Корреспондент "Корабел.ру" не только побывал на этом семинаре, но и пообщался с представителями производителей. Хотите узнать подробности? Ищите их по этой ссылке.
Март 2017 г.
Больной вопрос отечественного судпрома - двигатели. В этом мы в очередной раз имели печальную возможность убедиться после 2014 года, когда забуксовало строительство фрегатов проекта 11356. Оказалось, что России срочно необходимо научиться производить продукцию, заменяющую украинские изделия от "Зори-Машпроекта", да и в принципе любых других иностранных производителей.
В марте 2017 года был сделан далеко не последний, но очень важный шаг на этом пути. Петербургский завод "Звезда" открыл редукторный комплекс, который обеспечит полный технологический цикл производства редукторов любой размерности для нужд судостроения.
Мы побывали на торжественной церемонии открытия нового участка редукторного производства завода "Звезда" и написали об этом подробный репортаж. Любопытствующие, как обычно, проходят по ссылке и читают.
Апрель 2017 г.
И сразу продолжим тему очередной победой российского двигателестроения. На этот раз отличился рыбинский завод "Сатурн", где 25 апреля был введен в эксплуатацию первый отечественный сборочно-испытательный комплекс газотурбинных двигателей и агрегатов для морских программ. Событие оказалось настолько важным, что на завод в день презентации прибыл президент страны Владимир Путин.
Новоиспеченный комплекс сразу же и проверили в деле, запустив испытания газотурбинного агрегата М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2. Эта установка предназначена для применения в составе крупнейшего в мире корабля на воздушной подушке в качестве привода ходового воздушного винта.
Пропустить такую веху в истории российской промышленности "Корабел.ру", разумеется, не мог. В Рыбинск отправился наш корреспондент, своими глазами увидевший, как президент запускает на "Сатурне" новое производство. Отчет об этой командировке вас ждет по ссылке.
Май 2017 г.
В один день заложить сразу три судна - событие не из рядовых. Не будем вспоминать советские времена, по нынешним меркам такое сегодня практически для любой верфи сродни подвигу.
24 мая такой праздник своему коллективу, заказчикам-пограничникам и просто всем неравнодушным к российскому кораблестроению устроила судостроительная фирма "Алмаз". На стапелях верфи были заложены одновременнно два пограничных сторожевых корабля и одно патрульное судно ледового класса.
Подробнее о том, как прошла церемония и что из себя представляют эти будущие стражи российских границ, вы сможете прочитать, пройдя по ссылке.
Июнь 2017 г.
Лето в России - время круизов и соответственно речной проблематики. По уже сложившейся традиции в июне представители речной отрасли съезжаются на форум "Реки России" в пос. Завидово Тверской области, чтобы там, на берегу реки Дойбица, обсудить ситуацию с отечественным судоходством.
В этот раз тоже съехались-обсудили. Поговорили о новой федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма", об экологии Волги, о строительстве пассажирского лайнера PV300, о причалах, дотациях, утилизационном гранте и многом другом.
Впрочем, не будем здесь все пересказывать. Наш корреспондент побывал на форуме и написал об этом отчет. Идем по ссылке и все читаем там.
Июль 2017 г.
Насчет июля ломать голову не пришлось. Что станет его главным событием, все и так знали очень и очень заранее - года за два до того. Это Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге. Он как раз и проводится раз в два года, напомним на всякий случай. МВМС-2017, правда, начался еще в июне, но закончился 3 июля, так что попал уже в этот месяц.
Что такое МВМС? Это новейшие корабли, контракты, соглашения и меморандумы, круглые столы, визиты высоких чинов и прочая, и прочая. Среди главных вех события - презентация морского зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-МЕ", прибытие фрегата проекта 11356 "Адмирал Макаров", соглашение между Объединенной двигателестроительной и Объединенной судостроительной корпорациями о поставках корабельных газотурбинных двигателей и агрегатов на их основе. А еще - объявление о том, что этот МВМС проводится в выставочном комплексе "Ленэкспо" в последний раз. Дальше салон будет проходить уже в Кронштадте.
У нас было море впечатлений от участия в работе салона. Часть из них ждет читателей за этой ссылкой.
Август 2017 г.
Последний месяц лета редакционному корпусу "Корабел.ру" запомнился знойной экспедицией вниз по Волге-матушке. Начав с Казани, мы закончили свое путешествие по судостроительным и судоремонтным предприятиям центральной России в самой Астрахани. И это не считая изрядного крюка в казахстанский город Уральск, который совершили ближе к концу поездки.
Побывали, кстати, на судостроительном заводе "Лотос", где строится тот самый круизер PV300, посмотрели на его корпус. Впечатления остались остались противоречивые. В Зеленодольске пообщались с гендиректором завода им. Горького Ренатом Мистаховым, полазили по судам A145, которые строятся для Объединенных Арабских Эмиратов...
Если мы начнем здесь перечислять те заводы, где побывали, никакого места не хватит. Статей по итогам этой экспедиции тоже родилось немало, их вы периодически могли видеть на сайте на протяжении всей осени. Поэтому просто вручаем вам очередную ссылку - там вас ждут размышления по итогам экспедиции "Корабел.ру" нашего главного редактора Николая Ивакина.
Сентябрь 2017 г.
"Нева", "Нева" и еще раз "Нева" - вот что такое сентябрь 2017 г. для команды "Корабел.ру". Да и, честно говоря, для львиной доли ведущих предприятий судостроительной отрасли России. Эта международная выставка, как обычно, стала "гвоздем" сезона, наряду с МВМС.
На этот раз "Корабел.ру" опробовал новый для себя формат освещения события, запустив четырехдневную онлайн-хронику. На протяжении всей "Невы" мы в регулярно обновляемом материале выкладывали снимки стендов и вип-персон, фрагменты будущих интервью, проведенных на стендах, сводки с конференций и круглых столов, проходивших в рамках "Невы".
Дадим здесь ссылку на обзор последнего, четвертого дня выставки. Дочитав его до конца, вы найдете еще три ссылки - по ним можно попасть на материалы, посвященные предыдущим трем дням.
Октябрь 2017 г.
19 октября до финального этапа дошел долгосрочный проект Средне-Невского судостроительного завода. С достроечной набережной верфи в демонстрационный рейс отправился пассажирский катамаран "Грифон" проекта 23290. Судно полностью сделано из отечественного углепластика. Для Петербурга, круизного и туристического города, наличие флота таких судов принципиально важно - недаром город столько его ждал, поднимая тему готовности катамарана едва ли не на каждой пресс-конференции, посвященной въездному туризму.
"Корабел.ру" не упустил возможности в тестовом режиме прокатиться на будущем хозяине петербургских рек. Заодно побеседовали с представителями поставщиков материалов и оборудования для катамарана - об этом в итоге написана отдельная статья. На нее и даем ссылку.
Ноябрь 2017 г.
И здесь мы снова возвращаемся к рыбопромысловой тематике. Конец октября - начало декабря стали временем "собирания камней". Многолетние споры рыбаков, судостроителей и законодателей об инвестиционных квотах наконец дали свои плоды. Постановление о них, как мы уже говорили, было подписано правительством, и именно на конец осени пришелся серьезный вал заказов траулеров на российских судостроительных заводах.
В числе обладателей серийных контрактов оказались - Выборгский СЗ, "Адмиралтейские верфи", "Северная верфь", новый заказ получил прибалтийский завод "Янтарь".
Обзор того, что было и еще будет заказано в рамках инвестиционных квот на отечественных верфях, "Корабел.ру" опубликовал в ноябре. Очередная ссылка приведет вас к нему.
Декабрь 2017 г.
Всю интригу мы убили еще в начале, когда заговорили о конференциях, закладках судов и Сабетте. Вернее, о "Кристофе де Маржери". А еще точнее, о "Ямале СПГ" и Владимире Путине. В общем, еще раз говорим очевидное - старт первой отгрузке сжиженного природного газа на уникальный танкер ледового класса из новейшего российского порта Сабетта, который дал лично президент страны, на наш взгляд, самое яркое событие месяца.
За статьей на эту тему далеко ходить не надо - она публиковалась всего полторы недели назад. Но все равно - из принципа! - дадим на нее ссылку. Там рассказывается не только о Сабетте, но и о перспективах Северного морского пути, актуальности ледокола "Лидер", амбициозных планах "Северречфлота".
А в заключение остается пожелать, чтобы следующий год был не менее насыщен яркими и важными событиями чем этот. Да, выбирать будет еще сложнее, но это куда приятнее, чем когда выбирать просто не из чего.
С наступившим Новым годом вас, друзья!
Итак, все точки над "и" расставлены. Поехали!
Январь 2017 г.
Подписание контракта ВСЗ с Архангельским траловым флотом / Корабел.ру |
Минувший год стал прорывным для рыбопромысловой отрасли. После принятия выстраданного закона об инвестиционных квотах (в народе - "квоты под киль") на российские верфи пролился дождь заказов. Рыбакам срочно потребовались траулеры самых разных проектов и размеров.
К этой теме мы еще вернемся, а пока отметим, что 2017 год начался довольно символично - Выборгский судостроительный завод расширил подписанный незадолго до того контракт с "Архангельским траловым флотом". 16 января стороны договорились о новом опционе, который увеличивает заказанную ранее серию судов с четырех до 8-10. Более того, строить их будут по проекту ST 118 вместо ST 116 XL. Это означает увеличение траулеров в длину с 80,4 до 86 м, а в ширину - с 15,4 до 17 м.
По такому случаю "Корабел.ру" взял интервью у генерального директора Выборгского судостроительного завода Александра Соловьева. Почитать его вы можете, нажав на ссылку.
Февраль 2017 г.
В конце февраля в Санкт-Петербурге прошел очередной семинар по навигационному оборудованию, организованный Группой компаний "Морская Техника" / Корабел.ру |
Жизнь отрасли не исчерпывается закладками, спусками и вводами в строй судов. Судостроение - сложнейший технологический процесс, в котором важны все аспекты. В том числе и такой, как подбор качественного навигационного оборудования. Здесь в признанных лидерах ходит продукция азиатских брендов - радиолокационное оборудование и "черные ящики" от южнокорейских, японских, китайских компаний. На российский рынок они приходят усилиями всем хорошо известной компании "Морская техника"
В феврале "МТ" провела четырехдневный семинар по навигационному оборудованию, на котором были представлены последние новинки от HighLander, Koden и других компаний. Корреспондент "Корабел.ру" не только побывал на этом семинаре, но и пообщался с представителями производителей. Хотите узнать подробности? Ищите их по этой ссылке.
Март 2017 г.
15 марта в механо-сборочном цехе ПАО "Звезда" состоялось открытие нового, высокотехнологичного участка редукторного производства |
Больной вопрос отечественного судпрома - двигатели. В этом мы в очередной раз имели печальную возможность убедиться после 2014 года, когда забуксовало строительство фрегатов проекта 11356. Оказалось, что России срочно необходимо научиться производить продукцию, заменяющую украинские изделия от "Зори-Машпроекта", да и в принципе любых других иностранных производителей.
В марте 2017 года был сделан далеко не последний, но очень важный шаг на этом пути. Петербургский завод "Звезда" открыл редукторный комплекс, который обеспечит полный технологический цикл производства редукторов любой размерности для нужд судостроения.
Мы побывали на торжественной церемонии открытия нового участка редукторного производства завода "Звезда" и написали об этом подробный репортаж. Любопытствующие, как обычно, проходят по ссылке и читают.
Апрель 2017 г.
Продукцию николаевского завода "Зоря"-"Машпроект" заменят ГТД, произведенные рыбинским предприятием "Сатурн" / Корабел.ру |
И сразу продолжим тему очередной победой российского двигателестроения. На этот раз отличился рыбинский завод "Сатурн", где 25 апреля был введен в эксплуатацию первый отечественный сборочно-испытательный комплекс газотурбинных двигателей и агрегатов для морских программ. Событие оказалось настолько важным, что на завод в день презентации прибыл президент страны Владимир Путин.
Новоиспеченный комплекс сразу же и проверили в деле, запустив испытания газотурбинного агрегата М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2. Эта установка предназначена для применения в составе крупнейшего в мире корабля на воздушной подушке в качестве привода ходового воздушного винта.
Пропустить такую веху в истории российской промышленности "Корабел.ру", разумеется, не мог. В Рыбинск отправился наш корреспондент, своими глазами увидевший, как президент запускает на "Сатурне" новое производство. Отчет об этой командировке вас ждет по ссылке.
Май 2017 г.
На заводе "Алмаз" заложен новый корабль проекта 22460 / "Судостроительная фирма "Алмаз", ОАО |
В один день заложить сразу три судна - событие не из рядовых. Не будем вспоминать советские времена, по нынешним меркам такое сегодня практически для любой верфи сродни подвигу.
24 мая такой праздник своему коллективу, заказчикам-пограничникам и просто всем неравнодушным к российскому кораблестроению устроила судостроительная фирма "Алмаз". На стапелях верфи были заложены одновременнно два пограничных сторожевых корабля и одно патрульное судно ледового класса.
Подробнее о том, как прошла церемония и что из себя представляют эти будущие стражи российских границ, вы сможете прочитать, пройдя по ссылке.
Июнь 2017 г.
Национальный туристский форум "Реки России" / Корабел.ру |
Лето в России - время круизов и соответственно речной проблематики. По уже сложившейся традиции в июне представители речной отрасли съезжаются на форум "Реки России" в пос. Завидово Тверской области, чтобы там, на берегу реки Дойбица, обсудить ситуацию с отечественным судоходством.
В этот раз тоже съехались-обсудили. Поговорили о новой федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма", об экологии Волги, о строительстве пассажирского лайнера PV300, о причалах, дотациях, утилизационном гранте и многом другом.
Впрочем, не будем здесь все пересказывать. Наш корреспондент побывал на форуме и написал об этом отчет. Идем по ссылке и все читаем там.
Июль 2017 г.
Международный Военно-морской салон - 2017. На стенде ОСК / Корабел.ру |
Насчет июля ломать голову не пришлось. Что станет его главным событием, все и так знали очень и очень заранее - года за два до того. Это Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге. Он как раз и проводится раз в два года, напомним на всякий случай. МВМС-2017, правда, начался еще в июне, но закончился 3 июля, так что попал уже в этот месяц.
Что такое МВМС? Это новейшие корабли, контракты, соглашения и меморандумы, круглые столы, визиты высоких чинов и прочая, и прочая. Среди главных вех события - презентация морского зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-МЕ", прибытие фрегата проекта 11356 "Адмирал Макаров", соглашение между Объединенной двигателестроительной и Объединенной судостроительной корпорациями о поставках корабельных газотурбинных двигателей и агрегатов на их основе. А еще - объявление о том, что этот МВМС проводится в выставочном комплексе "Ленэкспо" в последний раз. Дальше салон будет проходить уже в Кронштадте.
У нас было море впечатлений от участия в работе салона. Часть из них ждет читателей за этой ссылкой.
Август 2017 г.
РБФ им. Куйбышева / Корабел.ру |
Последний месяц лета редакционному корпусу "Корабел.ру" запомнился знойной экспедицией вниз по Волге-матушке. Начав с Казани, мы закончили свое путешествие по судостроительным и судоремонтным предприятиям центральной России в самой Астрахани. И это не считая изрядного крюка в казахстанский город Уральск, который совершили ближе к концу поездки.
Побывали, кстати, на судостроительном заводе "Лотос", где строится тот самый круизер PV300, посмотрели на его корпус. Впечатления остались остались противоречивые. В Зеленодольске пообщались с гендиректором завода им. Горького Ренатом Мистаховым, полазили по судам A145, которые строятся для Объединенных Арабских Эмиратов...
Если мы начнем здесь перечислять те заводы, где побывали, никакого места не хватит. Статей по итогам этой экспедиции тоже родилось немало, их вы периодически могли видеть на сайте на протяжении всей осени. Поэтому просто вручаем вам очередную ссылку - там вас ждут размышления по итогам экспедиции "Корабел.ру" нашего главного редактора Николая Ивакина.
Сентябрь 2017 г.
На стенде MAN. Нева-2017 / Корабел.ру |
"Нева", "Нева" и еще раз "Нева" - вот что такое сентябрь 2017 г. для команды "Корабел.ру". Да и, честно говоря, для львиной доли ведущих предприятий судостроительной отрасли России. Эта международная выставка, как обычно, стала "гвоздем" сезона, наряду с МВМС.
На этот раз "Корабел.ру" опробовал новый для себя формат освещения события, запустив четырехдневную онлайн-хронику. На протяжении всей "Невы" мы в регулярно обновляемом материале выкладывали снимки стендов и вип-персон, фрагменты будущих интервью, проведенных на стендах, сводки с конференций и круглых столов, проходивших в рамках "Невы".
Дадим здесь ссылку на обзор последнего, четвертого дня выставки. Дочитав его до конца, вы найдете еще три ссылки - по ним можно попасть на материалы, посвященные предыдущим трем дням.
Октябрь 2017 г.
Катамаран проекта 23290 "Грифон" / Корабел.ру |
19 октября до финального этапа дошел долгосрочный проект Средне-Невского судостроительного завода. С достроечной набережной верфи в демонстрационный рейс отправился пассажирский катамаран "Грифон" проекта 23290. Судно полностью сделано из отечественного углепластика. Для Петербурга, круизного и туристического города, наличие флота таких судов принципиально важно - недаром город столько его ждал, поднимая тему готовности катамарана едва ли не на каждой пресс-конференции, посвященной въездному туризму.
"Корабел.ру" не упустил возможности в тестовом режиме прокатиться на будущем хозяине петербургских рек. Заодно побеседовали с представителями поставщиков материалов и оборудования для катамарана - об этом в итоге написана отдельная статья. На нее и даем ссылку.
Ноябрь 2017 г.
Подписание контракта на строительство / "Объединенная судостроительная корпорация" |
И здесь мы снова возвращаемся к рыбопромысловой тематике. Конец октября - начало декабря стали временем "собирания камней". Многолетние споры рыбаков, судостроителей и законодателей об инвестиционных квотах наконец дали свои плоды. Постановление о них, как мы уже говорили, было подписано правительством, и именно на конец осени пришелся серьезный вал заказов траулеров на российских судостроительных заводах.
В числе обладателей серийных контрактов оказались - Выборгский СЗ, "Адмиралтейские верфи", "Северная верфь", новый заказ получил прибалтийский завод "Янтарь".
Обзор того, что было и еще будет заказано в рамках инвестиционных квот на отечественных верфях, "Корабел.ру" опубликовал в ноябре. Очередная ссылка приведет вас к нему.
Декабрь 2017 г.
Владимир Путин дает старт отгрузке первой партии СПГ в Сабетте / Фото с сайта Kremlin.ru |
Всю интригу мы убили еще в начале, когда заговорили о конференциях, закладках судов и Сабетте. Вернее, о "Кристофе де Маржери". А еще точнее, о "Ямале СПГ" и Владимире Путине. В общем, еще раз говорим очевидное - старт первой отгрузке сжиженного природного газа на уникальный танкер ледового класса из новейшего российского порта Сабетта, который дал лично президент страны, на наш взгляд, самое яркое событие месяца.
За статьей на эту тему далеко ходить не надо - она публиковалась всего полторы недели назад. Но все равно - из принципа! - дадим на нее ссылку. Там рассказывается не только о Сабетте, но и о перспективах Северного морского пути, актуальности ледокола "Лидер", амбициозных планах "Северречфлота".
А в заключение остается пожелать, чтобы следующий год был не менее насыщен яркими и важными событиями чем этот. Да, выбирать будет еще сложнее, но это куда приятнее, чем когда выбирать просто не из чего.
С наступившим Новым годом вас, друзья!
События минувшего года вспоминал Ренарт Фасхутдинов