Президент Владимир Путин назвал развитие транспортной отрасли одной из главных стратегических задач. Именно её потенциал востребован в первую очередь, когда мы говорим о росте национальной экономики.
- Это важно для достижения общенациональных целей развития, реализации всех ключевых национальных проектов, федеральных и региональных программ, которые направлены на то, чтобы сделать жизнь людей лучше и комфортнее. <…> Важно уделить особое внимание цифровизации транспортной отрасли. Она затрагивает все её сегменты, позволяет обеспечить чёткую работу логистических цепочек и, конечно, сократить время в пути, – отметил Михаил Мишустин на открытии XIV Международного форума "Транспорт России".
|
Михаил Мишустин на открытии форума "Транспорт России" / Правительство России |
Среди самых масштабных проектов, реализованных в последнее время в сфере судостроения, по мнению Председателя Правительства, - это строительство самого большого в мире неатомного ледокола "Виктор Черномырдин" и головного универсального атомного ледокола "Арктика".
Потенциал водного транспорта
В рамках "Недели" прошла отраслевая конференция о приоритетах развития водного транспорта. В онлайн-режиме к участникам мероприятия обратился помощник Президента России Игорь Левитин. Он отметил огромный потенциал водного транспорта и важность укрепления сектора речных перевозок для страны и транспортного комплекса. Речь идет о двух формирующихся национальных проектах – разрабатываемом отраслевом нацпроекте, а также готовящегося Ростуризмом нацпроекте "Туризм и индустрия гостеприимства".
О целях и параметрах формируемого национального проекта "Внутренний водный транспорт" рассказал руководитель Росморречфлота Александр Пошивай. Он сообщил, что работа над нацпроектом ведется в тесном взаимодействии с регионами, профильным комитетом Госдумы и общественными организациями. Основная миссия разрабатываемого документа – развитие регионов России и обеспечение национальной безопасности страны путем развития внутренних водных путей.
Предложения о развитии внутреннего водного и морского транспорта высказали представители Минсельхоза, Ростуризма, Росатома, Совкомфлота, Российской палаты судоходства, регионов, экспертных организаций.
|
Отраслевая конференция "Водный транспорт. Приоритеты развития" / Министерство транспорта РФ |
По итогам отраслевой конференции заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков подчеркнул, что были рассмотрены три блока вопросов в области морского и речного транспорта – формирование национального проекта "Внутренние водные пути", развитие судоходства в Арктике и переформатирование Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2030 года. В настоящее время в рамках реализации КПМИ делается огромный задел на будущее – строятся порты, морские и речные суда, ведется дноуглубление, реконструируются гидротехнические сооружения.
В частности, замминистра подробно остановился на вопросе реализации нацпроекта "Внутренние водные пути", который обсуждался на отраслевой конференции.
- При подготовке данного проекта мы детально работали практически с каждым субъектом страны. Напомню, что 60 российских субъектов имеют выход к воде, к внутренним водным путям. И для 78 % территории водные пути является безальтернативным видом транспорта. На конференции мы получили много новых идей, предложений, замечаний. Все они были запущены в работу. Благодаря этому документ должен получиться качественным, – добавил он.
О важности портовой ОЭЗ
Не так давно в СМИ прошла информация о том, что в Астраханской области создадут портовую ОЭЗ и сформируют Каспийский кластер. Он станет грузовой базой для международного транспортного коридора "Север - Юг", который связывает страны Европы с Ираном и Индией.
Данный вопрос стал одним из активно обсуждаемых на международном форуме в рамках "Транспортной недели-2020". Астраханскую область представил член комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Федерального Собрания РФ Геннадий Орденов. На пленарной дискуссии он рассказал о преимуществах создания Каспийского кластера. В рамках поручений президента РФ Владимира Путина подписано постановление правительства в ноябре этого года. На реализацию проекта будет выделено финансирование до 2023 года – порядка 3 млрд рублей и после 2023 года – ещё 7,5 млрд рублей.
На данный момент уже 5 крупных компаний изъявили желание стать якорными резидентами портовой ОЭЗ. Они готовы инвестировать в развитие инфраструктуры морского порта Оля порядка 20 млрд рублей и в строительство контейнерного терминала порядка 15 млрд рублей, отметил Геннадий Орденов.
Поэтапно планируется построить 8-й и 9-й причалы в порту Оля, оснастить их дополнительной современной перегрузочной техникой, завершить строительство грузового терминала. Сейчас инвестором ООО "ПЛК "Каспий" ведутся проектные работы и экономическое обоснование строительства.
- В течение 2 лет будет построена первая очередь контейнерного терминала, который будет принимать грузы из Средней Азии, Индии и направляться в сторону Европы и европейской части РФ и распределяться по российской территории, - предполагает генеральный директор ООО "ПЛК "Каспий" Олег Савченко. – Более того, могу сказать, что интерес со стороны российских компаний, с точки зрения экспорта сельскохозяйственной продукции, промышленных товаров, сегодня огромный. Поэтому как минимум мы рассчитываем на грузооборот миллион тонн в первые 2 года, потом с выходом на запланированные 5-8 млн тонн. Это грузы, которые, к сожалению, сегодня направляются мимо Астрахани.
Старт дан!
Одно из ключевых мероприятий "Транспортной недели-2020" - выставка "Транспорт России", призвана презентовать Правительству РФ результаты работы транспортной отрасли за год и обеспечить диалог бизнеса и власти для совместного решения задач.
Так, на стенде в Гостином Дворе предприятие "Росморпорт" представило флагман флота – ледокол "Виктор Черномырдин", а также презентовало ключевые проекты по модернизации портовой инфраструктуры, планы по обновлению и развитию флота. На выставочной экспозиции предприятия, в частности, рассказано о ходе строительства экологичных автомобильно-железнодорожных паромов для линии "Усть-Луга – Балтийск", вводе в эксплуатацию рабочих катеров с гибридной системой электродвижения "Виктор Воротыло" и "Анатолий Климов" и планах по строительству двухтопливных ледоколов, способных работать на сжиженном природном газе, мощностью 12-14 МВт.
Отметим, сегодня ФГУП "Росморпорт" является заказчиком по 35 проектам строительства и реконструкции объектов портовой инфраструктуры Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Свыше 19 миллиардов рублей собственных средств ФГУП "Росморпорт" будет вложено в портовую инфраструктуру до 2030 года.
|
Михаил Мишустин на выставке "Транспорт России" / Правительство России |
После осмотра выставки
премьер-министр России Михаил Мишустин дал старт строительству объектов универсального торгового терминала "Усть-Луга". Церемония запуска прошла в режиме телемоста на выставке "Транспорт России". Гендиректор торгового терминала "Усть-Луга" Алексей Жарков доложил премьеру о готовности приступить к старту, после чего Мишустин дал разрешение на начало строительных работ.
Также в этот день премьер-министр в режиме телемоста принял участие в церемонии запуска железнодорожного парка приема вагонов "Новый"
третьей очереди углепогрузочного комплекса морского порта Восточный.
Премьеру доложили, что Восточный порт готов к запуску, и попросили разрешения приступить к запуску железнодорожного парка приема вагонов "Новый" на станции "Находка-Восточная" ДВЖД. Запуск был осуществлен успешно. Мишустин отметил, что порт Восточный играет огромную роль на Дальнем Востоке.
|
Запуск ж/д парка приема вагонов "Новый" углепогрузочного комплекса порта Восточный / Правительство России |
Необходимо консолидировать силы
В рамках "Транспортной недели-2020" также прошел съезд Союза транспортников России совместно с Министерством транспорта РФ при участии Администрации Президента России, Правительства РФ, комитета Госдумы по транспорту и строительству, субъектов страны.
В приветственном слове председатель съезда Василий Ефимов вкратце рассказал о работе Союза, направленной на поддержку транспортных предприятий, терпящих убытки и имеющих крайне негативные последствия в виду сложившейся эпидемиологической обстановки.
Говоря о речном транспорте, Василий Ефимов заострил внимание на том, что только для речного транспорта Дальнего Востока и Сибири требуется 1,5 млрд рублей субсидий для покрытия расходов. В непростых условиях проходила в этом году навигация речной отрасли, которая, как известно, во многих регионах Сибири и Дальнего Востока практически является безальтернативным видом транспорта. В результате недостаточной финансовой поддержки по этим и другим видам транспорта значительные убытки понесли многие судоходные компании.
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по транспорту и строительству Евгений Москвичев отметил, что необходимо обратить внимание на сложившуюся ситуацию в судоходных компаниях.
- В этом году с большими проблемами они встретились не только из-за пандемии. Продолжает оставаться серьезным вопрос о глубинах рек Волга и Лена. Кроме того, необходимо менять концепцию развития речного транспорта. На сегодняшний день лизинги судоходным компаниям предоставляются под огромные проценты. Нужно их снизить до 4 %, а кредиты выдавать максимум под 7 % годовых. Необходимо консолидировать все силы и работать в этом направлении, - подчеркнул Евгений Москвичев.
Начало сотрудничеству положено
"Транспортная неделя-2020" стала площадкой для обсуждения реальных проектов и заключения соглашений.
Так, 18 ноября в рамках "Транспортной недели-2020" в Москве состоялось подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве между Министерством транспорта Пермского края, Корпорацией развития Пермского края и АО "Холдинговая компания "Ак Барс" (в последнюю входит судостроительная корпорация).
|
Состоялось подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве / Сайт губернатора и Правительтсва Пермского края |
Соглашение направлено на развитие системы водного транспорта в Прикамье, увеличение пассажирских и грузовых речных перевозок, реализацию проектов по судостроению на территории региона.
- Приложим максимум усилий для воссоздания судостроительного комплекса Пермского края, организации перевозки грузов по рекам, реализации потенциала водного туризма. Если мы будем двигаться вместе с Республикой Татарстан в этом направлении, то шансов выполнить все поставленные цели у нас будет значительно больше, – отметил губернатор Пермского края Дмитрий Махонин. Благодаря соглашению в Прикамье усилится работа по судоремонту, проектированию и созданию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере судостроения.
Известно также, что в
Москве в рамках выставки "Транспорт России – 2020" подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией Курской области и Группой компаний "Новотранс". Цель соглашения - установление долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества по организации перевалки промышленных грузов предприятий Курской области, а также сельскохозяйственной продукции региона на терминале LUGAPORT, который "Новотранс" строит в порту Усть-Луга Ленинградской области. Терминал будет введен в эксплуатацию в конце 2024 года. Он позволит экспортерам переваливать широкую номенклатуру грузов: навалочные, генеральные, зерновые и пищевые грузы общим объёмом 24,3 млн тонн в год.
А губернатор Самарской области Дмитрий Азаров в своем Инстаграме рассказал о встрече с представителями судостроительной компании "Эмпериум". Известно, что предприятие из Санкт-Петербурга производит городской водный электротранспорт, и речь на встрече шла как раз о сотрудничестве и возможном приобретении новых судов для перевозок пассажиров по Волге.
Евгения Добош