Как известно, прошлый год был ознаменован достижением исторического рекорда транзитных грузоперевозок по Северному морскому пути. Согласно подсчетам руководства госкорпорации "Росатом", их объемы достигли 2 120 тыс. тонн. Это оказалось тем более обнадеживающим результатом, что в 2022-м арктический транзит просел до едва 200 тыс. тонн. На что же можно рассчитывать в году текущем – с учетом всех усилий, приложенных как Россией, так и ее странами-партнерами для дальнейшего развития этой северной альтернативы Суэцкого канала?
Зимне-весенняя навигация на Севморпути в этом году началась заметно раньше обычного. С 15 октября всем судам без ледового класса не рекомендовано плавание в его восточном секторе, а к 20 октября эту акваторию должны были покинуть суда классов Ice 1 – Ice 3. Теперь свое веское слово в обеспечении круглогодичной навигации Севморпути должны сказать суда более солидных ледовых классов, а также ледоколы, которых у России становится все больше. Тем интереснее оценить достигнутое за предшествующие месяцы – особенно с учетом данных зарубежных отраслевых наблюдателей, которые пристально следят за успехами нашей страны в освоении Арктики. В частности, речь идет о недавних исследованиях норвежского Центра логистики Крайнего Севера (СHNL), основанных на информации "различных" источников, включая автоматизированные системы слежения за движением судов – АИС, но отнюдь только ими не ограничивась.
Арктический транзит: цифры и факты
С января по сентябрь (включительно) 2024 года аналитики СHNL зафиксировали 79 транзитных рейсов транспортных судов по Северному морскому пути и оценивают перевезенный груз в 2 380 тыс. тонн. Если подобные оценки верны, то речь может идти о новом рекорде транзитных грузоперевозок по Севморпути. Впрочем, эти данные нуждаются в дополнительном уточнении по полным итогам текущего года. Пока же, исходя из предварительных выводов норвежских наблюдателей, можно сделать вполне ожидаемое открытие: порядка 95% всех транзитных грузопотоков по Северному морскому пути составили перевозки из России в Китай.
Подобное соотношение свидетельствует в пользу дальнейшего активного развития наших экономических отношений и (что еще более важно), создает объективные условия для увеличения двустороннего внешнеторгового сальдо в пользу России – возможно, не с таким разрывом, как по отношению к Индии, но все же достаточно обнадеживающим.
Что же касается структуры транзитного грузопотока, то как и следовало ожидать львиную его долю составила сырая нефть. На втором месте с большим отрывом оказались навалочные и насыпные грузы – железная руда, каменный уголь и минеральные удобрения. Заметно оживилась и перевозка контейнеров, причем (в отличие от нефти и балкерных грузов) в обе стороны. Примечательно также, что контейнерные потоки из России в Китай и обратно оказались практически равными. Что же касается СПГ, то к началу октября по Севморпути был доставлена только одна его грузовая партия:
Виды грузов | Тыс.тонн | % |
Сырая нефть | 1 476 | 62 |
Жел. руда | 315 | 27 |
Уголь | 245 | |
Удобрения | 86 | |
Контейнеры | 154,7 | 6,5 |
СПГ | 72 | 3,0 |
Генгруз | 28 | 1,2 |
Нефтепродукты | 2 | < 0,2 |
Рыба и мор-ты | 1,7 | < 0,2 |
Всего: | 2 380,4 | 100 |
Из почти 80 транзитных проходов, 28 было выполнено из России в порты Поднебесной и 26 – в обратном направлении. Еще 25 рейсов было осуществлено между российскими портами: 10 в восточном и 15 в западном направлении. В итоге, с запада на восток Севморпути суда прошли 38 раз, а с востока на запад – 41 раз.
Несмотря на то, что проходов на запад было сделано больше, чем на восток, собственно доставка грузов преобладала (и значительно) именно в восточном направлении. Дело в том, что большинство (26 из 41-го) судов, следовали на запад в балласте, в то время как на восток порожними прошли лишь 7 судов из 38-ми.
"Воздух" и не только...
Большинство (15) балластных рейсов к западу были выполнены наливными танкерами, лишь восемь из которых позднее были отмечены возвращающимися в Китай с грузом российской нефти. В дополнении к этому из портов Поднебесной в Россию проследовали порожними 5 балкеров. Вернулись ли эти суда обратно по Севморпути с грузом норвежским наблюдателям установить не удалось.
Зато специалисты СHNL особо отметили балластный проход СПГ-танкера North Sky, который ранее доставил в Китай партию сжиженного газа из п. Сабетта, а также рейс китайского ледокола Xue Long 2 ("Снежный Дракон") в Мурманск, который формально проходил вне основной трассы Северного морского пути, ближе к приполярной зоне – в пределах 83-85° северной широты. Напомним, что Xue Long 2 стал вторым ледоколом Поднебесной и первым – полностью самостоятельно построенным китайскими корабелами. Принятое в эксплуатацию в 2019 г. это судно на чистой воде развивает скорость до 15 узлов и способно преодолевать лед толщиной до 1,5 м на скорости 2-3 узла:
На этом тему рейсов по "транзиту воздуха" Северным морским путем можно считать закрытой – а теперь подробнее рассмотрим достигнутые результаты по основным видам грузов.
Весь список? Пожалуйста!
Нефть. В перевозках "черного золота" за девять месяцев 2024-го приняли участие 14 танкеров, каждый из которых выполнил по одному рейсу в китайские порты. Десять из них доставили порядка 1,1 млн тонн нефти из Мурманска. Еще 320 тыс. тонн прибыло на трех судах из п. Приморск и около 66 тыс. тонн – на танкере "Михаил Ульянов" с нефтедобывающей платформы "Приразломная" (на шельфе Печорского моря). В большинстве своем отгруженные партии составляли 100-110 тыс. тонн на судно. Исключение составили танкеры Prisma (120 тыс. т), а также Sai_Baba и Nanda_Devi (вероятно, индийские), каждый из которых принял на борт по 140 тыс. тонн нефти:
Помимо ожидаемо "удобных" флагов (первый оперирует под флагом Островов Кука, а два прочих – Габона), всю троицу объединяет еще и солидный возраст (18-21 год). По совокупности это выдает в них представителей т.н. "сумеречного" флота – который трудолюбиво обеспечивает экспорт российских энергоносителей и на других направлениях. Примечательно, что ни столь почтенный возраст, ни минимальный (Ice2) ледовый класс не помешали этим судам успешно преодолеть всю трассу Северного морского пути.
Балкерные грузы. Перевозки в данном сегменте обеспечивало 7 судов (также выполнивших по одному рейсу каждое). При этом из Мурманска на двух балкерах было доставлено 315 тыс. тонн железорудного концентрата, а из Санкт-Петербурга (так же на двух) в Поднебесную пришло 86 тыс. тонн минеральных удобрений. Максимальное же количество навалочного груза (уголь) было поставлено из п. Усть-Луга на трех углевозах по 75-100 тыс. тонн каждый. Заметим, что самым крупным (160 тыс. тонн) задействованным на маршруте судном стал опять-таки двадцатилетний рудовоз Platos по флагом Панамы, вообще не имеющий ледового класса:
СПГ. В рассматриваемый период транзитом из порта Высоцк в Китай была доставлена только одна партия сжиженного "голубого топлива" в 72 тыс. тонн. Эти данные не учитывают статистики по отгрузкам СПГ из порта Сабетта, которые наблюдатели СHNL относят к общему грузопотоку по Севморпути.
Контейнеры. Из России в Поднебесную были отмечены рейсы шести контейнеровозов, два из которых доставили из п. Архангельск генеральный груз. Собственно же контейнеры перевозили четыре судна – по два из Архангельска и Санкт-Петербурга. Они же были заняты и на обратных рейсах (все в Архангельск). Дедвейт этих контейнеровозов составил 23 тыс. – 40 тыс. тонн и все они за исключением одного (25-летнего ветерана Newnew_Moon) обладают ледовым классом Ice 1-Ice 2. Объединяет же эту четверку судов то, что несмотря на разнообразные "удобные" флаги, все они находятся под управлением китайских операторов. Впрочем, более подробно о контейнерных перевозках по Северному морскому пути Korabel.ru уже рассказывал ранее.
В заключение стоит отметить некоторые особенности транзита по Севморпути генеральных грузов, так сказать, особого назначения. Речь идет о транспортировке из китайского порта Пэнлай в Мурманск двух модулей для проекта "Арктик СПГ-2" по 11 тыс. тонн каждый. Примечательно, что эта задача была решена в очень сложных условиях зимней (январь-февраль 2024г) навигации при участии двух китайских судов-большегрузов специальной постройки – Audax и Pugnax, имеющих солидный ледовый класс Arc7:
В дополнение к этому, уже в сентябре сравнительно не большую (около 3 тыс. тонн) партию генгруза из порта Наньтунь в Усть-Лугу доставил Fesco_Uliss (ледовый класс Arc4). Итак, предварительные итоги арктического транзита-2024 внушают осторожный оптимизм – остается только дождаться конца года и свериться с официальной и уже российской статистикой, а пока…
…согласно последним оценкам экспертов СHNL, к 30 октября число транзитных проходов судов по Северному морскому пути достигло 95-ти, а транзитный грузопоток превысил 3 млн тонн. Как видим, зимняя навигация стартовала довольно успешно. А пока обрабатываются данные за ноябрь, до Нового года остается еще целый месяц – а значит есть время и для достижения очередных рекордов.