Будущее транспортной отрасли России ежегодно обсуждают на "Транспортной неделе". В этом году мероприятие прошло 16-20 ноября в Москве. Каким проектам дала жизнь "Транспортная неделя-2020"? Какие задачи обсуждались в рамках мероприятия? Какие перспективы озвучены?
Президент Владимир Путин назвал развитие транспортной отрасли одной из главных стратегических задач. Именно её потенциал востребован в первую очередь, когда мы говорим о росте национальной экономики.
- Это важно для достижения общенациональных целей развития, реализации всех ключевых национальных проектов, федеральных и региональных программ, которые направлены на то, чтобы сделать жизнь людей лучше и комфортнее. <…> Важно уделить особое внимание цифровизации транспортной отрасли. Она затрагивает все её сегменты, позволяет обеспечить чёткую работу логистических цепочек и, конечно, сократить время в пути, – отметил Михаил Мишустин на открытии XIV Международного форума "Транспорт России".
Среди самых масштабных проектов, реализованных в последнее время в сфере судостроения, по мнению Председателя Правительства, - это строительство самого большого в мире неатомного ледокола "Виктор Черномырдин" и головного универсального атомного ледокола "Арктика".
Не так давно в СМИ прошла информация о том, что в Астраханской области создадут портовую ОЭЗ и сформируют Каспийский кластер. Он станет грузовой базой для международного транспортного коридора "Север - Юг", который связывает страны Европы с Ираном и Индией.
Данный вопрос стал одним из активно обсуждаемых на международном форуме в рамках "Транспортной недели-2020". Астраханскую область представил член комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Федерального Собрания РФ Геннадий Орденов. На пленарной дискуссии он рассказал о преимуществах создания Каспийского кластера. В рамках поручений президента РФ Владимира Путина подписано постановление правительства в ноябре этого года. На реализацию проекта будет выделено финансирование до 2023 года – порядка 3 млрд рублей и после 2023 года – ещё 7,5 млрд рублей.
На данный момент уже 5 крупных компаний изъявили желание стать якорными резидентами портовой ОЭЗ. Они готовы инвестировать в развитие инфраструктуры морского порта Оля порядка 20 млрд рублей и в строительство контейнерного терминала порядка 15 млрд рублей, отметил Геннадий Орденов.
Поэтапно планируется построить 8-й и 9-й причалы в порту Оля, оснастить их дополнительной современной перегрузочной техникой, завершить строительство грузового терминала. Сейчас инвестором ООО "ПЛК "Каспий" ведутся проектные работы и экономическое обоснование строительства.
- В течение 2 лет будет построена первая очередь контейнерного терминала, который будет принимать грузы из Средней Азии, Индии и направляться в сторону Европы и европейской части РФ и распределяться по российской территории, - предполагает генеральный директор ООО "ПЛК "Каспий" Олег Савченко. – Более того, могу сказать, что интерес со стороны российских компаний, с точки зрения экспорта сельскохозяйственной продукции, промышленных товаров, сегодня огромный. Поэтому как минимум мы рассчитываем на грузооборот миллион тонн в первые 2 года, потом с выходом на запланированные 5-8 млн тонн. Это грузы, которые, к сожалению, сегодня направляются мимо Астрахани.
Необходимо консолидировать силы
Начало сотрудничеству положено
- Это важно для достижения общенациональных целей развития, реализации всех ключевых национальных проектов, федеральных и региональных программ, которые направлены на то, чтобы сделать жизнь людей лучше и комфортнее. <…> Важно уделить особое внимание цифровизации транспортной отрасли. Она затрагивает все её сегменты, позволяет обеспечить чёткую работу логистических цепочек и, конечно, сократить время в пути, – отметил Михаил Мишустин на открытии XIV Международного форума "Транспорт России".
Михаил Мишустин на открытии форума "Транспорт России" / Правительство России |
Среди самых масштабных проектов, реализованных в последнее время в сфере судостроения, по мнению Председателя Правительства, - это строительство самого большого в мире неатомного ледокола "Виктор Черномырдин" и головного универсального атомного ледокола "Арктика".
Потенциал водного транспорта
В рамках "Недели" прошла отраслевая конференция о приоритетах развития водного транспорта. В онлайн-режиме к участникам мероприятия обратился помощник Президента России Игорь Левитин. Он отметил огромный потенциал водного транспорта и важность укрепления сектора речных перевозок для страны и транспортного комплекса. Речь идет о двух формирующихся национальных проектах – разрабатываемом отраслевом нацпроекте, а также готовящегося Ростуризмом нацпроекте "Туризм и индустрия гостеприимства".
О целях и параметрах формируемого национального проекта "Внутренний водный транспорт" рассказал руководитель Росморречфлота Александр Пошивай. Он сообщил, что работа над нацпроектом ведется в тесном взаимодействии с регионами, профильным комитетом Госдумы и общественными организациями. Основная миссия разрабатываемого документа – развитие регионов России и обеспечение национальной безопасности страны путем развития внутренних водных путей.
Предложения о развитии внутреннего водного и морского транспорта высказали представители Минсельхоза, Ростуризма, Росатома, Совкомфлота, Российской палаты судоходства, регионов, экспертных организаций.
По итогам отраслевой конференции заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков подчеркнул, что были рассмотрены три блока вопросов в области морского и речного транспорта – формирование национального проекта "Внутренние водные пути", развитие судоходства в Арктике и переформатирование Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2030 года. В настоящее время в рамках реализации КПМИ делается огромный задел на будущее – строятся порты, морские и речные суда, ведется дноуглубление, реконструируются гидротехнические сооружения.
В частности, замминистра подробно остановился на вопросе реализации нацпроекта "Внутренние водные пути", который обсуждался на отраслевой конференции.
- При подготовке данного проекта мы детально работали практически с каждым субъектом страны. Напомню, что 60 российских субъектов имеют выход к воде, к внутренним водным путям. И для 78 % территории водные пути является безальтернативным видом транспорта. На конференции мы получили много новых идей, предложений, замечаний. Все они были запущены в работу. Благодаря этому документ должен получиться качественным, – добавил он.
О целях и параметрах формируемого национального проекта "Внутренний водный транспорт" рассказал руководитель Росморречфлота Александр Пошивай. Он сообщил, что работа над нацпроектом ведется в тесном взаимодействии с регионами, профильным комитетом Госдумы и общественными организациями. Основная миссия разрабатываемого документа – развитие регионов России и обеспечение национальной безопасности страны путем развития внутренних водных путей.
Предложения о развитии внутреннего водного и морского транспорта высказали представители Минсельхоза, Ростуризма, Росатома, Совкомфлота, Российской палаты судоходства, регионов, экспертных организаций.
Отраслевая конференция "Водный транспорт. Приоритеты развития" / Министерство транспорта РФ |
По итогам отраслевой конференции заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков подчеркнул, что были рассмотрены три блока вопросов в области морского и речного транспорта – формирование национального проекта "Внутренние водные пути", развитие судоходства в Арктике и переформатирование Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2030 года. В настоящее время в рамках реализации КПМИ делается огромный задел на будущее – строятся порты, морские и речные суда, ведется дноуглубление, реконструируются гидротехнические сооружения.
В частности, замминистра подробно остановился на вопросе реализации нацпроекта "Внутренние водные пути", который обсуждался на отраслевой конференции.
- При подготовке данного проекта мы детально работали практически с каждым субъектом страны. Напомню, что 60 российских субъектов имеют выход к воде, к внутренним водным путям. И для 78 % территории водные пути является безальтернативным видом транспорта. На конференции мы получили много новых идей, предложений, замечаний. Все они были запущены в работу. Благодаря этому документ должен получиться качественным, – добавил он.
О важности портовой ОЭЗ
Не так давно в СМИ прошла информация о том, что в Астраханской области создадут портовую ОЭЗ и сформируют Каспийский кластер. Он станет грузовой базой для международного транспортного коридора "Север - Юг", который связывает страны Европы с Ираном и Индией.
Данный вопрос стал одним из активно обсуждаемых на международном форуме в рамках "Транспортной недели-2020". Астраханскую область представил член комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Федерального Собрания РФ Геннадий Орденов. На пленарной дискуссии он рассказал о преимуществах создания Каспийского кластера. В рамках поручений президента РФ Владимира Путина подписано постановление правительства в ноябре этого года. На реализацию проекта будет выделено финансирование до 2023 года – порядка 3 млрд рублей и после 2023 года – ещё 7,5 млрд рублей.
На данный момент уже 5 крупных компаний изъявили желание стать якорными резидентами портовой ОЭЗ. Они готовы инвестировать в развитие инфраструктуры морского порта Оля порядка 20 млрд рублей и в строительство контейнерного терминала порядка 15 млрд рублей, отметил Геннадий Орденов.
Поэтапно планируется построить 8-й и 9-й причалы в порту Оля, оснастить их дополнительной современной перегрузочной техникой, завершить строительство грузового терминала. Сейчас инвестором ООО "ПЛК "Каспий" ведутся проектные работы и экономическое обоснование строительства.
- В течение 2 лет будет построена первая очередь контейнерного терминала, который будет принимать грузы из Средней Азии, Индии и направляться в сторону Европы и европейской части РФ и распределяться по российской территории, - предполагает генеральный директор ООО "ПЛК "Каспий" Олег Савченко. – Более того, могу сказать, что интерес со стороны российских компаний, с точки зрения экспорта сельскохозяйственной продукции, промышленных товаров, сегодня огромный. Поэтому как минимум мы рассчитываем на грузооборот миллион тонн в первые 2 года, потом с выходом на запланированные 5-8 млн тонн. Это грузы, которые, к сожалению, сегодня направляются мимо Астрахани.
Старт дан!
Одно из ключевых мероприятий "Транспортной недели-2020" - выставка "Транспорт России", призвана презентовать Правительству РФ результаты работы транспортной отрасли за год и обеспечить диалог бизнеса и власти для совместного решения задач.
Так, на стенде в Гостином Дворе предприятие "Росморпорт" представило флагман флота – ледокол "Виктор Черномырдин", а также презентовало ключевые проекты по модернизации портовой инфраструктуры, планы по обновлению и развитию флота. На выставочной экспозиции предприятия, в частности, рассказано о ходе строительства экологичных автомобильно-железнодорожных паромов для линии "Усть-Луга – Балтийск", вводе в эксплуатацию рабочих катеров с гибридной системой электродвижения "Виктор Воротыло" и "Анатолий Климов" и планах по строительству двухтопливных ледоколов, способных работать на сжиженном природном газе, мощностью 12-14 МВт.
Отметим, сегодня ФГУП "Росморпорт" является заказчиком по 35 проектам строительства и реконструкции объектов портовой инфраструктуры Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Свыше 19 миллиардов рублей собственных средств ФГУП "Росморпорт" будет вложено в портовую инфраструктуру до 2030 года.
После осмотра выставки премьер-министр России Михаил Мишустин дал старт строительству объектов универсального торгового терминала "Усть-Луга". Церемония запуска прошла в режиме телемоста на выставке "Транспорт России". Гендиректор торгового терминала "Усть-Луга" Алексей Жарков доложил премьеру о готовности приступить к старту, после чего Мишустин дал разрешение на начало строительных работ.
Также в этот день премьер-министр в режиме телемоста принял участие в церемонии запуска железнодорожного парка приема вагонов "Новый" третьей очереди углепогрузочного комплекса морского порта Восточный.
Премьеру доложили, что Восточный порт готов к запуску, и попросили разрешения приступить к запуску железнодорожного парка приема вагонов "Новый" на станции "Находка-Восточная" ДВЖД. Запуск был осуществлен успешно. Мишустин отметил, что порт Восточный играет огромную роль на Дальнем Востоке.
Так, на стенде в Гостином Дворе предприятие "Росморпорт" представило флагман флота – ледокол "Виктор Черномырдин", а также презентовало ключевые проекты по модернизации портовой инфраструктуры, планы по обновлению и развитию флота. На выставочной экспозиции предприятия, в частности, рассказано о ходе строительства экологичных автомобильно-железнодорожных паромов для линии "Усть-Луга – Балтийск", вводе в эксплуатацию рабочих катеров с гибридной системой электродвижения "Виктор Воротыло" и "Анатолий Климов" и планах по строительству двухтопливных ледоколов, способных работать на сжиженном природном газе, мощностью 12-14 МВт.
Отметим, сегодня ФГУП "Росморпорт" является заказчиком по 35 проектам строительства и реконструкции объектов портовой инфраструктуры Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Свыше 19 миллиардов рублей собственных средств ФГУП "Росморпорт" будет вложено в портовую инфраструктуру до 2030 года.
Михаил Мишустин на выставке "Транспорт России" / Правительство России |
После осмотра выставки премьер-министр России Михаил Мишустин дал старт строительству объектов универсального торгового терминала "Усть-Луга". Церемония запуска прошла в режиме телемоста на выставке "Транспорт России". Гендиректор торгового терминала "Усть-Луга" Алексей Жарков доложил премьеру о готовности приступить к старту, после чего Мишустин дал разрешение на начало строительных работ.
Также в этот день премьер-министр в режиме телемоста принял участие в церемонии запуска железнодорожного парка приема вагонов "Новый" третьей очереди углепогрузочного комплекса морского порта Восточный.
Премьеру доложили, что Восточный порт готов к запуску, и попросили разрешения приступить к запуску железнодорожного парка приема вагонов "Новый" на станции "Находка-Восточная" ДВЖД. Запуск был осуществлен успешно. Мишустин отметил, что порт Восточный играет огромную роль на Дальнем Востоке.
Запуск ж/д парка приема вагонов "Новый" углепогрузочного комплекса порта Восточный / Правительство России |
Необходимо консолидировать силы
В рамках "Транспортной недели-2020" также прошел съезд Союза транспортников России совместно с Министерством транспорта РФ при участии Администрации Президента России, Правительства РФ, комитета Госдумы по транспорту и строительству, субъектов страны.
В приветственном слове председатель съезда Василий Ефимов вкратце рассказал о работе Союза, направленной на поддержку транспортных предприятий, терпящих убытки и имеющих крайне негативные последствия в виду сложившейся эпидемиологической обстановки.
Говоря о речном транспорте, Василий Ефимов заострил внимание на том, что только для речного транспорта Дальнего Востока и Сибири требуется 1,5 млрд рублей субсидий для покрытия расходов. В непростых условиях проходила в этом году навигация речной отрасли, которая, как известно, во многих регионах Сибири и Дальнего Востока практически является безальтернативным видом транспорта. В результате недостаточной финансовой поддержки по этим и другим видам транспорта значительные убытки понесли многие судоходные компании.
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по транспорту и строительству Евгений Москвичев отметил, что необходимо обратить внимание на сложившуюся ситуацию в судоходных компаниях.
- В этом году с большими проблемами они встретились не только из-за пандемии. Продолжает оставаться серьезным вопрос о глубинах рек Волга и Лена. Кроме того, необходимо менять концепцию развития речного транспорта. На сегодняшний день лизинги судоходным компаниям предоставляются под огромные проценты. Нужно их снизить до 4 %, а кредиты выдавать максимум под 7 % годовых. Необходимо консолидировать все силы и работать в этом направлении, - подчеркнул Евгений Москвичев.
В приветственном слове председатель съезда Василий Ефимов вкратце рассказал о работе Союза, направленной на поддержку транспортных предприятий, терпящих убытки и имеющих крайне негативные последствия в виду сложившейся эпидемиологической обстановки.
Говоря о речном транспорте, Василий Ефимов заострил внимание на том, что только для речного транспорта Дальнего Востока и Сибири требуется 1,5 млрд рублей субсидий для покрытия расходов. В непростых условиях проходила в этом году навигация речной отрасли, которая, как известно, во многих регионах Сибири и Дальнего Востока практически является безальтернативным видом транспорта. В результате недостаточной финансовой поддержки по этим и другим видам транспорта значительные убытки понесли многие судоходные компании.
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по транспорту и строительству Евгений Москвичев отметил, что необходимо обратить внимание на сложившуюся ситуацию в судоходных компаниях.
- В этом году с большими проблемами они встретились не только из-за пандемии. Продолжает оставаться серьезным вопрос о глубинах рек Волга и Лена. Кроме того, необходимо менять концепцию развития речного транспорта. На сегодняшний день лизинги судоходным компаниям предоставляются под огромные проценты. Нужно их снизить до 4 %, а кредиты выдавать максимум под 7 % годовых. Необходимо консолидировать все силы и работать в этом направлении, - подчеркнул Евгений Москвичев.
Начало сотрудничеству положено
"Транспортная неделя-2020" стала площадкой для обсуждения реальных проектов и заключения соглашений.
Так, 18 ноября в рамках "Транспортной недели-2020" в Москве состоялось подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве между Министерством транспорта Пермского края, Корпорацией развития Пермского края и АО "Холдинговая компания "Ак Барс" (в последнюю входит судостроительная корпорация).
Соглашение направлено на развитие системы водного транспорта в Прикамье, увеличение пассажирских и грузовых речных перевозок, реализацию проектов по судостроению на территории региона.
- Приложим максимум усилий для воссоздания судостроительного комплекса Пермского края, организации перевозки грузов по рекам, реализации потенциала водного туризма. Если мы будем двигаться вместе с Республикой Татарстан в этом направлении, то шансов выполнить все поставленные цели у нас будет значительно больше, – отметил губернатор Пермского края Дмитрий Махонин. Благодаря соглашению в Прикамье усилится работа по судоремонту, проектированию и созданию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере судостроения.
Известно также, что в Москве в рамках выставки "Транспорт России – 2020" подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией Курской области и Группой компаний "Новотранс". Цель соглашения - установление долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества по организации перевалки промышленных грузов предприятий Курской области, а также сельскохозяйственной продукции региона на терминале LUGAPORT, который "Новотранс" строит в порту Усть-Луга Ленинградской области. Терминал будет введен в эксплуатацию в конце 2024 года. Он позволит экспортерам переваливать широкую номенклатуру грузов: навалочные, генеральные, зерновые и пищевые грузы общим объёмом 24,3 млн тонн в год.
А губернатор Самарской области Дмитрий Азаров в своем Инстаграме рассказал о встрече с представителями судостроительной компании "Эмпериум". Известно, что предприятие из Санкт-Петербурга производит городской водный электротранспорт, и речь на встрече шла как раз о сотрудничестве и возможном приобретении новых судов для перевозок пассажиров по Волге.
Так, 18 ноября в рамках "Транспортной недели-2020" в Москве состоялось подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве между Министерством транспорта Пермского края, Корпорацией развития Пермского края и АО "Холдинговая компания "Ак Барс" (в последнюю входит судостроительная корпорация).
Состоялось подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве / Сайт губернатора и Правительтсва Пермского края |
Соглашение направлено на развитие системы водного транспорта в Прикамье, увеличение пассажирских и грузовых речных перевозок, реализацию проектов по судостроению на территории региона.
- Приложим максимум усилий для воссоздания судостроительного комплекса Пермского края, организации перевозки грузов по рекам, реализации потенциала водного туризма. Если мы будем двигаться вместе с Республикой Татарстан в этом направлении, то шансов выполнить все поставленные цели у нас будет значительно больше, – отметил губернатор Пермского края Дмитрий Махонин. Благодаря соглашению в Прикамье усилится работа по судоремонту, проектированию и созданию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере судостроения.
Известно также, что в Москве в рамках выставки "Транспорт России – 2020" подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией Курской области и Группой компаний "Новотранс". Цель соглашения - установление долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества по организации перевалки промышленных грузов предприятий Курской области, а также сельскохозяйственной продукции региона на терминале LUGAPORT, который "Новотранс" строит в порту Усть-Луга Ленинградской области. Терминал будет введен в эксплуатацию в конце 2024 года. Он позволит экспортерам переваливать широкую номенклатуру грузов: навалочные, генеральные, зерновые и пищевые грузы общим объёмом 24,3 млн тонн в год.
А губернатор Самарской области Дмитрий Азаров в своем Инстаграме рассказал о встрече с представителями судостроительной компании "Эмпериум". Известно, что предприятие из Санкт-Петербурга производит городской водный электротранспорт, и речь на встрече шла как раз о сотрудничестве и возможном приобретении новых судов для перевозок пассажиров по Волге.
Евгения Добош